Социальные условия

С общественно-исторической точки зрения рассматрива­емый период представляет собой одновременно время расц­вета европейского общества и постепенного разрушения ос­новополагающей общественной структуры - феодализма. На­ряду с дворянством и духовенством в средние века появи­лась новая сильная общественная группа, объединившая близкую к церковным кругам интеллектуальную элиту, сос­тоявшую прежде всего из выпускников юридических и фило­софских факультетов университетов, и богатую и полити­чески влиятельную буржуазию.

Сословная структура общества изначально формально выражала разделение труда между различными обществен­ными группами. Подобное формальное выражение сущест­вует во многих примитивных культурах; оно было обычным также и для высокоразвитых цивилизаций древних времен. Разделение на священников, воинов (дворянство), буржуа (торговцев) и крестьян было естественным: они выполняли различные функции в обществе. На европейскую сословную иерархию повлияли представления христиан о небесной иера­рхии архангелов и семи рангах ангелов. Земной церковный и мирской порядок считался предопределенным Богом, отра­жением порядка небесного. Каждое сословие имело свое, Богом данное предназначение и место. Внутри каждого сосло­вия имелась особая иерархия начальников и подчиненных.

Место человека в этой строго организованной системе предопределялось с рождения. Конечно, можно было перейти из одного сословия в другое. Сын крестьянина или буржуа мог стать священником или дворянином. Но это все-таки

исключение, лишь подтверждающее правило, закреплявшее статус большинства остальных. Вплоть до секуляризации в конце XVIII в. это не считалось ни социальным неравнопра­вием, ни тем более личной неудачей. Человеческое мышле­ние было так подвержено религиозным представлениям, что сословная структура общества считалась справедливой, потому что дана Богом. Вся власть исходила от него, и сила ее уменьшалась по направлению от вершины иерархической пирамиды - Папа, императоры и конунги - к более низким слоям.

Экономическая экспансия в рассматриваемый период при­вела к усложнению общественной жизни, что вызвало необ­ходимость детального юридического урегулирования этого иерархического порядка. Каждое сословие получило свои экс­клюзивные привилегии, и внутри каждого сословия было проведено деление на ранги. Особенно детальным и юриди­чески подробно разработанным было деление на ранги в выс­ших административных, судебных и военных слоях, в дво­рянстве. В каждой европейской стране образовалась табель о рангах, распространявшаяся также на лиц недворянского про­исхождения, занимающих "дворянские" посты, например, на офицеров и юристов недворянского происхождения. Табели о рангах первоначально имели правовой фундамент в дворян­ской системе титулов, включавшей князей, герцогов, марки­зов, графов, баронов и обычных дворян. Но вследствие прев­ращения дворян в сословие служилых людей были нормиро­ваны и служилые чины, прежде всего военные.

Поскольку социальное разделение общества имело корни в религиозно мотивированной системе, в которой власть исходила из вершины пирамиды, установление больших, для нашего времени непреодолимых, различий в жалованье (доходах) между вершиной и основанием иерахической пира­миды было вполне естественным. Соотношение могло быть, например, 20:1 между полковником и капитаном, 200:1 - между полковником и рядовым. Такая же сильная дифференциация жалованья встречалась и в других сословиях. Огромные раз­личия в доходах считались в общем нормальными даже во время великой демократической революции конца XVIII в. Революционеры отнюдь не отказывались сами разбогатеть. Исключением, привлекающим внимание, был Робеспьер. Тре­бование равенства в этой революции касалось не различий в имущественном положении, а в равных возможностях дос­тичь более высокого положения. Такой принцип равенства, естественно, противоречил как наследственным привиле­гиям, так и крепостному праву.

Конунг - высший представитель родовой знати в Скандинавии {прим. пер.).

Критика унаследованной от поздней античности формы общества - феодализма - имела другое основание Феодаль­ный общественный уклад пришел на смену распавшейся Рим­ской империи. Когда в конце Средневековья была реоргани­зована государственная власть, возникли феодальные инс­титуты и связанное с ними ленное право, которое сдержи­вало развитие экономической и социальной жизни.

Смертельный удар по феодализму был нанесен появле­нием в XVII в. абсолютных монархий, выявивших несправед­ливость системы феодальных привилегий. Абсолютная власть монарха, идеологически основанная на позднёантич-ных представлениях о властителе милостью Божией, повле­кла за собой далеко идущие изменения многих средневеко­вых общественных институтов. С точки зрения истории права особенно важным было преобразование университетов из исследовательских и образовательных заведений в наци­ональные институты. Канонисты и легисты считались состо­явшими не на государственной или княжеской службе, а на службе христианской общины. С XVI в. университеты стали национальными центрами обучения княжеских чиновников; научная деятельность контролировалась, чтобы бунтарские мысли против монаршей власти не могли развиваться в науке и распространяться в обучении.

Само собой разумеется, что это преобразование универ­ситетов разрушило универсальную юридическую науку и тен­денции к общему европейскому законодательству, которые сложились в средние века. Появление национальных госу­дарств как основной общественной формы в Западной Европе повлекло за собой принципиальное требование "национализа­ции" юридической науки и законодательства.

В то же время этот процесс сдерживался сильным влия­нием римского права, представлявшим собой важную общую черту правовой жизни различных европейских стран. Прежде всего это касалось Германии, где в результате слияния права консилиаторов и сложившегося ранее права образовалась правовая традиция, получившая название usus modemus (новый опыт). Глубокое влияние римского права сохранилось во Франции. Скандинавские страны, которых ранее римское правовое влияние в основном не затронуло, теперь усвоили римское право в немецко-римской версии. Англия, напротив, несмотря на большое уважение к принципам римского права и высокое качество юридической техники, в дальнейшем исходила из обычного права и справедливости.

Из-за Реформации каноническое право закрепилось толь­ко в тех странах, где католицизм удержался как государст­венная религия или по крайней мере как доминирующее уче­ние. Это не означало, однако, что в протестантских странах каноническое правовое ' наследие было предано забвению. Унаследованные от канонистов правовые нормы и правила

во многом сохранились, но к ним добавились новые, уходя­щие корнями во взгляды, лежащие в основе протестантской теологической доктрины. Нужно вернуться к чистому уче­нию, к слову Господа как оно передано в Священном Писании. Отсюда представления о том, что текст Библии буквально вдохновлен Богом. Это означало уже в средние века предве­щавшееся возрождение Ветхого завета и содержащегося в нем Моисеева права с его примитивными мерами наказания. Принятие Моисеева права имело роковые последствия с человеческой точки зрения, особенно потому, что надолго закрепилась мысль о том, что люди не должны поступать против предписанного Богом. Следовательно, нельзя поми­ловать, если наказание было наложено по Моисееву закону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: