III. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова

1. Изучите вопрос о просветительской деятельности и педагогических идеях М.В. Ломоносова, используя для этого материалы учебных пособий А.И. Пискунова (с. 257-262), З.И. Васильевой (с. 201-203), а также дополнительную литературу (М.В. Ломоносов «О воспитании и образовании», – М., 1991; М.В. Ломоносов «Антология гуманной педагогики», – М., 1996).

! Составьте развёрнутый план выступления на тему «М.В. Ломоносов – выдающийся деятель просвещения России XVIII века».

2. Прочитайте документ «Письмо М.В. Ломоносова И.И. Шувалову об основании Московского университета» (до 19 июня 1754).

! Письменно ответьте на вопросы.

- В чём сущность проекта М.В. Ломоносова об учреждении университета?

- Какую структуру университета предложил учёный? В чём её отличие от европейских университетов?

- Какая роль принадлежит гимназии, учреждаемой при университете?

3. Ознакомьтесь с выдержками из работ М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Проект регламента московских гимназий», «Проект регламента Академической гимназии» (см. М.В. Ломоносов. «О воспитании и образовании». – М., 1991. – С. 55; 157-158, 160; 162, 194-195, 201, 215 или Дидактические материалы, CD).

! Подберите цитаты для подтверждения следующих положений, характеризующих педагогические взгляды М.В. Ломоносова.

1) Воспитанию принадлежит ведущая роль в становлении личности. Его цель – формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

2) Положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.

3) Научные знания представляют особую ценность.

4) Образование должны быть бессословным, светским.

5) Необходима взаимосвязь классического, естественнонаучного и реального образования.

6) Главными составными элементами познания являются: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытная проверка результатов.

7) Необходимо учитывать принцип природосообразности в воспитании и обучении.

8) Классно-урочная система – это наиболее продуктивная система для развития ума и памяти.

9) Главный метод и условие воспитания – порядок и дисциплина.

10) Учитель – ключевая фигура в воспитании и обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: