Франц Реймонд 8 страница

Это бы­ло осо­бен­но вер­но по от­но­ше­нию к чле­нам Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, и в 1975 го­ду «со­ба­ка» ре­ши­ла, что по­ра «ви­лять хво­стом». Боль­шин­ст­во чле­нов по­чув­ст­во­ва­ло, что не­об­хо­ди­мо уже что-то пред­при­ни­мать для то­го, что­бы фак­ты, на­ко­нец, на­ча­ли со­от­вет­ст­во­вать пуб­ли­куе­мым и про­из­но­си­мым сло­вам.

Ин­те­рес­но, что, в сущ­но­сти, бы­ло сде­ла­но имен­но то, что пред­ла­га­ли чет­ве­ро ди­рек­то­ров в 1917 го­ду, — ре­ор­га­ни­за­ция. Их по­пыт­ки про­вес­ти ее на­зы­ва­лись в ли­те­ра­ту­ре Сто­ро­же­вой баш­ни не ина­че, как «ам­би­ци­оз­ным за­мыс­лом» и «бун­тов­ским за­го­во­ром», ко­то­рый «бла­го­да­тью Бо­жи­ей не со­сто­ял­ся». Че­рез 55 лет та­кая же в сво­ей ос­но­ве по­пыт­ка ока­за­лась ус­пеш­ной, но толь­ко по­сле не­сколь­ких ме­ся­цев су­мя­ти­цы в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те.

ВНУТ­РЕН­НИЙ ПЕ­РЕ­ВО­РОТ И РЕ­ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИЯ

«И по­то­му ни­кто не дол­жен по­хва­лять­ся людь­ми.

В лю­дях нет ни­че­го та­ко­го, чем мож­но бы­ло бы хва­стать­ся»

(1 Ко­рин­фя­нам 3:21, Со­вре­мен­ный пе­ре­вод и Ие­ру­са­лим­ская Биб­лия).

ЭТОТ про­цесс, не­со­мнен­но, на­чал­ся бла­го­да­ря ин­фор­ма­ции о ста­рей­ши­нах, пред­став­лен­ной в кни­ге «По­мощь для по­ни­ма­ния Биб­лии». До то­го вре­ме­ни со­б­ра­ни­ем обыч­но управ­лял один че­ло­век — «над­зи­ра­тель со­б­ра­ния». За­ме­на при не­об­хо­ди­мо­сти это­го че­ло­ве­ка груп­пой ста­рей­шин вы­зва­ла во­про­сы об ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ре фи­лиа­лов, где один че­ло­век был «над­зи­ра­те­лем» для це­лой стра­ны, по­доб­но то­му, как епи­скоп (или ар­хи­епи­скоп) имел в сво­ем ве­де­нии боль­шой рай­он, со­сто­яв­ший из мно­гих со­б­ра­ний. И у цен­траль­ной штаб-квар­ти­ры был свой пре­зи­дент, ко­то­ро­го я лич­но на­зы­вал (на се­ми­на­ре для над­зи­ра­те­лей фи­лиа­лов в Брук­ли­не) «пред­се­да­тель­ст­вую­щим над­зи­ра­те­лем всех со­б­ра­ний ми­ра»1.

По всей ве­ро­ят­но­сти, имен­но эта оче­вид­ная ано­ма­лия — кон­траст ме­ж­ду по­ло­же­ни­ем в со­б­ра­ни­ях и си­туа­ци­ей в ме­ж­ду­на­род­ном глав­ном управ­ле­нии — при­ве­ла к ре­чи о «хво­сте, ви­ляю­щем со­ба­кой» и стать­ям в «Сто­ро­же­вой баш­не», по­сколь­ку они стре­ми­лись объ­яс­нить су­ще­ст­вую­щие раз­ли­чия ме­ж­ду по­ло­же­ни­ем в со­б­ра­ни­ях и в глав­ном управ­ле­нии. Поч­ти не под­ле­жит со­мне­нию, что в то же вре­мя эти ста­тьи долж­ны бы­ли дать сиг­нал для чле­нов кор­по­ра­ции с пра­вом го­ло­са с тем, что­бы они не пы­та­лись при го­ло­со­ва­нии вы­ра­жать свое мне­ние для при­ня­тия из­ме­не­ний в струк­ту­ре глав­но­го управ­ле­ния, или в свя­зи с член­ст­вом в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те и его ад­ми­ни­ст­ра­ции.

В том же 1971 го­ду, ко­гда бы­ла про­из­не­се­на эта речь, пре­зи­дент Норр по­зво­лил Ру­ко­во­дя­ще­му со­ве­ту об­су­дить и вы­ска­зать свое мне­ние по по­во­ду кни­ги под на­зва­ни­ем «Ор­га­ни­за­ция для про­по­ве­до­ва­ния Цар­ст­ва и под­го­тов­ки уче­ни­ков» [Organization for Kingdom-Preaching and Disciple-Making], ко­то­рая бы­ла чем-то вро­де по­со­бия для со­б­ра­ний, по­свя­щен­но­го ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ре и по­ли­ти­ке управ­ле­ния об­щим по­ряд­ком, на­чи­ная с глав­но­го управ­ле­ния, вклю­чая фи­лиа­лы, об­лас­ти, рай­оны — вплоть до со­б­ра­ний. От Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та не тре­бо­ва­лось пре­дос­тав­ле­ния ма­те­риа­ла для этой кни­ги. Пре­зи­дент по­ру­чил на­пи­са­ние кни­ги над­зи­ра­те­лю пи­са­тель­ско­го от­де­ла Кар­лу Адам­су (ко­то­рый не яв­лял­ся чле­ном Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та и не при­над­ле­жал к чис­лу «по­ма­зан­ных»). Он, в свою оче­редь, по­ру­чил Эду Дан­лэ­пу и мне со­труд­ни­чать с ним в под­го­тов­ке по­со­бия, в ре­зуль­та­те ка­ж­дый из нас на­пи­сал око­ло тре­ти все­го ма­те­риа­ла2.

Под­го­тов­лен­ный на­ми ма­те­ри­ал ос­ве­щал взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том и со­б­ра­ния­ми в со­от­вет­ст­вии со стать­я­ми о «хво­сте, ви­ляю­щем со­ба­кой». Ко­гда не­ко­то­рые раз­но­гла­сия, ка­саю­щие­ся это­го во­про­са, пред­ста­ли пе­ред Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том, они вы­зва­ли до­воль­но жар­кую дис­кус­сию. Пре­зи­дент Норр яс­но вы­ска­зал­ся, что, по его мне­нию, это бы­ло по­пыт­кой «за­брать в свои ру­ки» его обя­зан­но­сти и дея­тель­ность. Он под­черк­нул, что Ру­ко­во­дя­щий со­вет дол­жен за­ни­мать­ся ис­клю­чи­тель­но «ду­хов­ны­ми во­про­са­ми», а кор­по­ра­ция по­за­бо­тит­ся обо всем ос­таль­ном. Но, как бы­ло из­вест­но чле­нам Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, «ду­хов­ные во­про­сы», раз­ре­ше­ние ко­то­рых им пре­дос­тав­ля­лось на тот мо­мент, поч­ти пол­но­стью со­стоя­ли из прак­ти­че­ски ри­ту­аль­но­го на­зна­че­ния не­из­вест­ных им в сво­ем боль­шин­ст­ве лю­дей на ра­бо­ту в ка­че­ст­ве разъ­езд­ных пред­ста­ви­те­лей, а так­же в ре­ше­нии по­сто­ян­но при­бы­ваю­щих «во­про­сов о ли­ше­нии об­ще­ния».

Чле­ны Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та в 1975 го­ду. Пер­вый ряд: Эварт Чит­ти, Фред Френц, Ней­тан Норр, Джордж Ган­гас, Джон Бут, Чарльз Фе­кель. Вто­рой ряд: Дэн Сид­лик, Рей­монд Френц, Ллойд Бэр­ри, Уиль­ям Джек­сон, Грант Сью­тер, Лео Грин­лис. Тре­тий ряд: Тео­дор Ярач, Лай­ман Су­ингл, Мил­тон Хен­шель, Карл Клейн, Аль­берт Шрё­дер

Не­сколь­ко раз в те­че­ние об­су­ж­де­ния я вы­ра­жал свое мне­ние о том, что в обя­зан­но­сти Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та вхо­дят и дру­гие во­про­сы ду­хов­но­го ха­рак­те­ра (я лич­но не мог при­вес­ти су­ще­ст­во­вав­ший мо­нар­хи­че­ский по­ря­док в со­гла­сие с ут­вер­жде­ни­ем Ии­су­са о том, что «все вы — бра­тья», что «один у вас На­став­ник — Хри­стос», что «пра­ви­те­ли на­ро­дов гос­под­ству­ют над ни­ми и ве­ли­кие вла­ст­ву­ют над ни­ми», но что «сре­ди вас же так быть не долж­но»3. Мне ка­за­лось не­че­ст­ным го­во­рить то, что бы­ло ска­за­но в стать­ях, по­ме­щен­ных в «Сто­ро­же­вой баш­не» от 1971 го­да, и не вы­пол­нять это­го).

Од­на­ко ка­ж­дый раз, ко­гда я об этом упо­ми­нал, пре­зи­дент при­ни­мал эти за­ме­ча­ния на свой счет, дол­го и на­пря­жен­но го­во­рил о том, что «оче­вид­но, ко­му-то не нра­вит­ся, как он справ­ля­ет­ся со сво­ей ра­бо­той». Он под­роб­но рас­ска­зы­вал о сво­ей дея­тель­но­сти, а за­тем до­бав­лял, что, «по всей ви­ди­мо­сти, не­ко­то­рым не хо­те­лось бы, что­бы я и да­лее управ­лял де­ла­ми», и что, воз­мож­но, ему на­до «при­нес­ти все сю­да и по­зво­лить Рею Френ­цу все это де­лать».

Мне труд­но по­ве­рить, что он на­столь­ко не по­ни­мал то­го, что я хо­тел ска­зать: я вы­сту­паю за то, что­бы ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная власть су­ще­ст­во­ва­ла в ви­де со­ве­та лю­дей, а не за то, что­бы пе­ре­дать ее от од­но­го еди­но­лич­но­го ад­ми­ни­ст­ра­то­ра дру­го­му. Ка­ж­дый раз я объ­яс­нял ему это, пы­та­ясь по­ка­зать, что все ска­зан­ное ни в ко­ем слу­чае не на­до вос­при­ни­мать как лич­ные вы­па­ды про­тив не­го са­мо­го, что, по-мо­ему, НИ ОДИН че­ло­век не дол­жен вы­пол­нять по­доб­ные обя­зан­но­сти еди­но­лич­но, что, со­глас­но мо­ему по­ни­ма­нию Биб­лии и ли­те­ра­ту­ры Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни, вы­пол­нять та­кие обя­зан­но­сти долж­на груп­па лю­дей. Я сно­ва и сно­ва по­вто­рял, что, ес­ли бы речь шла о пе­ре­да­че вла­сти от од­но­го че­ло­ве­ка дру­го­му, я пред­по­чел бы его; что, по-мо­ему, он доб­ро­со­ве­ст­но вы­пол­нял то, что счи­тал нуж­ным и что все­гда де­ла­лось в про­шлом; по это­му по­во­ду у ме­ня не бы­ло ни­ка­ких пре­тен­зий.

Од­на­ко все мои объ­яс­не­ния, по-ви­ди­мо­му, не про­из­во­ди­ли на не­го ни­ка­ко­го впе­чат­ле­ния, и, по­ни­мая, что все, что я ска­жу по это­му по­во­ду, вы­зо­вет толь­ко его гнев, по­сле не­сколь­ких по­пы­ток я обыч­но сда­вал­ся. В по­доб­ных слу­ча­ях ос­таль­ные чле­ны Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та про­сто си­де­ли, слу­ша­ли и ни­че­го не го­во­ри­ли. То, что слу­чи­лось че­рез не­сколь­ко лет, ста­ло пол­ной не­ожи­дан­но­стью.

До 1975 го­да ни­ка­ких дей­ст­вий по ре­ор­га­ни­за­ции не пред­при­ни­ма­лось. По­смот­ри­те те­перь, что го­во­рит­ся в кни­ге «Сви­де­те­ли Ие­го­вы — воз­ве­ща­те­ли Цар­ст­ва Бо­га», из­дан­ной в 1993 го­ду. На стра­ни­цах 108 и 109 мы чи­та­ем о том, что бы­ло на­зва­но «од­ним из са­мых зна­чи­тель­ных из­ме­не­ний в струк­ту­ре ор­га­ни­за­ции в со­вре­мен­ной ис­то­рии Сви­де­те­лей Ие­го­вы»:

Из­ме­не­ния в струк­ту­ре ор­га­ни­за­ции

К 1976 го­ду брат Норр уже бо­лее трех де­ся­ти­ле­тий усерд­но про­ра­бо­тал пре­зи­ден­том Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни. Он не­од­но­крат­но изъ­ез­дил весь мир вдоль и по­пе­рек, по­се­щая и обод­ряя мис­сио­не­ров, обу­чая и на­став­ляя ра­бот­ни­ков фи­лиа­лов. У не­го бы­ло пре­иму­ще­ст­во уви­деть, как чис­ло ак­тив­ных Сви­де­те­лей уве­ли­чи­лось с 117 209 че­ло­век в 1942 го­ду до 2 248 390 в 1976-м.

Но ле­том 1976 го­да 71-лет­ний Н. Х. Норр стал за­ме­чать, что он на­тал­ки­ва­ет­ся на раз­ные пред­ме­ты. Ме­ди­цин­ское об­сле­до­ва­ние по­ка­за­ло, что у не­го бы­ла опу­холь моз­га, не под­ле­жав­шая опе­ра­ции. В те­че­ние не­сколь­ких сле­дую­щих ме­ся­цев он еще ста­рал­ся вы­пол­нять свою ра­бо­ту, но ме­ди­цин­ский про­гноз был не­уте­ши­тель­ным. Сдер­жит ли его ухуд­шаю­щее­ся здо­ро­вье даль­ней­ший про­гресс в ра­бо­те?

В 1971 го­ду Ру­ко­во­дя­щий со­вет уже был рас­ши­рен. В 1975 го­ду он со­сто­ял из 17 чле­нов. В те­че­ние это­го го­да Ру­ко­во­дя­щий со­вет серь­ез­но и мо­лит­вен­но об­ду­мы­вал, как мож­но и даль­ше за­бо­тить­ся о все­мир­ной ра­бо­те по про­по­ве­до­ва­нию бла­гой вес­ти и обу­че­нию лю­дей, со­глас­но то­му, что го­во­рит­ся в Сло­ве Бо­га для на­ших дней (Матф. 28:19, 20). Чет­вер­то­го де­каб­ря 1975 го­да Ру­ко­во­дя­щий со­вет еди­но­глас­но одоб­рил од­но из са­мых зна­чи­тель­ных из­ме­не­ний в струк­ту­ре ор­га­ни­за­ции в со­вре­мен­ной ис­то­рии Сви­де­те­лей Ие­го­вы.

На­чи­ная с 1 ян­ва­ря 1976 го­да вся дея­тель­ность Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни и со­б­ра­ний Сви­де­те­лей Ие­го­вы по всей зем­ле бы­ла пе­ре­ве­де­на под над­зор шес­ти управ­лен­че­ских ко­ми­те­тов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та. В со­гла­сии с та­ким уст­рой­ст­вом, с 1 фев­ра­ля 1976 го­да бы­ло из­ме­не­но и то, как управ­ля­лись фи­лиа­лы Об­ще­ст­ва во всем ми­ре. Фи­лиа­лы те­перь на­хо­ди­лись не под управ­ле­ни­ем од­но­го над­зи­ра­те­ля, а под ру­ко­во­дством трех или бо­лее зре­лых муж­чин, со­став­ляв­ших Ко­ми­тет фи­лиа­ла, в ко­то­ром один че­ло­век был по­сто­ян­ным ко­ор­ди­на­то­ром. Спус­тя не­сколь­ко ме­ся­цев по­сле вве­де­ния но­во­го уст­рой­ст­ва, Ру­ко­во­дя­щий со­вет за­ме­тил: «Ока­за­лось по­лез­ным, что не­сколь­ко брать­ев со­ве­ту­ют­ся друг с дру­гом для про­дви­же­ния ра­бо­ты Цар­ст­ва (Прит­чи 11:14, 15; 15:22; 24:6)».

Кни­га под­во­дит чи­та­те­ля к вы­во­ду, что ухуд­шаю­щее­ся здо­ро­вье третье­го пре­зи­ден­та Об­ще­ст­ва бы­ло как-то свя­за­но с по­сле­дую­щим зна­чи­тель­ным со­бы­ти­ем в ис­то­рии ор­га­ни­за­ции, воз­мож­но, под­толк­ну­ло к не­му. Все, кто вхо­дил в то вре­мя в Ру­ко­во­дя­щий со­вет зна­ют, что эта кар­ти­на не со­от­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­сти. О про­бле­ме со здо­ровь­ем Нор­ра ста­ло из­вест­но толь­ко по­сле то­го, как воз­ник во­прос, при­вед­ший позд­нее к пе­ре­ме­не, так что это бы­ло про­сто сов­па­де­ние. Ухуд­шав­шее­ся здо­ро­вье ни­как не спо­соб­ст­во­ва­ло пе­ре­ме­нам и не фи­гу­ри­ро­ва­ло при об­су­ж­де­ни­ях или при­ня­тии ре­ше­ний.

Что же то­гда про­изош­ло?

В 1975 го­ду два ве­филь­ских ста­рей­ши­ны (Мал­кольм Ал­лен, стар­ший член Слу­жеб­но­го от­де­ла и Ро­берт Ланг, по­мощ­ник над­зи­ра­те­ля за до­мом Ве­фи­ля) на­пи­са­ли в Ру­ко­во­дя­щий со­вет, вы­ра­жая бес­по­кой­ст­во по по­во­ду не­ко­то­рых мо­мен­тов, ка­сав­ших­ся ра­бот­ни­ков главно­го управ­ле­ния, кон­крет­но го­во­ря об ат­мо­сфе­ре стра­ха пе­ред ру­ко­во­дя­щи­ми ли­ца­ми, о рас­ту­щем ощу­ще­нии по­дав­лен­но­сти и по­яв­ляю­щем­ся в ре­зуль­та­те это­го чув­ст­ве не­удов­ле­тво­рен­но­сти.

В то вре­мя лю­бой че­ло­век, же­лав­ший ра­бо­тать в глав­ном управ­ле­нии («Ве­филь­ское слу­же­ние»), дол­жен был со­гла­сить­ся ос­та­вать­ся там не ме­нее че­ты­рех лет. Боль­шин­ст­во же­лаю­щих бы­ло мо­ло­ды­ми людь­ми в воз­рас­те 19—20 лет. Че­ты­ре го­да бы­ли пя­той ча­стью то­го, что они уже про­жи­ли. За обе­ден­ным сто­лом я час­то спра­ши­вал со­се­да: «Сколь­ко лет ты уже здесь ра­бо­та­ешь?» За де­сять лет, про­ве­ден­ных мною к то­му вре­ме­ни в штаб-квар­ти­ре, я ни ра­зу не слы­шал, что­бы мо­ло­дые лю­ди от­ве­ча­ли, ис­поль­зуя ок­руг­лен­ные чис­ла — «око­ло го­да» или «око­ло двух лет». От­ве­ты не­из­мен­но бы­ли та­ко­вы: «год и семь ме­ся­цев», «два го­да и пять ме­ся­цев», «три го­да и один ме­сяц» и т. д.; они все­гда на­зы­ва­ли точ­ное ко­ли­че­ст­во лет и ме­ся­цев. Я не мог не по­ду­мать о том, что в тюрь­ме за­клю­чен­ные час­то от­ме­ча­ют вре­мя по­хо­жим об­ра­зом.

Обыч­но труд­но бы­ло по­бу­дить этих мо­ло­дых лю­дей вы­ска­зать свои со­об­ра­же­ния по по­во­ду ра­бо­ты в глав­ном управ­ле­нии. Как я уз­нал от дру­зей, ра­бо­тав­ших вме­сте с ни­ми, они не же­ла­ли го­во­рить от­кры­то, по­то­му что боя­лись, что, ска­зав что-ни­будь не­одоб­ри­тель­ное, они по­па­дут в ка­те­го­рию лю­дей, на­зы­вае­мых П. О. — лю­дей с «пло­хим от­но­ше­ни­ем».

Мно­гие чув­ст­во­ва­ли се­бя «вин­ти­ка­ми в ма­ши­не», им ка­за­лось, что на них смот­рят толь­ко как на ра­бот­ни­ков, а не как на лю­дей. То, что че­ло­ве­ка в лю­бой мо­мент без пред­ва­ри­тель­но­го об­су­ж­де­ния и ка­ких-ли­бо объ­яс­не­ний мог­ли пе­ре­вес­ти с од­но­го за­да­ния на дру­гое, вы­зы­ва­ло чув­ст­во не­ус­той­чи­во­сти, не­уве­рен­но­сти в ра­бо­те. Гра­ни­цы ме­ж­ду ру­ко­во­ди­те­ля­ми и слу­жа­щи­ми бы­ли чет­ки­ми и тща­тель­но со­блю­да­лись.

Ме­сяч­но­го по­со­бия в раз­ме­ре 14 дол­ла­ров час­то еле-еле хва­та­ло (а по­рой и не хва­та­ло) на то, что­бы за­пла­тить за про­езд, до­би­ра­ясь на со­б­ра­ния в Зал Цар­ст­ва. Для тех, у ко­го бы­ли со­стоя­тель­ные ро­ди­те­ли или дру­зья, это не бы­ло про­бле­мой, по­сколь­ку они по­лу­ча­ли по­мощь от них. Но ос­таль­ные ред­ко мог­ли по­зво­лить се­бе что-ни­будь, кро­ме са­мо­го не­об­хо­ди­мо­го. Тем, кто при­ез­жал из­да­ле­ка, осо­бен­но из за­пад­ных шта­тов, бы­ло чрез­вы­чай­но труд­но про­во­дить от­пуск с семь­ей, тем бо­лее, ес­ли они бы­ли из бед­ных се­мей. И все-та­ки они ре­гу­ляр­но по­лу­ча­ли при­вет­ст­вия, пе­ре­да­вае­мые Ве­филь­ской се­мье че­рез чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та и дру­гих ве­филь­цев, разъ­ез­жав­ших по стра­не и по все­му ми­ру, вы­сту­пая с ре­ча­ми. Они ви­де­ли, как слу­жа­щие кор­по­ра­ции ез­дят на но­вень­ких «ол­дс­мо­би­лях», ку­п­лен­ных Об­ще­ст­вом и об­слу­жи­вае­мых та­ки­ми же ра­бот­ни­ка­ми, как они са­ми. Их дея­тель­ность, со­сто­яв­шая из 8 ча­сов 40 ми­нут в буд­ни и 4 ча­сов в суб­бот­ние дни, по­се­ще­ния со­б­ра­ний три раза в не­де­лю и еже­не­дель­но­го «сви­де­тель­ско­го» слу­же­ния, де­ла­ла их жизнь очень пред­ска­зуе­мой, уто­ми­тель­ной и вы­ма­ты­ваю­щей. Но они зна­ли, что по­слаб­ле­ние в той или иной об­лас­ти их ра­бо­ты тут же за­не­сет их в раз­ряд П. О., и ре­зуль­та­том это­го ста­нет вы­зов их на осо­бое со­б­ра­ние с це­лью ис­пра­вить по­доб­ное от­но­ше­ние к ра­бо­те.

Об этом без осо­бых под­роб­но­стей го­во­ри­лось в пись­мах двух ве­филь­ских ста­рей­шин. Од­на­ко пре­зи­ден­ту, по-ви­ди­мо­му, опять по­ка­за­лось, что здесь со­дер­жа­лось кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к его управ­ле­нию. Он со­об­щил Ру­ко­во­дя­ще­му со­ве­ту о сво­ем же­ла­нии уст­ро­ить слу­ша­ние по это­му во­про­су, что и про­изош­ло 2 ап­ре­ля 1975 го­да. На нем вы­сту­пи­ли не­ко­то­рые ве­филь­ские ста­рей­ши­ны и рас­ска­за­ли о мно­гих из упо­мя­ну­тых под­роб­но­стей. Вы­сту­пав­шие не пе­ре­хо­ди­ли на лич­но­сти и не предъ­яв­ля­ли ни­ка­ких тре­бо­ва­ний, но под­черк­ну­ли не­об­хо­ди­мость уде­лять боль­ше вни­ма­ния кон­крет­ным лю­дям, по­треб­ность в брат­ском об­ще­нии, по­лез­ность со­вме­ст­но­го об­су­ж­де­ния про­блем и их ре­ше­ний. По сло­вам по­мощ­ни­ка управ­ляю­ще­го Ве­филь­ским до­мом Ро­бер­та Лан­га, «нас час­то боль­ше ин­те­ре­су­ет про­дук­ция, чем лю­ди». Штат­ный врач Дик­сон рас­ска­зал, что к не­му час­то при­хо­ди­ли суп­ру­же­ские па­ры с жа­ло­ба­ми на то, что же­ны не справ­ля­ют­ся с на­пря­же­ни­ем и не спо­соб­ны сле­до­вать из­ма­ты­ваю­ще­му рас­пи­са­нию (при этом жен­щи­ны час­то при­ни­ма­лись пла­кать).

Че­рез не­де­лю, 9 ап­ре­ля, в офи­ци­аль­ном «Про­то­ко­ле» за­се­да­ния Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та за­пи­са­ли:

Бы­ли вы­ска­за­ны за­ме­ча­ния по по­во­ду взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том и кор­по­ра­ция­ми и тем, что бы­ло на­пе­ча­та­но в жур­на­ле «Сто­ро­же­вая баш­ня» за 15 де­каб­ря 1975 го­да. При­ня­то ре­ше­ние, что ко­ми­тет в со­ста­ве пя­ти че­ло­век (Л. К. Грин­лис, А. Д. Шрё­дер, Р. В. Френц, Д. Сид­лик и Дж. С. Бут) зай­мет­ся рас­смот­ре­ни­ем всех свя­зан­ных с этим во­про­сов и обя­зан­но­стей слу­жа­щих кор­по­ра­ции, при­ни­мая во вни­ма­ние за­ме­ча­ния Н. X. Нор­ра, Ф. У. Френ­ца и Г. Сью­те­ра, яв­ляю­щих­ся ра­бот­ни­ка­ми двух об­ществ, и за­тем вы­дви­нет свои пред­ло­же­ния. Це­лью та­ко­го рас­смот­ре­ния яв­ля­ет­ся ук­ре­п­ле­ние един­ст­ва ор­га­ни­за­ции.

Три не­де­ли спус­тя, 30 ап­ре­ля, на за­се­да­нии пре­зи­дент Норр уди­вил нас, объ­я­вив, что с это­го мо­мен­та все ре­ше­ния бу­дут при­ни­мать­ся боль­шин­ст­вом в две тре­ти го­ло­сов от об­ла­дав­ших пра­вом го­ло­са (ко­то­рых то­гда на­счи­ты­ва­лось 17 че­ло­век)4. Вслед за этим в офи­ци­аль­ном «Про­то­ко­ле» то­го за­се­да­ния со­об­ща­ет­ся:

За­тем, в свя­зи с во­про­сом пре­зи­ден­та Нор­ра, что ему де­лать, Л. К. Грин­лис на­чал док­лад от ли­ца ко­ми­те­та пя­те­рых5. Ко­ми­тет очень вни­ма­тель­но рас­смот­рел аб­зац 29 ста­тьи, опуб­ли­ко­ван­ной в «Сто­ро­же­вой баш­не» от 15 де­каб­ря 1975 го­да (англ.), а так­же ма­те­ри­ал на с. 760 это­го же но­ме­ра. Ко­ми­тет по­ла­га­ет, что се­го­дня Ру­ко­во­дя­щий со­вет дол­жен управ­лять кор­по­ра­ция­ми, а не на­обо­рот. Кор­по­ра­ци­ям сле­ду­ет при­знать, что на Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те из 17 че­ло­век ле­жит от­вет­ст­вен­ность за ру­ко­во­дство ра­бо­той со­б­ра­ний во всем ми­ре. В Ве­фи­лях этот прин­цип про­во­дил­ся в жизнь с за­держ­кой, по срав­не­нию с си­туа­ци­ей в со­б­ра­ни­ях. На­блю­да­лось не­ко­то­рое за­ме­ша­тель­ст­во. Мы не хо­тим двой­ной ор­га­ни­за­ции.

За этим по­сле­до­ва­ло дли­тель­ное об­су­ж­де­ние по во­про­сам о Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те, кор­по­ра­ци­ях и пре­зи­ден­те, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли все при­сут­ст­вую­щие. В за­клю­че­ние бы­ло вы­ска­за­но по­же­ла­ние пре­зи­ден­та Нор­ра, за ко­то­рым по­сле­до­ва­ло за­ме­ча­ние Э. С. Чит­ти. Л. К. Грин­лис так­же внес пред­ло­же­ние. Бы­ло ре­ше­но сде­лать ксе­ро­ко­пии этих трех вы­сту­п­ле­ний, раз­дать их всем чле­нам и встре­тить­ся на сле­дую­щий день в 8 ча­сов ут­ра. Та­ким об­ра­зом, у всех бу­дет вре­мя по­мо­лить­ся о столь важ­ном во­про­се.

Эти три вы­сту­п­ле­ния гла­си­ли:

Н. X. Норр: «Я пред­ла­гаю, что­бы Ру­ко­во­дя­щий со­вет взял в свои ру­ки от­вет­ст­вен­ность за ру­ко­во­дство дея­тель­но­стью, ука­зан­ной в Ус­та­ве кор­по­ра­ции Пен­силь­ва­нии, и при­нял на се­бя обя­зан­но­сти, о ко­то­рых го­во­рит­ся в Ус­та­ве кор­по­ра­ции Пен­силь­ва­нии и всех дру­гих ис­поль­зуе­мых Сви­де­те­ля­ми Ие­го­вы кор­по­ра­ций во всем ми­ре».

Э. С. Чит­ти: «Вы­ра­же­ние „взять в свои ру­ки“ пред­по­ла­га­ет ос­во­бо­дить от обя­зан­но­сти то­го, кто за­ни­мал­ся этим рань­ше. Мне ка­жет­ся, обя­зан­но­сти долж­ны ос­та­вать­ся без из­ме­не­ний. Пра­виль­нее бы­ло бы ска­зать: «на­блю­дать за вы­пол­не­ни­ем обя­зан­но­стей».

Л. К. Грин­лис: «Я пред­ла­гаю, что­бы в со­от­вет­ст­вии с Пи­са­ни­ем, Ру­ко­во­дя­щий со­вет взял на се­бя пол­ную от­вет­ст­вен­ность и власть по ру­ко­во­дству ме­ж­ду­на­род­ным со­об­ще­ст­вом Сви­де­те­лей Ие­го­вы и их дея­тель­но­стью: что­бы все чле­ны и слу­жа­щие лю­бой из кор­по­ра­ций, ис­поль­зуе­мых Сви­де­те­ля­ми Ие­го­вы, дей­ст­во­ва­ли в со­гла­сии с Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том и под его кон­тро­лем; что­бы та­кие от­но­ше­ния ме­ж­ду Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том и кор­по­ра­ция­ми ста­ли ре­аль­но­стью как мож­но ско­рее, при ус­ло­вии, что при этом де­лу Цар­ст­ва не бу­дет на­не­се­но ущер­ба».

На сле­дую­щий день, 1 мая 1975 го­да, про­шло еще од­но дол­гое об­су­ж­де­ние. Ви­це-пре­зи­дент (на­пи­сав­ший для «Сто­ро­же­вой баш­ни» ста­тью, о ко­то­рой шла речь) осо­бен­но воз­ра­жал про­тив вы­дви­ну­тых пред­ло­же­ний и вся­ко­го из­ме­не­ния в су­ще­ст­вую­щем по­ряд­ке, про­тив вся­ко­го со­кра­ще­ния вла­сти пре­зи­ден­та (это на­пом­ни­ло мне его за­ме­ча­ние, вы­ска­зан­ное в 1971 го­ду, о том, что, по его мне­нию, Ии­сус Хри­стос бу­дет управ­лять ор­га­ни­за­ци­ей че­рез од­но­го че­ло­ве­ка до при­хо­да Но­во­го по­ряд­ка). Он не упо­мя­нул об оче­вид­ном про­ти­во­ре­чии ме­ж­ду пред­став­лен­ным в стать­ях «Сто­ро­же­вой баш­ни» ма­те­риа­лом (и их сме­лых ут­вер­жде­ни­ях о том, что Ру­ко­во­дя­щий со­вет ис­поль­зу­ет кор­по­ра­ции про­сто в ка­че­ст­ве ин­ст­ру­мен­тов) и тре­мя вы­дви­ну­ты­ми пред­ло­же­ния­ми, ка­ж­дое из ко­то­рых (в том чис­ле пред­ло­же­ние са­мо­го пре­зи­ден­та) яв­но ука­зы­ва­ло на то, что в на­стоя­щее вре­мя Ру­ко­во­дя­щий со­вет кор­по­ра­ция­ми не ру­ко­во­дил.

Об­су­ж­де­ние про­дол­жа­лось. Пе­ре­лом­ный мо­мент на­сту­пил, ко­гда свои за­ме­ча­ния чет­ко вы­ска­зал Грант Сью­тер, сек­ре­тарь-ка­зна­чей глав­ных кор­по­ра­ций Об­ще­ст­ва. В от­ли­чие от всех пре­ды­ду­щих за­ме­ча­ний, вы­ска­зан­ных в поль­зу из­ме­не­ний, его сло­ва но­си­ли лич­но­ст­ный ха­рак­тер, они как буд­то вы­пус­ти­ли на­ру­жу все ко­пив­шие­ся до это­го чув­ст­ва по от­но­ше­нию к пре­зи­ден­ту, ко­то­ро­го он пря­мо на­звал. Го­во­ря о струк­ту­ре вла­сти, он не вы­ска­зал кон­крет­ных об­ви­не­ний, кро­ме во­про­са по по­во­ду сво­его пра­ва вне­сти не­ко­то­рые из­ме­не­ния в свой лич­ный ра­бо­чий ка­би­нет (он про­сил раз­ре­ше­ния про­из­ве­сти та­кие из­ме­не­ния, но ему бы­ло от­ка­за­но); но за­тем его вы­сту­п­ле­ние ста­ло бо­лее на­пря­жен­ным. Он за­кон­чил сле­дую­щим об­ра­зом:

Мне ка­жет­ся, что, ес­ли мы хо­тим быть Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том, то на­до ру­ко­во­дить! Я до сих пор еще во­об­ще ни­чем не ру­ко­во­дил!

Эти сло­ва про­из­ве­ли на ме­ня дос­та­точ­но силь­ное впе­чат­ле­ние, и я рад, что за­пом­нил и за­пи­сал их имен­но так, как они бы­ли ска­за­ны. Ра­зу­ме­ет­ся, мне не ве­до­мо, хо­тел ли Сью­тер на са­мом де­ле ска­зать то, что он ска­зал, или это бы­ло про­сто сию­ми­нут­ной вспыш­кой, не от­ра­жав­шей его на­стоя­ще­го от­но­ше­ния. В лю­бом слу­чае эти сло­ва за­ста­ви­ли ме­ня серь­ез­но за­ду­мать­ся о чис­то­те по­бу­ж­де­ний, и мне очень хо­те­лось, что­бы все, что слу­чит­ся в ре­зуль­та­те это­го вы­сту­п­ле­ния, про­ис­хо­ди­ло из ис­крен­не­го же­ла­ния всех уча­ст­ни­ков точ­нее при­дер­жи­вать­ся прин­ци­пов и при­ме­ров Биб­лии, а не по ка­кой-ли­бо дру­гой при­чи­не. Это за­се­да­ние очень обес­по­кои­ло ме­ня, в ос­нов­ном, по­то­му, что дух его не был та­ким, ка­ко­го лю­ди впра­ве ожи­дать от хри­сти­ан­ско­го со­об­ще­ст­ва. Од­на­ко вско­ре по­сле за­ме­ча­ний, вы­ска­зан­ных сек­ре­та­рем-ка­зна­че­ем, пре­зи­дент Норр, по-ви­ди­мо­му, при­нял ре­ше­ние и вы­ска­зал за­ме­ча­ние, за­сте­но­гра­фи­ро­ван­ное Мил­то­ном Хен­ше­лем, ко­то­рый вы­сту­пал в ро­ли сек­ре­та­ря Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та и сам вы­дви­нул кон­крет­ные пред­ло­же­ния6. Со­глас­но офи­ци­аль­но­му «Про­то­ко­лу», вы­сту­п­ле­ние пре­зи­ден­та со­дер­жа­ло сле­дую­щие ут­вер­жде­ния:

Мне ка­жет­ся, бы­ло бы очень хо­ро­шо, ес­ли бы Ру­ко­во­дя­щий со­вет при­дер­жи­вал­ся мне­ния, вы­ска­зан­но­го бра­том Хен­ше­лем, и со­ста­вил про­грам­му, при­ни­мая во вни­ма­ние то, что на­пи­са­но в «Сто­ро­же­вой баш­не»: что Ру­ко­во­дя­щий со­вет есть Ру­ко­во­дя­щий со­вет Сви­де­те­лей Ие­го­вы. Я не со­би­ра­юсь вы­сту­пать ни «за» ни «про­тив» это­го. По мо­ему мне­нию, в этом нет не­об­хо­ди­мо­сти. В «Сто­ро­же­вой баш­не» уже все ска­за­но.

Имен­но Ру­ко­во­дя­щий со­вет бу­дет об­ла­дать об­щей ру­ко­во­дя­щей вла­стью и влия­ни­ем. Он при­мет на се­бя эту от­вет­ст­вен­ность и бу­дет управ­лять че­рез раз­лич­ные ут­вер­жден­ные им под­раз­де­ле­ния, и у не­го бу­дет ор­га­ни­за­ция.

В кон­це сво­ей ре­чи он ска­зал: «Я объ­яв­ляю это пред­ло­же­ни­ем». К не­ко­то­ро­му мо­ему удив­ле­нию, это пред­ло­же­ние под­дер­жал ви­це-пре­зи­дент Ф. У. Френц. Оно бы­ло при­ня­то еди­но­глас­но всем Со­ве­том.

Ка­за­лось, сме­лые за­яв­ле­ния «Сто­ро­же­вой баш­ни» че­ты­рех­лет­ней дав­но­сти из про­стых слов пре­вра­ща­лись в ре­аль­ность. Из вы­сту­п­ле­ния пре­зи­ден­та сле­до­ва­ло, что нас ожи­да­ли пе­ре­ме­ны без осо­бых за­труд­не­ний. Та­кая пол­ная гар­мо­нии и един­ст­ва кар­ти­на и от­ра­же­на в кни­ге «Сви­де­те­ли Ие­го­вы — воз­ве­ща­те­ли Цар­ст­ва Бо­га». Од­на­ко ока­за­лось, что за этим за­тишь­ем по­сле­до­ва­ла ве­ли­чай­шая бу­ря.

В те­че­ние по­сле­до­вав­ших ме­ся­цев на­зна­чен­ный «ко­ми­тет пя­те­рых» встре­тил­ся ин­ди­ви­ду­аль­но с ка­ж­дым чле­ном Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та и с 33 чле­на­ми глав­но­го управ­ле­ния, про­ра­бо­тав­ши­ми в нем в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни. По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во одоб­ри­тель­но вы­ска­зы­ва­лось о ре­ор­га­ни­за­ции. Ко­ми­тет под­го­то­вил под­роб­ные про­ек­ты ор­га­ни­за­ции ко­ми­те­тов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та для ру­ко­во­дства раз­лич­ны­ми сфе­ра­ми дея­тель­но­сти во всем ми­ре. Один­на­дцать из сем­на­дца­ти чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та вы­ра­зи­ли об­щее одоб­ре­ние в лич­ных ин­тер­вью.

Из ос­тав­ших­ся шес­ти че­ло­век Джордж Ган­гас, при­вет­ли­вый и эмо­цио­наль­ный грек, один из ста­рей­ших чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, был очень ос­то­ро­жен, ко­ле­бал­ся в вы­ска­зы­ва­ни­ях со­от­вет­ст­вен­но на­строе­нию мо­мен­та. Чарльз Фе­кель из Вос­точ­ной Ев­ро­пы мно­го лет на­зад яв­лял­ся од­ним из ди­рек­то­ров Об­ще­ст­ва, но по­том был от­стра­нен от этой долж­но­сти по об­ви­не­нию в на­ру­ше­нии сво­ей не­по­роч­но­сти, ко­гда он да­вал клят­ву во вре­мя при­ня­тия аме­ри­кан­ско­го гра­ж­дан­ст­ва. Чле­ном Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та его на­зна­чи­ли не­дав­но, и он, бу­ду­чи че­ло­ве­ком очень мяг­ким, ред­ко вы­ска­зы­вал­ся во вре­мя об­су­ж­де­ний, по­сто­ян­но го­ло­со­вал вме­сте с боль­шин­ст­вом и по это­му во­про­су не мог ска­зать поч­ти ни­че­го. Ллойд Бэр­ри из Но­вой Зе­лан­дии, так­же не­дав­но при­сое­ди­нив­ший­ся к Ру­ко­во­дя­ще­му со­ве­ту, при­был в Брук­лин по­сле дол­гих лет слу­же­ния в ка­че­ст­ве над­зи­ра­те­ля фи­лиа­ла в Япо­нии, где дея­тель­ность Сви­де­те­лей пе­ре­жи­ла не­ве­ро­ят­ный подъ­ем. Он вы­ра­зил серь­ез­ные со­мне­ния по по­во­ду пред­ло­же­ний, осо­бен­но из-за то­го, что по­доб­ные ме­ры при­ве­дут к де­цен­тра­ли­за­ции по от­но­ше­нию к пре­зи­дент­ст­ву; в пись­ме от 5 сен­тяб­ря он на­звал пред­ло­жен­ные из­ме­не­ния «ре­во­лю­ци­он­ны­ми». Билл Джек­сон, очень про­стой, не­при­тя­за­тель­ный те­ха­сец (не та­кая уж и ред­кость, как о том го­во­рят), про­вел в глав­ном управ­ле­нии бóльшую часть сво­ей жиз­ни и, как и Бэр­ри, счи­тал, что на­до ос­та­вить все, как есть, осо­бен­но по­то­му, что при су­ще­ст­вую­щем управ­ле­нии ор­га­ни­за­ция зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лась.

Са­мое силь­ное влия­ние сре­ди про­го­ло­со­вав­ших «про­тив» име­ли пре­зи­дент и ви­це-пре­зи­дент: тот, кто вы­дви­нул это пред­ло­же­ние, и тот, кто его под­дер­жал! По су­ти, они очень гром­ко вы­ска­зы­ва­ли свое не­со­гла­сие.

В то вре­мя, как «ко­ми­тет пя­те­рых» рас­спра­ши­вал опыт­ных ра­бот­ни­ков глав­но­го управ­ле­ния об их мне­ни­ях, по­до­шла оче­редь пре­зи­ден­та в те­че­ние не­де­ли пред­се­да­тель­ст­во­вать за ве­филь­ским сто­лом. Не­сколь­ко дней по ут­рам он поль­зо­вал­ся этой воз­мож­но­стью для то­го, что­бы в при­сут­ст­вии бо­лее 1 200 чле­нов Ве­филь­ской се­мьи, раз­ме­щав­ших­ся в не­сколь­ких обе­ден­ных за­лах (пол­но­стью ос­на­щен­ных зву­ко­вым и те­ле­обо­ру­до­ва­ни­ем), об­су­ж­дать то, что он на­зы­вал «рас­сле­до­ва­ни­ем» (т. е. бе­се­ды, про­во­ди­мые «ко­ми­те­том пя­те­рых»), го­во­ря, что «не­ко­то­рые» же­ла­ют из­ме­нить то, что де­ла­лось оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом на про­тя­же­нии все­го су­ще­ст­во­ва­ния ор­га­ни­за­ции. Он сно­ва и сно­ва спра­ши­вал: «Где до­ка­за­тель­ст­ва то­му, что все идет не так, как на­до, что нуж­ны из­ме­не­ния»? Он го­во­рил, что «рас­сле­до­ва­ние» стре­мит­ся «до­ка­зать, что эта се­мья не­хо­ро­ша», но за­яв­лял о сво­ей уве­рен­но­сти в том, что «не­сколь­ко жа­лоб­щи­ков» не «возь­мут верх над ра­до­стью боль­шин­ст­ва». Он во­оду­шев­лял всех «ве­рить в Об­ще­ст­во», ука­зы­вая на его мно­гие дос­ти­же­ния. Од­на­ж­ды он с боль­шим чув­ст­вом и си­лой ска­зал, что пе­ре­ме­ны в Ве­филь­ской се­мье, ее ра­бо­те и ор­га­ни­за­ции, тре­буе­мые не­ко­то­ры­ми, про­изой­дут «толь­ко че­рез мой труп»7.

От­да­вая спра­вед­ли­вость Ней­та­ну Нор­ру, не­об­хо­ди­мо ска­зать, что он, не­со­мнен­но, ве­рил в ис­тин­ность су­ще­ст­во­вав­ше­го по­ряд­ка. Он знал, что так же ду­мал и ви­це-пре­зи­дент, са­мый ува­жае­мый уче­ный ор­га­ни­за­ции, на ко­то­ро­го он по­ла­гал­ся в во­про­сах Пи­са­ния. Норр, в об­щем, был дру­же­люб­ным, при­вет­ли­вым че­ло­ве­ком. Ко­гда он не вы­сту­пал «в ро­ли» пре­зи­ден­та, мне ис­крен­не нра­ви­лось об­щать­ся с ним. Од­на­ко, как это не­ред­ко про­ис­хо­дит, его по­ло­же­ние обыч­но не да­ва­ло ему воз­мож­но­сти про­яв­лять эти чер­ты ха­рак­те­ра, и (опять же, не­со­мнен­но, из-за его уве­рен­но­сти в том, что он вы­пол­нял свою роль со­глас­но во­ле Бо­га) он обыч­но очень бы­ст­ро и рез­ко реа­ги­ро­вал на вся­кое вме­ша­тель­ст­во в свои пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та. Лю­ди нау­чи­лись не вме­ши­вать­ся. Тем не ме­нее, я очень со­мне­ва­юсь, что Ней­тан со­гла­сил­ся бы с не­ко­то­ры­ми из же­ст­ких дей­ст­вий, ко­то­рые впо­след­ст­вии бы­ли пред­при­ня­ты кол­лек­тив­ным со­ве­том, унас­ле­до­вав­шим его пре­зи­дент­скую власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: