III. Революция и Украина

Революция 1917 года явилась тем социальным оселком, на котором история как бы испытала две силы бывшей Российской Империи – центростре­мительно-великодержавную и центробежно-сепаратистскую. Испытание дало поучительные резуль­таты: после демократической февральской рево­люции 1917 г. ни один из нерусских народов не заявил о своем выходе из состава будущей демо­кратической федеративной России, но вот через девять месяцев произошла Октябрьская револю­ция и тогда многие нерусские народы заявили о своем выходе из состава советской России и о провозглашении своей государственной независимо­сти. Одним из первых объявил эту независимость народ, который этнически и культурно-исторически стоял ближе всех к русскому народу – украин­ский народ.

Невероятно пестра мозаика национально-поли­тических сил, действующих на Украине после ре­волюции. Соответственно многообразны их про­граммы. Однако на фоне быстро меняющихся со­бытий, порой головокружительных и контрастных, отчетливо видны два параллельных движения: национальное движение за полную независимость и федеративное движение за союз с Россией. Нет ни­какой возможности, а для моей цели и надобности, характеризовать весь сложный национально-полити­ческий ландшафт на Украине тех лет. Укажем лишь очень коротко на ведущие силы, важнейшие события и на их суммарные итоги. Как демократиче­ское, так и социалистическое движения на Украи­не, оформившиеся в разных, сначала национально-культурных («Громада»), а потом и в политиче­ских союзах и партиях, образовались еще в под­полье в конце XIXи начале XXвеков. У истоков национально-демократического движения в 60-90-х годах стоит Киевская «Громада», которую воз­главили Антонович, Драгоманов, Чубинский, Гру­шевский. «Громада» имела свои отделения в боль­ших украинских городах. Формально культурно-просветительская организация, «Громада», охва­тившая в 90-х годах почти все ведущие интеллек­туальные силы Украины, по существу стала универ­ситетом разработки и обоснования украинской национально-демократической идеологии. Царское правительство увидело в «Громаде» опасность им­перским интересам и запретило ее. Но идеи ее дея­телей стали программой действий для последующих украинских политических партий, в том числе или даже особенно, для украинских социалистических партий. Именно украинские социалистические пар­тии Украинская социал-демократическая рабо­чая партия, Украинская партия социалистов-рево­люционеров, Украинская партия социалистов-феде­ралистов выступают инициаторами создания Цент­ральной Рады Украины 4 марта 1917 года, то есть через два дня после отречения царя Николая IIот престола. Центральная Рада – украинский парла­мент состояла из 150 выборных представите­лей партий, организаций и обществ (потом состав Рады был расширен до 815 человек). Исполнитель­ным органом Рады была Малая Рада из 30 человек во главе с Грушевским, Винниченко и Ефремовым. Были созданы также губернские, уездные и город­ские Рады. Украина приступила к созданию своей армии. За время от июня 1917 г. и до января 1918 г. Рада издала четыре важных документа программно­го характера, которые назывались «универсалами». Первый универсал от 10 июня 1917 г. провозгласил автономию Украины. Было создано правительство под названием «Генеральный секретариат». Под давлением Временного правительства Центральная Рада согласилась на компромисс – был издан вто­рой универсал от 3 июля 1917 г., согласно которому осуществление автономии откладывается до созыва Всероссийского Учредительного собрания. Через две недели после большевистского переворота вышел третий универсал от 7 ноября 1917 г. Центральная Рада объявила в нем об образовании украинского государства, но в составе России. Центральная Ра­да стала верховным органом Украинской народной республики. Четвертым универсалом от 22 января 1918 г. была провозглашена независимость Украи­ны. Спросят, где же была во время этих судьбонос­ных для Украины событий Украинская большевист­ская партия или Украинская коммунистическая партия? Да нигде. Такой партии вообще не было. Были отдельные большевистские группы, состояв­шие преимущественно из русских, в промышленных районах. Парадоксально, но факт – Украинской коммунистической партии нет до сих пор, есть ком­мунистическая партия Украины. Для того, кто не силен в знании «национальной философии» боль­шевиков, тут как будто никакой разницы нет – КПУ или УКП. Однако для большевизма разница гигантская: большевики никогда не признавали существования в России национальных больше­вистских партий среди нерусских наций. Были лишь территориальные организации, прямо подчи­ненные раньше РСДРП, РКП(б), ВКП(б), а теперь КПСС. Есть украинский народ, есть украинский язык, есть даже Украинская Советская Социа­листическая Республика, но вот не было и не мо­жет быть Украинской коммунистической партии, как нет Русской, Грузинской, Армянской, Узбек­ской и т.д. компартий, а есть коммунистическая партия Грузии, компартия Армении, компартия Уз­бекистана. Это сделано для того, чтобы подчерк­нуть, что все они не национальные, а территориаль­ные организации, руководящие своими республи­ками, в качестве филиалов московского ЦК пар­тии (единственная затея создать УКП принадлежала социалисту и самостийнику Владимиру Винниченко, когда он с группой с таким названием в 1920 г. вошел в состав украинского Совнаркома, как заместитель председателя правительства, но, узнав, с кем имеет дело, убежал в том же году на За­пад). Если, например, украинцы или грузины го­ворят «наша партия», то они имеют ввиду только КПСС.

Вернемся к хронологии событий. После фев­ральской революции 1917 г. Россия была, по сви­детельству даже Ленина, «самой свободной страной из всех воюющих стран». Естественно поэтому, что, как в центре, так и на национальных окраинах, свободно действовали все старые и новые полити­ческие партии. Мы видели, что в состав Централь­ной Рады входили все национал-демократические и социалистические партии Украины, среди которых не было только одной партии – партии большеви­ков Украины, ибо никому из украинцев в голову не приходило создать такую партию. Ее создали только в июле 1918 г. на первом съезде КП(б) Украины, который происходил не на Украине, а в Москве. В последнем факте – вся зловещая сим­волика новой эпохи, положившей начало образо­ванию новой империи – советской империи.

На этом съезде лжеукраинцев присутствова­ли 212 делегатов, из которых больше половины бы­ли русскими, евреями, поляками, латышами. Ос­тальные были обрусевшими украинцами с импер­ским мышлением. Смешно сейчас читать писания советских историков, когда они «обоймами» пере­числяют активных украинских коммунистических деятелей того времени, среди которых такие «ук­раинцы» как Ворошилов, Гамарник, Феликс Кон, Дзержинский, Орджоникидзе и др., а те, кто были действительно украинцами (Чубарь, Затонский, Скрыпник, Любченко, Гринько и др.) были ликви­дированы впоследствии как шпионы и «буржуаз­ные националисты». Конечно, инквизиция Сталина была вполне интернациональной и он в те годы ни­кого не уничтожал, руководствуясь лишь одним ра­совым признаком. Однако анализы жертв "Боль­шого террора" 30-х годов показывают, что именно среди украинской партийной и беспартийной интел­лигенции жертв террора было в несколько раз больше, чем в центральных областях России.

В установлении Советской власти на Украине, вернее в аннексии Украинской народной республи­ки Советской Россией, украинские коммунисты сыграли двойственную роль: с одной стороны, они верили Ленину, что Украина, даже советизирован­ная, останется независимой республикой, а с дру­гой стороны, по поручению Москвы, они фактиче­ски держали курс на систематическое выкорчевы­вание корней украинской национальной идеи и ее носителей. За время с 1917 по 1920 гг. Украина бы­ла пять раз оккупирована чужеземными войсками – один раз австро-германской армией, один раз Белой армией Деникина и три раза Красной Армией. Пер­воначально Ленин думал, что ему удастся ликвиди­ровать Украинскую народную республику либо путем переговоров с Центральной Радой, либо вооруженным восстанием изнутри. В декабре 1917 г. Ленин предъявил Раде ультиматум о капи­туляции. Рада его отвергла, ссылаясь на свое право на самоопределение, признанное самим больше­вистским правительством. Попытки большевиков поднять на Украине всеобщее восстание тоже не удались. Только в Харькове, населенном преиму­щественно русскими, большевики 11 декабря 1917 г. захватили власть и провозгласили Украин­скую советскую республику во главе с украинским совнаркомом. Хотя власть этой республики рас­пространялась только на один город, Москва при­знала ее властью всей Украины. Стратегическая цель советского правительства выяснилась очень скоро. В конце декабря 1917 г. по просьбе этих харьковских мятежников-большевиков о «братской помощи» Ленин направил на Украину армию, заняв Киев. Центральная Рада переехала на Волынь. Это была первая советская оккупация Украины. Одна­ко 1 марта 1918 г. украинские войска изгнали Красную Армию и заняли Киев.

Этой победе помогло искусное лавирование украинской дипломатии во главе с Винниченко в продолжающейся войне между Германией и Рос­сией. 27 января 1918 г. Украина заключила дого­вор с Германией и Австро-Венгрией о поставке им хлеба, при условии, что эти страны признают независимость Украины и окажут ей помощь про­тив советских оккупантов. Этот дипломатический шаг оказался настолько дальновидным, что он при­вел к признанию Украинской народной республики не только германским блоком, но и самой Совет­ской Россией. В Брестский сепаратный мирный до­говор от 3 марта 1918 г. между Советской Россией и германским блоком был включен шестой пункт, который гласил, что советское правительство при­знает мирный договор Украины с Германией и ее союзниками, советское правительство признает так­же независимость Украинской народной республи­ки, обязуясь заключить мирный договор с Цент­ральной Радой, в котором будут определены госу­дарственные границы между Украиной и Россией. Однако Украина боролась за независимость от Рос­сии не для того, чтобы стать австро-германским вассалом. Между тем австрийцы и немцы добива­лись именно этого. Когда Центральная Рада реши­тельно воспротивилась акциям такого рода, авст­рийские войска свергли Украинскую народную рес­публику во главе с Радой и власть над Украиной передали генералу Скоропадскому, объявив его гетманом Украины (29 апреля 1918 г.). В ноябре 1918 г. Германия и ее союзники, ослабленные ре­волюциями в Австрии и Германии, капитулировали перед державами Антанты, а в декабре 1918 г. был свергнут гетман Скоропадский. Была восстановлена власть независимой демократической Украины, ко­торую возглавила Украинская Генеральная дирек­тория (14 декабря 1918 года). Во главе Генераль­ной директории Украины стали старые украинские социалисты Винниченко и Петлюра.

В феврале 1919 года Красная Армия второй раз оккупировала столицу Украины, но ненадолго. Уже весной войска Петлюры освободили Киев.

Осенью 1919 года последовали тяжелые на­ступления на Украину сразу с двух сторон – с се­вера двинулась на Украину Красная Армия, но с юго-востока ее опередила Белая армия генерала Деникина. На этот раз столица Украины оказа­лась под белыми оккупантами. Удивительны и беспримерны цепкость и упорство украинцев в борьбе за свою независимость. 21 апреля 1920 года правительство Петлюры заключило договор с Польшей о совместной борьбе как против Крас­ной, так и Белой армий. В этом союзном договоре национальные интересы Украины и Польши были вполне идентичны. Красный Ленин и белый Дени­кин, по мотивам чисто великодержавным разли­чавшиеся между собой только по этим цветам, оди­наково были врагами польской и украинской не­зависимости, которую Москве навязали Германия и Австрия в Брест-Литовске по сепаратному миру в марте 1918 года. Когда польские войска вместе с украинскими войсками Петлюры освободили сто­лицу Украины (6 мая 1920 года), то Украинский Народный комитет создал последнее правительство независимой Украины во главе с В. Прокоповичем. Летом 1920 года последовала третья оккупация Украины Красной Армией. 12 июня Красная Армия вошла в Киев. Третья красная оккупация оказалась последней. Украина вновь была включена в состав новой советской империи, ей был присвоен бута­форский статус лжесуверенной Украинской совет­ской республики.

Борьба за независимость Украины проходила в условиях гражданской войны внутри России – между Красной Армией большевиков и Белой или Добровольческой армией бывших царских генера­лов. Совершенно естественно, что вожди обоих ла­герей гражданской войны, при всей разнице их идеологии, были кровно заинтересованы, не только по имперским соображениям, но и в силу интересов военно-политической стратегии, сохранить за Рос­сией такую богатейшую промышленную, хлебную и сырьевую базу, как Украина, к тому же занимаю­щую важнейшую территориально-стратегическую по­зицию на юго-западе империи. Отсюда значительная часть северной и юго-восточной Украины стала театром военных действий русских армий, воюю­щих между собой. В силу этого воюющим сторонам было небезразлично, как к той или иной стороне относится украинское национальное движение, точ­но так же, как самим лидерам Украины было важ­но использовать их междоусобицу в своих нацио­нальных целях.

Но гражданская война по своему характеру яв­ляется войной социальной и идеологической. Ре­шающую роль в такой войне играет не только ору­жие, но и политическая и социальная программы. Однако, если гражданская война происходит в мно­гонациональном государстве, то «инородцам» небез­различно, каковы национальные программы воюю­щих между собой великодержавных лагерей. Это как раз и доказали ход и исход гражданской войны в России. Ее вождями были – со стороны красных Ленин, со стороны белых – Деникин. Оба они хо­тели отстоять «единую и неделимую Россию». Но Деникин открыто провозглашал эту программу и тем самым объявлял новую завоевательную войну нерусским народам, не выиграв еще свою граждан­скую войну против красных. Ленин, наоборот, про­кламирует во всеуслышание: «если нерусские на­роды не хотят жить в составе России – скатертью дорога!», хотя тут же добавляет: «Но чтобы вы мог­ли воспользоваться этим своим естественным пра­вом, давайте вместе побьем русского империалиста Деникина!». А как действовал Деникин? Только два примера: когда чеченцы и ингуши потребовали предоставления им внутренней автономии, которую им обещал еще Александр II, то Деникин сжег два десятка их аулов, на что те ответили всеобщим вос­станием. Сам генерал Деникин писал, что двигаясь на Москву, он вынужден был оставить одну треть своей армии в Чечено-Ингушетии, борьбу которой возглавили ученики Ленина – Орджоникидзе, Ше-рипов, Зязиков. Второй пример. Когда бывший коллега Деникина по русской императорской армии, финский генерал Маннергейм предложил ему военно-политический союз против большеви­ков, то Деникин ответил, что первый человек, которого он повесит после победы над больше­виками, будет предатель России генерал Маннер­гейм!

Деникин был храбрый, честный, искренний и решительный вояка – качества, весьма похвальные для солдата, но явно недостаточные для политика. Он никому ничего не обещал. Россия должна быть «единой и неделимой» и баста! Какой будет социаль­но-политический строй в такой России, он не пред­решал, ссылаясь на волеизъявление русского народа после победы. Абсолютно чужда была ему и со­циальная демагогия, столь свойственная большеви­кам. Таким образом, когда история поставила не­русские народы перед дилеммой: Ленин или Дени­кин, то победил Ленин-макиавеллист над прямоли­нейным воякой.

Причина ясна всем. Ленин обещал русскому и нерусским народам все, чего они себе желали: фаб­рики и заводы рабочим, вся земля – крестьянам, вся власть Советам рабочих, крестьянских и сол­датских депутатов, гарантированное право нерус­ским на свободный выход из России. Победив, Ле­нин сделал Россию такой «единой и неделимой», ко­торая и не снилась Деникину.

Когда Центральная Рада в ответ на ультиматум Ленина о капитуляции, напомнила ему его же соб­ственные писания и первые декреты советского правительства о праве наций на самоопределение, то Ленин, который вдобавок ко всему сказанному был еще и диалектиком, нашелся, как ответить: «То был вчерашний день истории, к тому же мы признавали право на самоопределение не украин­ских помещиков и буржуазии, а украинских трудя­щихся».

Заметим, что в Раде, созданной по типу Петро­градского Совета, не было ни одного помещика или буржуя, а ее лидеры – Винниченко, Петлюра, Макаренко были социалистами западноевропейско­го толка. Как раз западных социалистов Ленин больше ненавидел, чем западную буржуазию. Поэто­му свое строительство социализма на Украине Ле­нин и его Чека начали с уничтожения украинских социалистов. Ленин и его ученик Сталин считали это лучшей гарантией для выкорчевки корней украинского сепаратизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: