О том, что необходимо надобно и что по случаю только бывает
§ 91.
Все вещи, когда мы подробно разбираем, каким образом они свое пребывание имеют, одна от другой совершенно отличны, как уже вышеупомянуто. Видим, притом, что одни совершенно надобны, а другие по случаю только. Однако ж сие прилежно высматривать надобно, что б не всякой вещи необходимую нужность приписывать. Многие философы по большей части согласны, что вещь, у которое противное невозможно, есть необходимо нужна. В таком случае надобно всегда на все те невозможности посмотреть, о которых я в 12 главе упоминал. Например, что треугольник имеет три угла и три бока, то противное тому треугольник о четырех углах и четырех боках. Но четыре угла и четыре бока треугольник уже разоряют и переделывают его в четвероугольник, следовательно треугольник по тех пор треугольником, пока он имеет три угла и три бока. Итак, сие необходимая надобность в треугольнике иметь три угла и три бока. Сие то значит, что вещь, у которой противное невозможно, называется необходимо надобная. Короче сказать, то что быть должно в философии, то не быть не может. Чего ради, что быть может или действительно есть, то нужно к содержанию самого себя. Но когда все в прежней главе помянутые невозможности примем в рассуждение, то увидим что не всегда сие следует, чтоб то, что возможно, не необходимо надобно было. Возьми только все невозможности моральные а некоторые и физические. Не часто ли то случается, что по здравому рассуждению почитать надобно за невозможное, а однако ж с лишившимися здравого рассуждения случается, хотя и невозможное. Совершенная нужность называется та, у которой противное крайне почитается за невозможное, как например, треугольнику иметь надобно три угла и три бока. Дерево что б росло, необходимо надобно, чтоб влажность имело. Нужность же физическая называется та, у которой противное некоторым образом за возможное почитается, но невозможность бывает только по разуму или моральная. Отчего в одно время бывает нужность и физическая и моральная. Человек, который имеет употребление здравого рассуждения, изберет конечно добрую пищу себе в кушание, а не яд или отраву, когда ему и то и другое представлено будет. Ежели же бы он отраву лучше взял, а не другое, то он бы то сделал, что и по разуму почитается за невозможное и по физически. Однако ж между сими невозможностями, физическая некоторым образом возможна, потому что дурак и лишенный совершенно человеческого разума, сделать такой худой выбор может, моральная напротив того, крайне уже невозможно.
|
|
§ 92.
Называют обыкновенно случайным то, что быть может и может не быть, то есть вещь такую, которая определения себе по натуре не имеет. Сие слово случайно двояко разуметься может. Некоторые разумеют через случайность то, что противно необходимо надобному: однако ж такое знаменование не всегда одинаково бывает. Обыкновенно мы говорим, что то, что по необходимости моральной сделалось, учинилось случаем. Для того, что действие, которое учинено, оно подлинно есть случай, а необходимость моральную мы понимаем в персоне той, которая по здравому рассуждению действие такое учинила. На примере, что человек из предложенных двух служб выбрал ту, которая ему сносна и понятна. Действо его учиненное есть случай, а он делал сие предприятие так как надобность, которая происходит от разума. Случайно же оно потому называется, что мог бы он того и не сделать. Мог бы, например, и такую службу на себя принять, которая ему и непонятна и несносна; как то часто и случается, но говоря но моральному, то действие его не было бы необходимо надобно по разуму. Итак, что по разуму, то есть моральное называется надобное, то самое называется может и случайное. Простой народ однако же случайным называет то, что учинилось паче чаяния, хотя оно не только не случайное, но еще необходимо надобное, да нам только прежде было не известно. Говорят, например, человек де шел по льду, да прорвался и утонул, и сие случаем называют. Сие то самое есть и не случайно, да надобно, для того, чтоон противу разума сделал, что по худому льду пошел. Кратко сказать можно, что по моральному возможно, то случайно, говоря, буде уже действие какое учинено. Для того, что человек то что сделать в состоянии, делает по произволению и по своей воле. И 6уде уже он что сделал, то на то было определение разума его, а потому и случайность такую надобно назвать необходимостью, так как действие такое, к которому человек определяет себя по склонности, происходящей единственно от воли грехом порожденного человека. Но о таких случайностях, которые необходимы или надобны бывают, в практической философии показывать надлежит. Здесь только о такой случайности говорится, которая физическое нам понятие дает, как, например человек обыкновенно день ходит, а ночь спит, а может и день и ночь не спать, или день и ночь спать. Табакерка может быть кругла и может быть четвероугольна, а всегда к тому же употреблению служить равно будет.
|
|