double arrow

Связь методов трудового воспитания с методами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания

Методы трудового воспитания тесно связаны с методами умст­венного, нравственного, физического и эстетического воспита­ния. Эта связь определяется целью труда. Если труд в мастер­ской или на школьном участке имеет целью дать или углубить умения и навыки, метод трудового воспитания приближается к методам обучения. Если в труде на первое место выдвигает­ся моральный элемент - формирование взглядов и убежде­ний, то метод трудового воспитания приобретает черты, свой­ственные методам воздействия на моральные чувства. Для того чтобы воспитать нравственную готовность трудиться на благо общества, мало прочных умений и навыков, мало при­вычки трудиться. Здесь на первое место выдвигается идея ­BiI» имя чего человек трудится. В таких случаях решающее значение имеют чувства и переживания, связанные с тем, как че­ловек понимает роль своего труда в общественной жизни.

В самих формах организации трудовой деятельности уче­ников, в отношениях, складывающихся между ними, заложе­ны большие воспитательные возможности. В труде, имеющем целью развивать духовные силы, умения и навыки должны быть не конечной целью, а средством достижения обществен­ных и творческих целей. В трудовом воспитании мы ставим на первое место идейные цели. Это не значит, что с учениками без конца надо говорить об общественно-хозяйственных целях труда. Идея пронизывает самый процесс труда. Мы добиваемся того, чтобы свое моральное достоинство, честь, гордость уче­ник видел в трудовом мастерстве, в творчестве для блага лю­дей. Сделать труд потребностью человека это значит сделать его духовной потребностью. Мы добиваемся того, чтобы у ре­бенка с малых лет воспитывалась эмоционально-эстетическая чуткость к тому, что и как он сделал, что думают и говорят о его труде другие, как оценивает его труд коллектив. Труд вхо­дит в духовную жизнь ребенка лишь тогда, когда ребенок чув­ствует красоту того, что он создал для людей, - лишь в этом случае он чувствует разницу между хорошим и плохим. У каждого ребенка на школьной усадьбе, в саду, на приуса­дебном участке родителей есть уголок, где он создает что-то красивое, где его труд украшает землю. Ученик, оканчиваю­щий 3 класс, любуется красотой цветущего дерева, посажен­ного им в первый год его школьной жизни. У каждого класса есть сиреневая или персиковая роща, за которой ученики этого класса ухаживают из года в год.

Пример как метод трудового воспитания

Учитывая склонность детей подражать всему, что нравится, мы стремимся к тому, чтобы перед их глазами в школе всегда был при м ер интересного, увлекательного труда. Пусть уже в младшем возрасте каждого ребенка волнует, трогает мастер­ство, умелый труд учителя и старшего ученика, пусть труд и духовная жизнь старшего станет для младшего идеалом, мечтой. Общность трудовых увлечений и духовных интересов учеников и учителей, младших и старших школьников, их со­дружество, взаимный обмен духовными богатствами - все это оставляет в юном сердце глубокий след на всю жизнь.

Духовный облик ребенка в первую очередь зависит от то­го, какой учитель ведет его по первой дорожке жизненного пути.

Из уст учителя ребенок часто слышит нравственные поуче­ния и наставления. Все это приобретает авторитет в глазах ребенка лишь постольку, поскольку он, ребенок, видит в сво­ем учителе человека, одухотворенного своим трудом, влюблен­ного в свой труд. Пример труда учителя - это не только то, что учитель умеет делать своими руками (хотя и это имеет большое значение), это весь строй духовной жизни учителя, это, подчеркиваем еще раз, его одухотворенность всем, что он делает вместе с детьми, всем, приносящим детям радость.

Неотразимое, исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд в одинаковой мере увлека­ет и их, детей, и учителя. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. Наши учителя начальных классов в первую осень школьной жизни закладывают с детьми маленькие питомники для выращива­ния цветов. Весной мы вместе с детьми пересаживаем эти цве­ты, ухаживаем за ними, сажаем деревья, любуемся их красо­той. На маленького ребенка производит большое впечатление '1'0, что учитель умеет сделать прививку плодового дерева к дичку, пересадить дерево, сделать красивую цветочную клумбу. Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка. Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочих комнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная рабо­та с детьми - это самые радостные часы нашего педагогиче­ского труда.

В среднем и старшем возрасте большое воспитательное влияние на учащихся оказывает та сторона культуры труда учителя, которая тесно связана с его предметом. Историю лю­бят ученики в той школе, где преподаватель с любовью изуча­ет прошлое родного края, занимается краеведением; матема­тика увлекает учеников там, где учитель увлекается решением задач, находит применение теоретических знаний на практи­ке; биология становится любимым предметом для тех, кого учит человек, влюбленный в природу. Труд учителя - это, пре­жде всего его знания и умения.

Дети не столько понимают, сколько чувствуют широту кругозора, глубину и разносторонность знаний своего учителя. Исключительно сильным средством, влияющим на учеников, является то, что у педагога есть какое-то личное увлечение, которое и связано с предметом, и в то же время как бы ведет детей в мир, далеко выходящий за пределы школьной про­граммы. Например, у учителя словесности личное увлече­ние - литературное творчество: он пишет стихи и рассказы­-миниатюры - не для опубликования, а для себя. Дети соби­раются у него на квартире, вместе с ним идут в лес, на берег реки, в поле. Учитель читает детям свои стихи и рассказы. Слово доходит до сердца детей, потому что оно одухотворено творческим вдохновением. На детей производит неотразимое впечатление не только слово учителя, но и весь его облик, им хочется подражать учителю, они сами пробуют писать стихи и рассказы.

Большое влияние оказывает на детей пример трудовой увлеченности старшего товарища - ученика или того, кто уже окончил школу. Ученик, одухотворенный трудом, увлеченный творческим замыслом, - это животворный источник самовос­питания в ученическом коллективе. Сущность педагогического руководства трудом учащихся мы видим, прежде всего, в том, чтобы ни одно одухотворение трудом, ни одно творческое вдохновение не осталось одиноким огоньком. Передают детям свое мастерство, свою любовь к труду не только ученики, но и лучшие труженики производства - наши бывшие ученики, люди, духовный мир которых мы хорошо знаем, и которым можно поручить воспитание детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: