Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели, значимые для выявления отклонении в развитии

Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации всегда сопровождается возрастанием соматических, сенсомоторных, эмоционально-воле­вых и психических отклонений, особенно заметных в популяции детского возраста. Причиной этого является влияние многих взаи­модополняющих факторов, главными из которых являются внеш­ние (социальные - экологические, информационные, экономиче­ские, демографические, гигиенические) и, обусловленные ими, внутренние (биологические) средовые факторы. Их несоответст­вие, как правило, приводит к различным видам дизонтогенеза -нарушениям или отклонениям в ходе внутриутробного развития.

На развитие различных органов и систем организма, в том числе мозга, нервной системы, органов чувств, двигательной сфе­ры, могут оказать негативное влияние такие биологические фак­торы, как генные и хромосомные болезни, нарушения обмена ве­ществ, инфекционные, эндокринные и иные заболевания матери, осложнения беременности, родовая травма, а также обменные, эндокринные нарушения, физические и психические травмы ре­бенка первых лет Жизни.

Влияние различных патогенных внутренних и внешних факто­ров приводит к нарушениям в развитии, изменяет морфологиче­ские и функциональные отношения в нервной системе организма ребенка.

В соответствии с этим учитывается степень достижения зрело­сти в каждый период развития ребенка, до и после его рождения.


Во время эмбрионального периода организм чрезвычайно вос­приимчив к неблагоприятным факторам окружающей его среды. Именно в этом периоде появляется большинство врожденных де­фектов и проявляются ошибки генетических систем. Известно, что от 30 до 60% эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, а это приводит к самопроизвольным выкидышам.

В процессе родов ребенок обретает относительную независи­мость. Нервную систему ребенка отличают удивительная гибкость и пластичность, что позволяет даже при значительных анатомиче­ских дефектах, но в благоприятных условиях окружающей ребенка среды обеспечивать его практически не отличающееся от нормы развитие. Существенными предпосылками такой организации сре-довых условий являются ранняя диагностика, своевременная аби-литация или реабилитация, врачебно-педагогическое и психоло­гическое сопровождение детей и их рациональное воспитание и обучение, а также уверенность в возможности их развития.

Первый год жизни ребенка является основой для его адаптации к окружающему миру, существованию в социуме. Что свидетель­ствует о способности ребенка воспринимать окружающий мир и его готовности жить в человеческом обществе? Важным на пер­вом году жизни является развитие сенсорных и моторных функций, являющихся базой становления психических процессов. Сенсомо-торное развитие обеспечивает познание многообразия окружаю­щих предметов, их свойств, отличительных признаков.

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма. У новорожденного можно наблю­дать защитные, ориентировочные рефлексы, сосательный рефлекс, цеплятельный рефлекс, рефлекс отталкивания. Движения, органи­зованные этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Недоразви­тие или отсутствие у новорожденного врожденных рефлексов, является признаком поражения определенных структур головно­го или спинного мозга, отвечающих за эти рефлексы. Когда же они проявляются раньше сроков, характерных для нормального развития ребенка, это означает поражение более высоких струк­тур головного мозга, не выполняющих контроля (торможения) по отношению к нижележащим стволовым структурам спинного мозга.

Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденное™ - постоянная стимуляция органов чувств (ана­лизаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи раз-иообразных сигналов из внешнего мира.


На 3-4-й неделе первого месяца проявляется зрительное со­средоточение на предмете. В это же время идет развитие слухо­вых реакции: наблюдается слуховое сосредоточение, причем не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого, выражающееся в некотором торможении двигатель­ных реакций.

В возрасте от 1 до 3 месяцев у ребенка происходит дальнейшее развитие зрительного и слухового анализатора. Увеличивается длительность сосредоточения, появляются самостоятельный по­ворот глаз, локализация звука в пространстве. Зрительное вос­приятие становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослым.

В последующие месяцы разрозненные движения ребенка связы­ваются в определенную последовательность под контролем какого-либо воспринимающего органа и таким образом формируются двигательные системы. Ребенок обретает свободу передвижения.

На 2-3-м году жизни закладываются основы психической и ре­чевой деятельности, совершенствуется самостоятельное хождение и координация. Этот период служит фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, так как контакт с окру­жающим миром и восприятие различных раздражителей в это время удлиняется. Дефицит информации, монотонность раздра­жителей могут заметно затруднить приобретение навыков или замедлить психическое развитие ребенка.

В возрасте 3-5 лет расширяется спектр коммуникативных функций - общительность, легкость вступления в контакт с редким чувством страха сменяются упрямством и «своеволием». Ребенок уже овладевает фразовой речью и собственным, пока еще ограни­ченным жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психогенного или соматического характера. В этот период (первый пубертат) наблюдается значительное увеличение роста при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции.

В возрастном диапазоне от б до 10 лет происходит вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психиче­ском развитии (психомоторный сензитивный период).

К 7-8 годам происходит интенсивное наращивание мышечной массы, ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей, что обусловлено социальными потребностями, и к десятилетнему возрасту моторика и координация движений ребенка соответст­вуют аналогичным процессам взрослого человека.

Нервная система особенно сильно отражает эти перемены. К 10 годам в основном заканчивается рост черепа. Совершенство­


вание нервной системы происходит за счет функционального разви­тия преимущественно коркового отдела больших полушарий голов­ного мозга, требующего большого энергетического обеспечения.

Знание сущности, причин и времени возникновения нарушений g этих системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с отклонением в развитии, проводить профилак­тическую работу по предупреждению отклонений в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: