| Тип подшипника | Наименование детали | Вид повреждения | Причина повреждения |
| Подшипник скольжения металлический (смазка маслом) | Антифрикционный слой из баббита | Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 1,5 раза | Естественное изнашивание поверхности трения. Аварийное состояние подшипника |
| Задиры рабочей поверхности | Механические примеси в смазочном масле | ||
| Трещины | Нештатные ударные нагрузки. Усталость баббита из-за неплотного прилегания втулки подшипника и дейдвудной трубы, потери или изгиба лопасти гребного винта | ||
| Отслоение от основы | Нарушение технологии заливки | ||
| Корпус | Коррозия | Попадание забортной воды в масло | |
| Трещины | Нештатные ударные нагрузки | ||
| Подшипник скольжения неметаллический (смазка маслом) | Антифрикционный материал | Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 3 раза | Естественное изнашивание поверхности трения. Наличие абразивных частиц в масле |
| Оплавление | Нарушение температурного режима из-за недостаточного расхода масла | ||
| Корпус | Коррозия | Попадание забортной воды в масло | |
| Трещины | Нештатные ударные нагрузки | ||
| Подшипник скольжения неметаллический (смазка водой или СОЖ) | Термопластичный антифрикционный материал типа капролона, XL и т.п. | Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 3 раза | Естественное изнашивание поверхности трения |
| Оплавление. Трещины, расслоения, вырывы | Повышение температуры из-за недостаточного расхода воды, набухание материала | ||
| Антифрикционный материал на основе эластомера (резина) | Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 3 раза | Естественное изнашивание поверхности трения | |
| Обугливание, растрескивание | Нарушение температурного режима из-за ограниченного расхода воды | ||
| Антифрикционный материал на основе реактопласта (текстолит, ДСП, углепластик) | Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 3 раза | Естественное изнашивание поверхности трения | |
| Обугливание | Нарушение температурного режима из-за ограниченного расхода воды | ||
| Растрескивание | Нештатные ударные нагрузки | ||
| Корпус | Механические повреждения | Нештатные ударные нагрузки | |
| Подшипник качения (смазка водой) | Резинометаллический или капролоновый ролик | Износ рабочей поверхности более 0,2 мм | Естественное изнашивание поверхности трения |
| Отслоение резины от арматуры | Нарушение технологии изготовления | ||
| Сепаратор неметаллический | Заклинивание роликов | Набухание материала в воде | |
| Скручивание с заклиниванием роликов | Недостатки конструкции |
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации






