double arrow

Упражнение как метод трудового воспитания

В каждом упражнении, характер которого определяется це­лями труда, есть учебный и воспитательный элементы.

Учебный элемент заключается в том, что в результате мно­гократного повторения трудового процесса или операции вырабатываются твердые умения и навыки. Воспитательный эле­мент мы видим здесь в возвышении нравственного достоин­ства, пробуждении у ученика чувства гордости, когда ему у дается применить приобретенные умения и навыки в обще­ственно полезной творческой деятельности.

Если приобретение учеником умений и навыков позволяет считать достигнутыми учебные цели, преследуемые данным видом труда, то воспитательный процесс на этом не завер­шается. Наши ученики, например, сравнительно быстро овладе­вают техникой прививки плодовых деревьев. Научить их этому нетрудно. Но в воспитательных целях мы заставляем их за­ниматься такой прививкой несколько лет, так как только по­вторение имеет воспитательный смысл.

Во-первых, воспитательный смысл упражнений заключает­ся в выработке привычки выполнять одни и те же трудовые операции, процессы для достижения общественных, творче­ских, эстетических целей труда. Есть много видов труда, в ко­торых изо дня в день, в течение многих недель и месяцев по­вторяется одно и то же, причем эта повторяемость не только необходимость, которой нельзя избежать, но и важное условие творчества и всестороннего развития человека в труде. Для того чтобы познать какую-то важную закономерность природы и труда, иногда надо тысячи раз выполнить один и тот же трудовой процесс, нередко однообразный и утомительный. У детей мы воспитываем привычку, делать одно и то же много раз во имя достижения значительных общественных целей. Так, дети руками отбирают лучшие семена пшеницы, чтобы в процессе повторного высева таких семян добиться высокого содержания белка в зерне.

Во-вторых, к практическим умениям и навыкам, которыми овладевают учащиеся, мы подходим не только со школьной, учебной, но и с широкой, жизненной точки зрения. Если в школе отличная оценка - вершина совершенства, то в жиз­ни границ совершенства нет. Достигнув мастерства с точки зрения программных требований, ученик переступает «школь­ную границу», ориентируется на требования жизни. В таких учениках мы воспитываем стремление достигать все новых и новых успехов в совершенствовании своих умений и навы­ков. Идеалом для детей становятся люди с золотыми рука­ми - прекрасные мастера, которых народ называет художни­ками своего дела. И мы добиваемся того, чтобы каждый ученик совершенствовал те умения и навыки, которые в наи­большей мере могут содействовать раскрытию его индивиду­альности.

В-третьих, чем больше труд вошел в привычку, тем боль­ше создается возможностей для овладения новыми умениями и навыками в процессе повторения хорошо известных опера­ций, процессов. Хорошо известное ученик повторяет для того, чтобы овладеть новым. Особенно большое значение имеет эта закономерность в старшем возрасте, когда человек сознатель­но стремится определить свой жизненный путь.

Научиться отбирать семена для сева нетрудно. Если в сред­нем и старшем возрасте работа ученика ограничивается со­вершенствованием этого несложного умения, она может стать неинтересной, надоедливой. Иное дело, когда хорошо усвоен­ное умение становится средством овладения новыми умения­ми. Так, например, бывает тогда, когда ученики отбирают семена (руками или машиной) в опытах по усилению в них энергии прорастания, или тогда, когда они задались целью повысить устойчивость растения к засухе или к холоду, и т. д.

В-четвертых, повторное выполнение одной и той же работы может иметь и эстетическую направленность. Выращивание рассады цветов, уход за ними - этот труд хотя и однообразен, но приятен, он приносит эстетическое удовлетворение. Важно, чтобы ученик стремился к эстетическому совершенству в вы­полнении тех видов работы, где есть большой простор для со­вершенствования умений и навыков (например, в конструиро­вании и моделировании).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: