double arrow

Роль ручного труда во всестороннем развитии


Какими бы сложными ни были машинная техника и техноло­гические процессы, ручной труд никогда не перестанет быть важнейшим элементом производства. Понятие «ручной труд» не является синонимом понятия «физический труд». В ручном труде высокой культуры ярко проявляется творческая мысль. Чем сложнее техника и технология труда, тем больше элемен­тарных умений и навыков ручного труда предшествует овладе­нию техникой. В условиях автоматизации производства возра­стает роль умений и навыков, необходимых для регулировки, наладки, настройки, монтирования, технического осмотра, мо­дернизации оборудования. Благодаря мастерству ручного труда становятся более тонкими, уверенными умения, связанные с управлением сложными машинами и механизмами. Люди, прошедшие длительную школу ручного труда, умеют так уп­равлять машиной, что узлы и детали взаимодействуют плав­но, без рывков. Поистине, можно сказать, талант умельца на кончике пальцев.

Когда мы начинаем знакомить учеников младшего и сред­него возраста с машиной техникой, мы придаем большое значение ручному труду особого рода: прежде чем учиться управлять машиной, ученик собирает и разбирает ее действу­ющую модель, осмысливает взаимодействие между деталями и узлами. Потом он переходит к сборке и разборке настоя­щей машины. Наблюдения показывают, что, если управле­нию машиной предшествует такой этап ручного труда, чело­век становится подлинным хозяином машины, - он не только управляет ею с полной уверенностью, но и умеет предотвра­щать неполадки, неисправности и поломки.




Воспитательная роль ручного труда зависит от того, что и как делает человек руками, как процесс труда связан с ходом мысли работающего. В ручном труде мы придаем большое значение умению, расчету, сочетанию точности движения с физическим усилием в воздействии на материал в процессе его обработки, преобразования с целью создания чего-то нового. Вот почему мы такое большое место отводим конструированию и моделированию, обработке почвы, окули­ровке, посадке и пересадке деревьев - во всех этих трудовых процессах человеку приходится воздействовать на предмет труда или непосредственно руками, или инструментами. При этом мы заботимся, чтобы человек умел работать не толь­ко правой, но и левой рукой, чтобы обе руки в процессе труда взаимодействовали. Это исключительно важный вопрос тру­дового воспитания, на котором, к сожалению, я не имею возможности останавливаться детально.

Ручной труд играет большую роль в развитии также и абстрактного мышления. От характера ручного труда зави­сит формирование таких обобщающих понятий, как машина, механизм, технологический процесс, производительность труда. Наблюдения над работой 12-13-летних учеников, разбирающих и собирающих действующие модели механиз­мов, показывают, что эта работа очень помогает им яснее представить зависимость действия узлов и деталей, выпол­няющих рабочие операции, от действия узлов и деталей, вы­полняющих другие функции, а это понимание, в свою оче­редь, благотворно влияет на трудовую деятельность. Так, ког­да дети изучали устройство и принципы действия компрессор­ного моторчика, они много. раз собирали и разбирали его, чтобы понять, которая из двух возможных причин влияет в данном случае на задержки зажигания смеси: конструк­тивные дефекты и неисправности деталей или неправильное составление горючей смеси. Наглядное сравнение, сопостав­ление постепенно уступили место мысленному анализу: дети делали выводы не только из непосредственных наблюдений, но и путем логического умозаключения. Активность этого мыслительного процесс а, как показывают наши наблюдения, зависит от того, насколько тесной становится связь между непосредственным восприятием и логикой познания в процес­се труда. Умение размышлять о труде, анализировать мыс­ленно трудовые процессы ученик приобретает только после того, как он в течение продолжительного времени учился думать, работая, воздействуя на предмет руками, конструируя и моделируя.



От глубины мысленного проникновения в сущность выпол­няемой работы зависят и такие стороны мышления, как ум­ственный эксперимент (логическая проверка правильности той или иной мысли на основе данных практики), а также совместная деятельность воображения и мышления. Ученик, у которого способность мысленного анализа не развивалась в тесной связи с практикой, стремится воспроизводить прак­тическое действие и тогда, когда в этом нет надобности, т. е. в таких случаях, когда все можно продумать, предста­вить мысленно. Особенно большое значение способность к умственному эксперименту имеет при решении конструкторских задач, а также во время ремонта и восстановления машины. Здесь необходимо ясно представлять себе взаимо­действие частей, зависимость между ними в той или иной ситуации, в том или ином положении. Яркость этого вообра­жения самым непосредственным образом связана с тем, на­сколько тесно сочетаются в труде усилия мысли и рук. Есть подростки, которые по звуку работы тракторного двига­теля определяют характер его неисправности, умеют благо­даря этому заблаговременно уловить опасность поломки и предотвратить ее.



Если способность анализировать и синтезировать вырабо­талась в практике, в труде, то к трудовым заданиям человек подходит как к решению задачи - выдвигает гипотезы и затем мысленно и на практике проверяет их. Ценной чер­той таких людей является умение видеть в данных конкрет­ных обстоятельствах вопрос, задачу, что особенно важно в тех случаях, когда предметом размышления становится противопоставление воли человека стихийным силам природы.

Работа рук, в процессе которой осуществляется и разви­вается замысел, способствует развитию таких качеств ума, как критичность, гибкость, широта и активность мысли, способность подвергать предположения и выводы критиче­ской проверке. Для людей, у которых руки с малых лет работают в тесной связи с мыслью, характерно умение проверять истинность предположения трудом. На собственном опыте и опыте тех, кто его окружает, ребенок с малых лет убеждается, что в каждой работе есть разные ступени мастер­ства. Идеал - это высокое мастерство, творчество. С детства человек становится строгим и требовательным к своему труду, остается всегда недовольным достигнутым. И если ребенок стремится повторно сделать уже выполненную рабо­ту, мы видим в этом серьезный успех воспитательной работы.

Критичность в оценке творческой стороны труда особен­но важна в тех случаях, когда человек изо дня в день выпол­няет одну и ту же работу. Лучшие труженики сельскохозяй­ственного производства при подготовке к новому циклу работ обязательно анализируют завершенный цикл, - как обраба­тывалась почва, как при этом учитывались условия развития растений, как готовились семена к севу и т. д. Такого подхо­да к труду надо добиваться уже в стенах школы. В однообра­зной, из года в год повторяющейся работе дети всегда должны видеть что-то новое. Так, например, выращивая в течение нескольких лет одну и ту же культуру, ученики одновремен­но производят селекцию, - отбирают семена, в которых появились те или иные ценные признаки, и затем сеют эти семена на специальных грядках.

В этих целях мы всегда стремились, чтобы в ходе трудовой деятельности наших учеников изменялись условия, обстановка - это дополняет замысел новыми деталями, показы­вает несколько способов достижения цели. Побольше простора для сознательного изменения обстановки, для создания новых условий - этими педагогическими требованиями в большой мере определяется воспитательная ценность труда. Творче­ство начинается тогда, когда в процесс е труда рождаются новые идеи, развиваются замыслы. В создающейся сейчас у нас комнате трудных дел мы как раз и хотим выдвинуть на первый план трудности творчества - умение пере строиться в ходе выполнения работы в соответствии с новыми требова­ниями к ее результатам, новыми технологическими условиями, например новым режимом работы действующей модели.

В сельскохозяйственном производстве в определенные периоды создается положение, когда от человека как будто ничего не требуется: можно спокойно ожидать урожая. Но люди творческого ума и в такие периоды находят возмож­ности для активной деятельности. Мы стремимся к тому, чтобы у наших учеников в процессе труда творческая мысль всегда работала активно. Например, когда начинается созре­вание плодов помидоров, детям предлагается подумать о том, как повысить плодоношение.

Особенно важно воспитание совместной деятельности разума и рук для выработки умения охватить мысленно сложный процесс труда, понять взаимозависимость ряда обстоятельств и явлений.

Широта мысли зависит в первую очередь от того, насколь­ко тесно в одном лице объединяется творец замысла и испол­нитель работы, конструктор и мастер, воплощающий кон­струкцию в жизнь. Поэтому мы не допускаем, чтобы менее способным и недостаточно активным ученикам в технических кружках отводилась роль простых исполнителей того, что придумают более активные и способные. Способности форми­руются лишь при том условии, когда человек сам осуществля­ет свой замысел.

Очень важно, чтобы у каждого ученика на определенном этапе его трудовой деятельности возник замысел более или менее сложного трудового процесса (вырастить высокий уро­жай, сделать действующую модель машины и т. п.). Вначале, этот замысел имеет общий характер, его детали еще не имеют четких контуров. Потом в процессе труда он при обретает все более ясные очертания, детализируется. Так, в замысле сде­лать действующую модель по образцу настоящей машины вначале нет конкретного представления о деталях конструк­ции, есть только представление о главных принципах устрой­ства и действий. Умение перенести конструктивные особен­ности настоящей машины в модель зависит от широты мыс­ли, от навыка к мысленному охвату взаимосвязи многих явлений. Поэтому мы добиваемся, чтобы ученик, задумавший сконструировать действующую модель, хорошо работал ручными инструментами: такие умения помогают глубже понимать принципы устройства и работы деталей, узлов, в которые преобразованы орудия ручного труда. Чем лучше он владеет ручными инструментами и орудиями труда, тем легче ему понять это преобразование мастерства человеческой руки в рабочие органы машины.

С этой целью в наших рабочих комнатах и мастерских широко представлены разнообразные ручные орудия труда. Пользуясь этими орудиями, ученики осмысливают те эле­менты, которые, определяя конструктивные особенности ору­дия или инструмента, в то же время накладывают отпечаток и на человеческий труд. Например, все режущие инструмен­ты характеризуются такими элементами, как величины углов резания, форма и размеры зубьев, размер пазух, длина и тол­щина полотна. Понимание этих элементов, умелый учет их в ручном труде играют большую роль в развитии мысли, в рас­ширении кругозора.







Сейчас читают про: