Подведение итогов занятия

Главное управление МЧС по г. Москве

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Московский учебный центр ФПС»

имени Героя Советского Союза Постевого С. И.

Утверждаю

Заместитель начальника, начальник учебного отдела

Московского учебного центра ФПС

полковник внутренней службы

Д.В. Скоркин

«___» _______________ 2013 года

План-конспект

Проведения занятия по дисциплине «Связь противопожарной службы» со слушателями профессиональной переподготовки лиц среднего начальствующего состава, принятых в ФПС из иных организаций после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования с углубленным изучением пожаротушения.

Тема №7.2.1. «Состояние и перспективы развития системы электросвязи в подразделениях пожарной охраны МЧС России».

Рассмотрено на заседании цикла «ПТиС»

протокол №____ от «___»_____________20___года

Время занятия: 80 минут.

1. Цель занятия: Изучить со слушателями основные перспективы развития электро связи в подразделениях пожарной охраны МЧС России

2. Метод проведения занятия: классно-групповое.

3. Место проведения: кабинет № 256

4. Наглядные пособия и оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

5. Литература:

1.Правила по охране труда в подразделениях Государствен­ной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ПОТРО 01-2002, приказ №630 от 31.12.2002 г.
2. Учебник «автоматизированные системы управления и связи» - под ред. В.И. Зыкова – Москва 2006 г.
 

6. Расчет учебного времени:

Вводная часть занятия: 10 мин.

Организационный момент:

-доклад командира группы, приветствие, проверка личного состава группы;

-сообщение о ходе занятия.

Опрос по пройденному материалу:

Вопросы контроля:
  Какие требования правил по охране труда при работе с ручным пожарным инструментом?
  Назначение, виды, устройство и технические характеристики ручных пожарных лестниц?
  Какие виды пен, их физические и огнетушащие свойства вы знаете?

Осноыная часть занятия: 60 мин.

Изложение нового материала:

№ вопроса Учебные вопросы Время, мин.
  Организация деятельности ЕДДС (ЦУС ГПС) и ее техническое оснащение 20 мин.
  Этапы развития и создания ЕДДС 20 мин.
  Организация связи в ГПС МЧС России 20 мин.

Заключительная часть занятия

Закрепление нового материала: 10 мин.

Вопросы контроля
  Перечислите этапы развития ЕДДС?
  Расскажите классификацию пожарной связи по назначению?
  Какие основные задачи ЕДДС?

Подведение итогов занятия.

Провожу разбор ответов слушателей на поставленные вопросы.

Отмечаю слушателей хорошо и плохо усвоивших материал и указываю

на причины плохого усвоения.

Выставляю оценки.

Задание на самостоятельную подготовку:

Разработал преподаватель цикла «ПТиС»

ст. лейтенант внутренней службы А.А. Костроменков

«___»_______________20___г.

Конспект для проведения занятия по теме: «Состояние и перспективы развития системы электросвязи в подразделениях пожарной охраны МЧС России».

№ п/п Изучаемый материал Методические рекомендации
  Организация деятельности ЕДДС (ЦУКС ГПС) и ее техническое оснащение Определения и сокращения единая дежурно-диспетчерская служба города, ЕДДС: Орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС; дежурно-диспетчерская служба, ДДС: Дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС; объединенная система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, ОСОДУ: Организационно-техническое объединение ЕДДС города, являющейся центральным органом управления этой системы и взаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб; пункт управления ЕДДС, ПУ ЕДДС: Здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения; узел связи ЕДДС, УС ЕДДС: Организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на пункте управления ЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и городского органа управления ГОЧС; центр оповещения ЕДДС, ЦО ЕДДС: Организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения и персонального вызова, взаимодействующих с автоматизированной системой централизованного оповещения ГО; комплекс средств автоматизации ЕДДС, КСА ЕДДС: Организационно-техническое объединение программно-технических средств автоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода, хранения, обработки и выдачи необходимых данных; автоматизированная система ЕДДС, АС ЕДДС: Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированное выполнение задач, возложенных на ЕДДС, и являющихся составной частью местной подсистемы автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС. Основные положения Целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС. Основные задачи ЕДДС: - прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС; - анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение; - сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ДДС города полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС; - обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования ОСОДУ; - обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий); - информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах; - представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности; - доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия; - обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности. При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность городская комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и орган управления ГОЧС города, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких ситуациях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления ГОЧС, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств городской подсистемы РСЧС. ЕДДС небольших городов и сельских районов о таких ЧС обязательно докладывают в орган управления ГОЧС ближайшего города. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях. Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения - сообщений о происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и др.). ЕДДС города функционирует круглосуточно и при этом должна: - немедленно приступить к экстренным действиям по оповещению и информированию ДДС и координации их усилий по предотвращению и (или) ликвидации ЧС после получения необходимых данных; - самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления. ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей. ЕДДС города создается при городском органе управления ГОЧС. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления). В городах - административных центрах субъектов Российской Федерации - ЕДДС могут создаваться на базе органов управления ГОЧС областей (республик в составе Российской Федерации, краев). Создаваемая таким образом ЕДДС субъекта Российской Федерации совмещает функции оперативной дежурной службы (пункта управления, центра управления в кризисных ситуациях) органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации и ЕДДС города - административного центра субъекта Российской Федерации. ЕДДС города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения. В крупных городах для обеспечения функционирования ЕДДС должна создаваться автоматизированная система в составе узла связи, центра оповещения и комплекса средств автоматизации. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а в крупных городах также специалисты - аналитики по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации) и операторы-диспетчеры (для приема и распространения сообщений от населения и организаций). УС ЕДДС должен решать следующие задачи: - прием и передача документов управления, обмен всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством; - незамедлительное доведение сигналов оповещения; - образование каналов и линий связи, их настройка и измерение, а также осуществление запланированных транзитных соединений каналов; - поддержание устойчивой связи с подвижными объектами при их передвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствами связи. При этом УС ЕДДС должен обеспечивать: - устойчивое функционирование средств связи; - поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей; - техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи; - внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь; - безопасность связи и информации; - прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, а также с ДДС города; - прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; - автоматическое определение номера входящего абонента; - документирование (запись) ведущихся переговоров; - коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; - радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами. Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС. ЦО ЕДДС создается в целях оперативного оповещения об угрозе или возникновении ЧС вышестоящих органов управления, взаимодействующих служб, а также подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности. Основными задачами ЦО ЕДДС являются: - оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по ЧС, органа управления ГОЧС и ЕДДС города; - оповещение и вызов городских ДДС, а также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ЕДДС; - оповещение населения города о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Задействование средств ЦО ЕДДС осуществляется старшим оперативным дежурным по указанию вышестоящих органов управления или самостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим докладом. Из ЦО ЕДДС речевые и текстовые сообщения, условные сигналы и команды, сигналы вызова должностным лицам, дежурно-диспетчерским службам и подразделениям постоянной готовности могут передаваться по проводным средствам связи и средствам радиосистем персонального вызова. Оповещение населения города при возникновении ЧС осуществляется по команде старшего оперативного дежурного с использованием автоматизированной системы централизованного оповещения ГО с задействованием электросирен и теле-, радиотрансляционной сети в соответствии с утвержденной инструкцией. КСА ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих управленческих функций: - накопления и обновления социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе, городских органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; - сбора и передачи данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств; - прогнозирования, оценки и контроля сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников; - подготовки данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной (цифровой) карте территории города; - представления требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления. 3.13.1 КСА ЕДДС должен сопрягаться с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом АИУС РСЧС. Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСА ЕДДС с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом АИУС РСЧС должны быть предусмотрены единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные технические и программные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС. ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает: - прием от населения, организаций и ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС; - обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности; - поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и средств связи; - внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС. ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС и предпосылках к ним за прошедшие сутки. Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде старшего оперативного дежурного при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в ОСОДУ. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает: - заблаговременную подготовку дежурно-диспетчерского персонала к возможным действиям в случае возникновения ЧС; - оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по ЧС, органов управления ГОЧС, ЕДДС, городских ДДС и подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности; - получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в городе, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды; - прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности; - корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС города; - координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий. В этом режиме ДДС действуют в соответствии с положением о местной подсистеме РСЧС, положениями об ОСОДУ и ЕДДС города и ведомственными инструкциями. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде старшего оперативного дежурного при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет решение задач в полном объеме. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованных ДДС. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС. Рассказать Рассказать Дать под запись Рассказать Рассказать Рассказать Показать на проекторе Рассказать рассказать Рассказать Рассказать
  Этапы развития и создания ЕДДС Для создания ЕДДС города проводится следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий: - определение и согласование между администрацией города, органом управления ГОЧС и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС; - уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС; - разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования; - разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС; - получение необходимых разрешений и разработка технического проекта сети связи ЕДДС с учетом привязки к сети общего пользования по техническим условиям оператора связи, совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС; - создание комплекса средств автоматизации ЕДДС и его сопряжение с взаимодействующими автоматизированными системами. Основными этапами создания ЕДДС являются: - организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС; - технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС города. Для создания ЕДДС города на организационном этапе разрабатываются и утверждаются следующие документы: - положения об ОСОДУ и ЕДДС города; - инструкции об обмене информацией между ЕДДС и городскими ДДС; - дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и другие. На техническом этапе создания ЕДДС разрабатываются техническое задание и технический проект на создание АС ЕДДС, в соответствии с которыми создаются опытный участок и АС ЕДДС, завершается ввод ее в штатную эксплуатацию. Для придания необходимого юридического статуса ЕДДС установленным порядком вводятся в действие типовые положения об ОСОДУ и ЕДДС города. В целях создания ЕДДС в конкретном городе разрабатываются на основе типовых положений и утверждаются в городской администрации "Положение об ОСОДУ" и "Положение о ЕДДС", инструкции об обмене информацией между ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы. С целью унификации и стандартизации проектирования автоматизированных систем ЕДДС федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, утверждается головная организация по АС ЕДДС. Для разработки необходимого методического, специального программного, информационного и технического обеспечения головной организацией привлекаются специализированные научно-исследовательские учреждения и организации заинтересованных министерств (ведомств) Российской Федерации. Головная организация по АС ЕДДС совместно с соисполнителями централизованно разрабатывает и рассылает в заинтересованные города Российской Федерации типовые технические задания и проекты АС ЕДДС, создает их опытные участки, а также обеспечивает научно-техническое сопровождение и сертификацию создаваемых АС и ЕДДС городов. Типовая проектная документация АС ЕДДС разрабатывается для каждой группы городов в соответствии с их классификацией, приведенной в " Градостроительном кодексе Российской Федерации" (сверхкрупные города, с численностью населения свыше 3 млн. человек; крупнейшие, с численностью населения от 1 до 3 млн.человек.; крупные с численностью населения от 250 тыс.человек до 1 млн.человек; большие, с численностью населения 100 - 250 тыс.человек; средние, с численностью населения 50 - 100 тыс.человек; малые города и поселки, с численностью населения до 50 тыс.человек). АС ЕДДС в городах Москва и Санкт-Петербург разрабатываются по отдельным техническим заданиям и проектам. Дать под запись Дать под запись Рассказать
  Организация связи в ГПС МЧС России 1. Система связи гарнизона пожарной охраны города Москвы (далее – Система связи ГПО Москвы) это организационно-техническое объединение сил и средств связи, оповещения, автоматизации, созданное для обеспечения устойчивого и непрерывного управления пожарно-спасательными подразделениями в повседневной деятельности, а также при возникновении пожаров или чрезвычайных ситуаций. Система связи ГПО Москвы сопрягается с системой связи МЧС России. 2. Непосредственное руководство по применению и функционированию системы связи ГПО Москвы осуществляет начальник Управления связи, оповещения и автоматизированных систем управления Главного управления МЧС России по г. Москве - начальник нештатной службы связи ГПО Москвы (далее – НСС ГПО Москвы). 3. Система связи включает в себя стационарную и мобильную компоненты. 3.1. Стационарная компонента включает комплекс технических средств автоматизированной системы управления и связи ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве, центральные пункты пожарной связи отрядов Федеральной противопожарной службы по г. Москве (далее – ЦППС отрядов ФПС по г. Москве), пункты связи пожарных частей отрядов ФПС по г. Москве (далее – ПСЧ отряда ФПС по г. Москве), пункты связи пожарно-спасательных формирований ГКУ «ПСЦ», пункты связи аварийно-спасательных формирований ГКУ «МГПСС». 3.2. Мобильная компонента включает в себя подвижные пункты управления (далее – ППУ), подвижные узлы связи (далее – ПУС), автомобили связи, мобильные средства связи оперативных групп и должностных лиц, а также носимые средства связи личного состава. 4. Основные задачи, выполняемые подразделениями связи ГПО Москвы при организации связи: 4.1. Управление связи, оповещения и автоматизированных систем управления Главного управления МЧС России по г. Москве осуществляет: организацию планирования и поддержание в установленной степени готовности к использованию по назначению систем связи, технических комплексов средств автоматизации и оповещения; проведение единой технической политики в области создания и развития информационно безопасных систем, комплексов и средств связи, автоматизации и оповещения, оснащение по закрепленной номенклатуре; организацию технической эксплуатации и ремонта систем, комплексов и средств связи, оповещения и АСУ; руководство проведением мероприятий по обеспечению безопасности связи; организацию устойчивого функционирования систем связи и оповещения, организацию их развертывания и наращивания в условиях чрезвычайных ситуаций. 4.2. ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве осуществляет: оперативное управление связью в повседневной деятельности, при чрезвычайных ситуациях, пожарах или при решении задач организации и восстановления связи; непрерывный сбор данных обстановки по связи и доклад НСС ГПО Москвы при изменении обстановки; контроль за прохождением в системе связи сигналов управления и особо важной оперативной информации; обеспечение технической исправности оперативно-диспетчерской связи с подразделениями ГПО Москвы; контроль за исправностью автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС-ЧС). 4.3. ЦППС отрядов ФПС по г. Москве осуществляют: оперативное управление связью в повседневной деятельности, при чрезвычайных ситуациях или при пожарах; непрерывный сбор данных обстановки по связи на территории местного ГПО Москвы; контроль за прохождением в системе связи сигналов управления; своевременный приём и передача оперативной информации. 4.4. ПСЧ отрядов ФПС по г. Москве осуществляют: оперативное управление связью в повседневной деятельности при чрезвычайных ситуациях или при пожарах; непрерывный сбор данных обстановки по связи и доклад информации на ЦППС; контроль за прохождением в системе связи сигналов управления и оперативной информации; поддержание связи со своими пожарно-спасательными подразделениями, выехавшими на место пожара, ЧС или на другие мероприятия оперативной подготовки. 4.5. Пункты связи пожарно-спасательных формирований ГКУ «ПСЦ» и пункты связи аварийно-спасательных формирований ГКУ «МГПСС» осуществляют: оперативное управление связью в повседневной деятельности при чрезвычайных ситуациях или при пожарах; контроль за прохождением в системе связи сигналов управления и оперативной информации; непрерывный сбор данных обстановки по связи и доклад информации на ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве; поддержание связи с пожарно-спасательными формированиями и аварийно-спасательными формированиями, убывшими на место пожара, ЧС или на другие мероприятия оперативной подготовки. Назначение, распределение и порядок использования средств связи 5. В целях устойчивого управления пожарно-спасательными подразделениями гарнизона пожарной охраны Москвы организуются следующие виды связи: радиосвязь; проводная связь; спутниковая связь. 5.1. Радиосвязь - является основной при выдвижении и действиях на месте чрезвычайных ситуаций или пожаров, обеспечивает оперативное управление пожарно-спасательными подразделениями, взаимный обмен сообщениями между подразделениями, а также дублирование (резервирование) проводных каналов связи. 5.1.1. Радиосеть «1 оперативный канал» квазисинхронной радиосвязи (Q-10). Радиосеть обмена информацией между радиоцентром ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве со специальной и вспомогательной техникой ГПО Москвы, пунктами связи пожарно-спасательных формирований ГКУ «ПСЦ» и аварийно-спасательными формированиями ГКУ «МГПСС». 5.1.2. Радиосеть «2 оперативный канал» квазисинхронной радиосвязи (Q-10). Основная радиосеть обмена информацией между радиоцентром №1 ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве со старшими оперативными должностными лицами ГПО Москвы, ЦППС отрядов ФПС по г. Москве, ОД местных гарнизонов пожарной охраны, ОД СПТ 2, 4, 6, 14 отрядов ФПС по г. Москве и ОД ГКУ «ПСЦ». 5.1.3. Радиосеть «3 оперативный канал» квазисинхронной радиосвязи (Q-10) – резерв. По отдельному указанию начальника ГПО Москвы данный канал разрешается использовать для управления пожарно-спасательными подразделениями при проведении специальных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. 5.1.4. Радиосеть «Канал 1-ЧС» предназначена для работы руководящего состава ГПО Москвы (Приложение 5 к настоящему приказу). Переход на «Канал 1-ЧС» осуществляется по команде оперативного дежурного ГПО Москвы или вышестоящего оперативного должностного лица по прибытию на место пожара или чрезвычайной ситуации. 5.1.5. Радиосеть «Канал 2-ЧС» предназначена для организации связи между подразделениями (расчетами) и спасателями ГКУ «ПСЦ». 5.1.6. Радиосеть «Пожар». Основная радиосеть управления пожарно-спасательными подразделениями ГПО Москвы и организации радиосвязи между руководителем тушения пожара (далее – РТП), руководителем ликвидации ЧС (далее – РЛЧС), оперативной группой (оперативным штабом), начальниками участков (секторов) тушения пожаров (проведения аварийно-спасательных работ), начальниками караулов, командирами отделений, руководителем полётов ГКУ «МАЦ», старшими дежурных смен ГКУ «ПСЦ», старшими дежурных смен ГКУ «МГПСС», а при необходимости с пожарной или спасательной техникой. 5.1.7. Радиосеть «Дозор» предназначена для организации радиосвязи управления пожарно-спасательными подразделениями ГПО Москвы при проведении специальных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и организации связи между должностными лицами оперативного штаба ликвидации ЧС или пожара. 5.1.8. Радиосеть «Объект» предназначена для организации радиосвязи между личным составом пожарных частей, отдельных постов 2, 4, 6, 14 отрядов ФПС по г. Москве. 5.1.9. Транкинговая радиосвязь «Транк-ЧС» и «Транк-ЧС Москва» используется как сеть руководящего состава Главного управления МЧС России по г. Москве, управлений по АО Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - управления по АО), 21-30 отрядов ФПС по г. Москве, ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве, ГКУ «ПСЦ», ГКУ «МГПСС», ГКУ «МАЦ». Порядок работы в транкинговой сети связи определен в инструкции по применению средств транкинговой связи в повседневной деятельности и при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия) в городеМоскве (Приложение 2 к настоящему приказу). 5.1.10. Радиосеть №170 предназначена для организации связи между дежурной сменой, спасателями аварийно-спасательных формирований ГКУ «МГПСС» и радиоцентром №2 ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве (Камин 1). 5.1.11. Радиосеть «Оперативный канал отряда ФПС по г. Москве» квазисинхронной радиосвязи местного ГПО города Москвы - основная радиосеть обмена информацией между ЦППС отрядов ФПС по г. Москве, ПСЧ отрядов ФПС по г. Москве, СПТ отрядов ФПС по г. Москве, а также подразделений и пунктов связи ГКУ «ПСЦ», на территории которого расположено подразделение. 5.2. Проводная (включая волоконно-оптическую) связь - является основной в режиме повседневной деятельности при получении информации, высылке подразделений на место пожара или ЧС, а также при организации видеоконференцсвязи. Проводная (волоконно-оптическая) связь организуется: 5.2.1. В местах постоянной дислокации управлений и подразделений пожарно-спасательных сил ГПО Москвы; 5.2.2. При развёртывании оперативной группы (оперативного штаба) ликвидации пожара или ЧС. 6. Спутниковая связь организуется с использованием мобильного комплекса спутниковой видео-трансляции (КСВТ) или переносного терминала спутниковой видеотрансляции и предназначена для передачи видеоизображения и информации на НЦУКС и ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве. Организация связи в гарнизонах пожарной охраны Связь Государственной противопожарной службы МЧС России по назначению классифицируется на следующие основные виды: · связь извещения, обеспечивающая передачу и прием сообщений о пожарах; · оперативно-диспетчерская связь, обеспечивающая передачу распоряжений подразделениям, своевременную высылку сил и средств подразделений пожарной охраны и ГОЧС для тушения пожаров и ликвидации последствий ЧС, получение информации с мест пожаров, передачу информации о пожарах должностным лицам, организациям и городским службам, получение сообщений о выездах подразделений и связь с пожарными автомобилями, находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники; · связь на пожаре или на месте ЧС, обеспечивающая четкое и бесперебойное управление силами и средствами, их взаимодействие и передачу информации с места пожара и ЧС; · административно-управленческая связь, включающая все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач. Основные виды связи, организуемые в гарнизонах пожарной охраны, представлены на рис.4.1. Связь извещения обеспечивает передачу сообщений о пожарах, катастрофах и других видах ЧС от заявителей и устройств автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации на ЦУС и в ПСЧ. Связь извещения предусматривает: · соединение ЦУС с городской телефонной станцией входящими соединительными линиями, предназначенными специально для приема извещений о пожарах и ЧС. При наличии в городе АТС связь абонентов этой телефонной станции с пожарной охраной осуществляется по специальным соединительным линиям набором двухзначного номера "01", а при наличии ручной телефонной станции – передачей заявителем сообщения "Пожар"; · установку в пожарной части аппаратуры электрической пожарной сигнализации для приема извещений с наиболее важных объектов, расположенных в районе выезда пожарной части; · соединение прямыми проводными линиями ЦУС, ПСО, ПСЧ с наиболее важными объектами города; · соединение прямыми проводными линиями ЦУС с коммутаторами органов внутренних дел и подразделениями вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах; · соединение заявителей (работников пожарной охраны, оснащенных средствами радиосвязи) с ЦУС или ПСЧ по каналам радиосвязи. Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает: · прямую телефонную и радиосвязь ЦУС с пунктами связи частей, отрядов и пожарных постов; · радиосвязь ЦПР или ЦУС с пожарными автомобилями, автомобилями связи и освещения (связи) и оперативными автомобилями ГОЧС, находящимися в пути следования; · телефонную связь со службами взаимодействия города. Схема оперативно диспетчерской связи смотри приложение рис. 1 Связь на пожаре предназначена для управления силами и средствами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией. Административно-управленческая связь необходима для обеспечения административно-управленческой деятельности ГПС. Для административно-управленческой связи используются, как правило, городские и ведомственные телефонные сети связи и радиосети. В случае необходимости могут использоваться средства оперативной связи не в ущерб выполнению оперативно-тактических задач. Связь в гарнизоне строится на основе сетей проводной и радиосвязи путем создания разветвленной сети стационарных и подвижных узлов (пунктов) связи, оборудованных средствами связи, в соответствии со своим назначением. К основным видам связи в зависимости от способов передачи электрических сигналов и характера передаваемой информации относятся: телефонная, телеграфная и факсимильная связь, передача данных и пожарная сигнализация. При организации связи в гарнизонах пожарной охраны создаются стационарные и подвижные пункты связи. К стационарным и подвижным пунктам связи гарнизона пожарной охраны относятся: · центр управления силами и средствами (ЦУС); · пункт связи отряда (ПСО); · пункт связи части (ПСЧ); · подвижный пункт связи (ППС). Главным организующим и управляющим звеном службы связи пожарной охраны является ЦУС, обеспечивающий все основные виды связи. При организации в гарнизоне пожарной охраны автоматизированной системы управления силами и средствами ЦУС входит в состав центра АСОУПО и выполняет его основные функции. Пункт связи отряда организуется и оборудуется по принципу ЦУС. Пункт связи пожарной части создается в каждой пожарной части на базе существующего пункта связи. Функционирование ПСЧ осуществляется под управлением диспетчера пожарной части (радиотелефониста). Пункт связи отряда может совмещаться с одним из пунктов связи пожарной части или быть автономным. На пункт связи пожарной части, входящий в состав АСОУПО, возлагаются следующие задачи: · автоматизированный прием приказов вызова на пожар, поступающих из центра АСОУПО; · автоматизированная высылка дежурных караулов своего подразделения по сигналу "тревога"; · автоматизированный сбор и передача данных о силах и средствах пожарной части, наличии и состоянии пожарных автомобилей, людских ресурсах; · передача и прием информации о пожарах и ходе их тушения; · обмен служебной информацией по телеграфу с дежурной частью центра АСОУПО. Пункт связи пожарной части оборудуется: · станцией оперативной связи с подключением к ней: соединительных линий городской (объектовой) телефонной станции для приема извещений о пожарах и осуществления служебной связи, прямых соединительных линий с наиболее важными объектами, находящимися в районе выезда пожарной части, а также прямой соединительной линии для связи с ЦУС; · стационарными радиостанциями для связи с пожарными автомобилями и ЦУС, а также со службами взаимодействия города (СВ); · установкой тревожной сигнализации, другой аппаратурой и иными необходимыми принадлежностями. Подвижные пункты связи используются в качестве временных пунктов связи для управления силами и средствами пожарной охраны и ГОЧС при решении оперативно-тактических задач. Обобщенная структурная схема проводной связи ГПС Система проводной связи гарнизона организуется на базе местных и междугородных линий Госкомсвязи Российской Федерации, проводных каналов связи других министерств и ведомств с использованием их линейно-кабельных сооружений, а также сооружений и объектов связи УГПС, ОГПС. Структурная схема организации проводной связи гарнизона пожарной охраны рис 2 приложения 1 Вывод: Вывод: Служба связи организует и обеспечивает связь в гарнизоне в соответствии с распоряжениями и указаниями субъекта Российской Федерации, разрабатывает подробные схемы организации связи местного гарнизона и необходимые справочные материалы участвует в разработке регламентной документации, Дать под запись Дать под запись Дать под запись Дать под запись Дать под запись Рассказать Рассказать Дать под запись Дать под запись Показать на проекторе приложение 1 рис 1 Дать под запись Показать на проекторе приложение 1 рис 2, рис 3

Разработал преподаватель цикла «ПТиС»

ст. лейтенант внутренней службы А.А. Костроменков

«___»_______________20___г.

Приложение 1

Рис 1 Схема оперативно-диспетчерской телефонной связи

Рис 2 Структурная схема организации проводной связи гарнизона пожарной охраны

Рис 3 Организация связи на пожаре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: