Методологические аспекты специальной психологии

Специальная психология.

Теории психологического развития, которые легли в основу специальной психологии:

1. Культурно-историческая теория развития (Выгодский)

2. Периодизация психического развития (Эльконин)

3. Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)

4. Психоаналитическая теория развития (стадии развития, З. Фрейд), психоаналитическая теория (Эриксон)

5. Бихевиоризм и теория социального научения

6. Теория Жана Пиаже

Понятие психического развития.

Психическое развитие – 1) это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики (Реан). 2) это не только рост, но и изменения, процесс при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные (Рубинштейн). 3) это обусловленный и, вместе с тем, активный саморегулирующий процесс самодвижения от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия (Психологический словарь).

Схожие термины, лежащие в семантическом поле «развития»:

1. Созревание – изменение индивида или отдельных его функций и процессов, происходящих под влиянием внутренних врожденных причин.

2. Становление – процесс приближения к определенному состоянию, приобретение новых признаков и форм в процессе развития.

3. Формирование – обозначение процесса развития под влиянием внешних воздействий.

Закономерности психического развития.

1. Цикличность. Детское развитие имеет сложную организацию во времени, имеет свой ритм, который не совпадает с хронологическим временем, который изменяется в годы жизни. Например, развитие в детском возрасте.

2. Закон метаморфозы. Развитие является целью качественного изменения. Ребенок не маленький взрослый, а существо, обладающее качественно другой психикой.

3. Неравномерность развития. Каждая из функций имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Развитию присущ колебательный характер. Для каждой функции характерен свой этап.

4. Гетерохронность развития. Разновременность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Гетерохронность – это базовый закон. На нем идет развитие всех функций.

5. Системность строения психики. Не смотря на различный темп созревания каждой функции на разных этапах функционального развития ребенка, его мозг и психика работают как единое целое.

6. Пластичность нервной системы. Основа для компенсации. Чем меньше ребенок, тем более он подвержен вредным воздействиям, менее защищен. Но, вместе с тем, его нервная система обладает большими резервами пластичности, а, следовательно, компенсаторными возможностями.

7. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Сочетание стабильных и нестабильных периодов.

8. Наличие сенситивных или критических периодов развития. Избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям.

9. Выделение зон актуального и ближайшего развития (Выгодский). Актуальное – то, что человек может в данный момент. Ближайшее – потенциальное, результат завершенных этапов развития.

10. Кумулятивность психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом, определенным образом трансформируясь.

11. Последовательность стадий развития психики.

12. Дивергентность-конвергентность хода развития. Дивергентность – повышение разнообразия в процессе психического развития. Конвергентность - свертывание и усиление избирательности.

13. Закон развития высших психических функций. Они возникают, первоначально, как форма коллективного поведения и сотрудничества. В последствии они интерализируются. Становятся индивидуальными, внутренними. Среда - это и условие, и источник развития.

14. Соотношение биологических и социальных факторов психологического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: