double arrow

V. Основные течения реформаторской педагогики.


1. Изучите вопрос о педагогике и школе за рубежом и в России в конце XIX – начале ХХ вв., используя для этого рекомендованные учебные пособия А.И. Пискунова (см. Гл. 12, 13), З.И. Васильевой (см. Гл. 17, 18).

! Заполните таблицу:

Таблица 10.

“Основные направления реформаторской педагогики в конце XIX – начале ХХ вв.”.

название педагогической концепции представители реформаторской педагогики ведущие концептуальные идеи
     

При заполнении таблицы следует наиболее полно включить материал о таких концепциях и их представителях за рубежом и в России, как «экспериментальная педагогика», «свободное воспитание личности», «трудовая школа».

2. Познакомьтесь с основными фрагментами биографии и педагогической деятельностью К.Н. Вентцеля (1857-1947) (см. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. – М., 1993. – С. 139).

! Заполните таблицу:

Таблица 11.

“К.Н. Вентцель – теоретик свободного воспитания”.

основные педагогические труды концептуальные идеи
   

Обратитесь к педагогическому наследию К.Н. Вентцеля на примере статей «Культура и воспитание», «Нравственное воспитание и свобода» (см. Дидактический материал, CD).

Прокомментируйте следующие высказывания из данных работ.

• “Мы должны смотреть на ребёнка, прежде всего, как на ребёнка и как на будущего человека, и только потом уже как на наследника культуры”.

• “Есть два пути: один – это путь внешней дрессировки, другой – путь свободного внутреннего развития”.




• “Будущее, несомненно, явится культом ребёнка, этого носителя и источника новой жизни, этой неиссякающей надежды на беспредельное обновление всех сторон человеческого су­ществования”.

• “Для своего нравственного прогресса человечество нуждается в возможно большем числе индивидуальных свободных творцов но­вой независимой самобытной нравственности и в возможно меньшем чис­ле представителей "старой морали"…”.

3. Познакомьтесь с выдержками из работы одного из представителей экспериментальной педагогики в России В.М. Бехтерева «Вопросы общественного воспитания» (см. Дидактические материалы, CD или Антология педагогической мысли России второй половины XIX века – начала ХХ века. – М., 1990. – С. 501-508).

! Ответьте на вопросы.

- Какой метод использовал В.М. Бехтерев для обоснования своих взглядов на воспитание?

- Какое значение, по мнению Бехтерева, имеет наследственная природа организма в деле воспитания?



- Что такое «воспитательные рефлексы» и каков механизм их формирования?

- В чём сущность взаимосвязи образования и воспитания?

- Какие принципы необходимо соблюдать в процессе воспитания?

- К чему приводят недостатки воспитания и каков главный способ их устранения или предотвращения?

4. Прочитайте отрывок из работы К.Ю. Цируля «Ручной труд в общеобразовательной школе» (см. Дидактические материалы, CD или Антология педагогической мысли. – Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. – М., 1989. – С. 224-229).

! Ответьте на вопросы.

- Что автор понимает под «ручным трудом»?

- Почему в школах необходимо ввести ручной труд?

- В чём разница между обучением ремеслу и ручным трудом?

- Каковы главные условия, которым должна отвечать правильная постановка преподавания ручного труда?

- В чём польза ручного труда для школьного образования?






Сейчас читают про: