Виды трудовой деятельности учащихся и педагогические требования к ее организации

Для того чтобы правильно организовать трудовое воспитание и в полной мере использовать воспитательную силу труда, мы проводим следующую педагогическую классификацию видов труда.

1. Общественная значимость. В одних видах труда ярко вы­ражена общественная направленность, в других эта сторона мало понятна ребенку. Закладывая полезащитную лесополосу или дубраву и ухаживая за ней несколько лет или подметая ежедневно пол в классе и вытирая пыль с парт, ученики в обоих случаях выполняют общественно необходимый труд, имеющий большое воспитательное значение. Но если в первом случае ученик принимает непосредственное участие в созда­нии материально-технической базы общества, то во втором слу­чае труд не выходит за рамки самообслуживания; такой труд не может утвердить тех же чувств и убеждений, что и в первом случае. Вместе с тем самообслуживание имеет и свои преиму­щества: воспитывает аккуратность, уважение к простому тру­ду и людям скромных, незаметных профессий.

Мы добиваемся, чтобы в жизни учащихся имел место труд разной общественной значимости; чтобы те виды труда, в ко­торых ярче всего раскрывается участие в создании и укрепле­нии материально-технической базы общества, постепенно вхо­дили в жизнь ребенка уже в младшем возрасте. Это имеет большое значение для воспитания чувства чести, гордости труженика. Но вместе с тем мы придаем большое значение лю­бому труду, 'каким бы неинтересным и нелегким он ни был. Мы добиваемся того, чтобы с раннего детства каждый ребенок почувствовал, что, если он не соберет удобрений и не внесет их в почву, если он не потрудится напряженно в знойный летний и в морозный зимний день, он не создаст никаких ма­териальных, а следовательно и духовных, благ, у него не бу­дет радостей жизни.

2. Соотношение учебных и воспитательных целей (здесь в понятие «воспитательные цели» вкладывается узкий смысл ­моральное воспитание). Одни виды труда выполняются, прежде всего, с целью овладеть знаниями, умениями, навыками; дру­гие преследуют чисто воспитательную цель - сформировать нравственные понятия, убеждения, привычки, Обогатить нрав­ственный опыт. Хотя овладение научными знаниями и трудо­выми умениями включает формирование мировоззренческих убеждений и, следовательно, ученик, обучаясь, воспитывает­ся, однако самый процесс этого труда имеет важнейшей целью научиться, знать, уметь.

Труд в процессе обучения всегда имеет ярко выраженный по­знавательный характер. Цель труда считается достигнутой, ес­ли ученик хорошо знает. Кроме труда за партой, за книгой, по­знавательный характер имеют и опыты на школьном участке, лабораторные работы по физике и химии, измерительные ра­боты на местности, сбор гербариев, коллекций и др. Очень важ­но, чтобы во всех этих видах труда конечная цель не заклю­чалась только в познании мира. Опытнический труд наших учеников преследует двоякую цель: узнать и создать, по­знать закономерности природы и сделать хотя бы маленький уголок земли богаче, красивее. Мы добиваемся того, чтобы, обучаясь, овладевая знаниями, школьники создавали матери­альные ценности (механизмы и инструменты - в мастерской, семена и плоды - на участке).

Наряду с трудом, непосредственно связанным с обучени­ем, большую роль играет труд, главная цель которого воспи­тать нравственные качества человека, дать каждому ученику радость, счастье общественного труда, чувство гордости граж­данина. Эта воспитательная цель достигается тем, что учени­ки создают материальные ценности большой общественной значимости. Например, вступив в пионеры, наши школьники закладывают дубраву и затем несколько лет ухаживают за посаженными деревьями. Во времени окончания школы они уже видят значительные результаты своего труда: дубрава на­дежно укрепляет склоны оврага от эрозии. Таким путем мы добиваемся того, чтобы труд учеников как можно больше выхо­дил за пределы школы и школьных интересов, чтобы каждый ученик чувствовал себя участником общественной жизни.

3. Роль и место в осуществлении умственного, нравственно­го, физического, эстетического воспитания политехнического образования. Детям младшего возраста наиболее доступны эстетические и общественно полезные цели труда. В красоте трудового процесса и его материальном результате ребенок утверждает свое моральное достоинство, переживает чувство гордости, - эстетические чувства в этом возрасте являются одним из самых богатых источников чувств моральных. Вот почему подавляющее большинство видов труда детей младше­го возраста имеет у нас ярко выраженный эстетический ха­рактер: дети создают красоту. Отсюда и соответствующие ви­ды труда: выращивание цветов и уход за ними, изготовление вещей, практическая ценность которых определяется главным образом их красотой и ролью в удовлетворении эстетических потребностей. Маленькие дети стремятся выполнить четко и красиво и такую работу, в которой на первом месте стоит уже не эстетическая, а опытническая или общественно полезная направленность. Стремление детей к красивому мы использу­ем для идейного и интеллектуального обогащения труда. Все, что делают маленькие дети, должно быть красивым.

Есть виды трудовой деятельности и длительные трудовые процессы, которые по своему содержанию играют важную роль: одни - в осуществлении умственного, другие - нрав­ственного, третьи - физического воспитания, четвертые - в политехническом образовании. Всестороннее развитие личности зависит от того, насколько глубоко преломляются в труде все важнейшие составные части коммунистического воспита­ния.

4. Соотношение умственных и физических усилий. Одно из самых важных правил трудового воспитания - сочетание ум­ственного труда с физическим. Мы не допускаем, чтобы одни ученики создавали и осуществляли творческие замыслы (на­пример, конструировали действующие модели), а другие вы­полняли однообразную физическую работу. Во всяком замысле есть физический - однообразный, часто неприятный труд, и выполнять его должен тот, кто осуществляет творческий замы­сел. Чем проще, однообразнее физический труд, тем важнее, чтобы он был не конечной целью, а средством достижения конечной цели - творческого замысла. Одну из главных пред­посылок психологической подготовки молодого поколения к труду мы видим в том, чтобы простой труд в поле или на ферме не переживался молодежью только как приложение физических усилий. Мы добиваемся такого соотношения работы рук и мыс­ли, чтобы физический труд привлекал юношей и девушек как сфера духовного роста, совершенствования. Создавая матери­альные ценности, ученики в то же время исследуют, экспери­ментируют, изучают закономерности природы, техники и тех­нологии, совершенствуют технологические процессы. Там, где самый нелегкий, однообразный труд, - на животноводческой ферме, - там ведется и самая интересная исследовательская работа старшеклассников - изучение влияния антибиотиков на жизненные процессы в организме животных.

5. Характер орудий труда. Чем сложнее технические сред­ства и технологические процессы, положенные в основу труда, тем больше возможностей для раскрытия задатков и способ­ностей личности, для воспитания в духе высокой культуры труда. Чтобы подготовить молодежь к управлению сложными техническими средствами (машинами, механизмами, установ­ками), мы даем ученикам уже в младшем и, особенно в сред­нем возрасте сравнительно сложные орудия производства, учим трудовому мастерству, рассчитанному на высокие темпы научно-технического прогресса.

Уже в младшем возрасте ученики у нас пользуются наряду с ручными орудиями труда также и механическими орудиями, особенно теми, которые приводятся в движение электричест­вом (например, электролобзик). Это предъявляет к ребенку новые требования, вводит его в мир техники. Чем старше ре­бенок, чем глубже у него знания основ наук, тем важнее вклю­чение в процесс труда все более сложных технических средств. Этим мы добиваемся того, что ребенок с малых лет приучает­ся смотреть на физический труд с точки зрения возможностей машинной техники. Если, например, пионерам предлагают пе­ренести с одного места на другое несколько центнеров пшени­цы, у них должен возникнуть вопрос: а нельзя ли заменить этот ручной труд механическими орудиями? И если подрост­ки имеют опыт использования сравнительно сложных техни­ческих средств труда, то в данном случае они придумают, как установить транспортер.

Чем сложнее технические средства труда, тем тоньше, со­вершеннее должны быть умения и навыки, связанные непо­средственно с работой рук, тем выше становится культура руч­ного труда. Высокую культуру ручного труда у детей мы воспитываем с младшего возраста. Конструирование, монтиро­вание, подгонка деталей и узлов, наладка, регулировка взаимо­действия деталей и узлов - весь этот многогранный творческий труд, выполняемый в течение всех лет обучения в школе, не только совершенствует культуру ручного труда, но и разви­вает мысль. От мастерства ручных умений и навыков в боль­шой мере зависит мастерство управления сложными орудия­ми труда.

6. Результаты трудовой деятельности. В одних случаях ма­териальные результаты создаются уже в процессе самого тру­да, они очевидны для учащихся (например, изделия кружка юных техников). В других случаях труд служит подготовкой к получению материальных результатов в сравнительно неда­леком будущем (например, уборка созревшей пшеницы и под­готовка ее к севу). В третьих случаях труд является только условием получения материальных результатов в сравнительно далеком будущем (например, агролесомелиоративные работы с целью повышения плодородия почвы). В четвертых случаях вообще нет очевидных материальных результатов, труд обо­гащает жизнь только духовными ценностями (например, по­мощь старику или больному).

Чем значительнее материальный результат труда, тем боль­ше возможностей для формирования убеждений, тем глубже чувства, сопровождающие процесс труда. Мы планируем тру­довую деятельность таким образом, чтобы ученики в течение продолжительного времени боролись за получение материаль­ного результата в будущем, чтобы в этой борьбе было преодо­ление трудностей, чтобы время этой борьбы стало определенным этапом в духовной жизни. Наряду с кратковременными трудо­выми заданиями в жизни коллектива всегда есть работа, рассчитанная на несколько лет (выращивание леса, уход за вино­градником, садом).

В одних случаях материальные результаты распределяют­ся между людьми, в других они по своему характеру вообще не могут быть предметом потребления. И тот и другой труд имеет одинаково важное воспитательное значение. Ученики создают и ценности, представляющие собой предмет индивиду­ального потребления (хлеб, овощи, мясо, молоко), и ценности, принадлежащие всему обществу (плодородная почва, лес).

7. Оплата. В трудовой деятельности подрастающего поколе­ния имеют место два вида труда - безвозмездный и оплачи­ваемый. Планируя соотношения этих двух видов труда, мы ориентируемся на глубокие изменения, которые происходят в нашем обществе. Трудящиеся получают все больше жизненных благ из общественных фондов потребления и независимо от их личного труда. Удельный вес благ такого рода в жизни де­тей несравненно больше, чем в жизни взрослых, и это возла­гает на нас, воспитателей, большую ответственность. Ученики должны понимать трудовую ценность благ, которые они полу­чают от общества бесплатно. Для этого мы и вовлекаем их в безвозмездный труд для общества. Чем больше получает моло­дое поколение благ, стоимость которых оно не оплачивает сво­им личным трудом, тем более необходим его безвозмездный труд.

Но большое воспитательное значение имеет и индивидуаль­ная оплата, личный заработок. В летнее время ученики сред­них и старших классов, работая в колхозе, получают индиви­дуальную оплату. Они вносят ее в семейный бюджет. Это очень важное условие воспитания чувства долга перед родителями. Всеми средствами, имеющимися в распоряжении школы (бе­седы, лекции), мы добиваемся того, чтобы и после школы, вступив на путь самостоятельной трудовой жизни, молодой человек отдавал часть своего заработка матери и отцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: