О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государ­ственных, муниципальных специальных (коррекционных) образователь-


кых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии созда­ются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения:

коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного обра­зования;

коррекционные общеобразовательные учреждения;

коррекционные учреждения начального профессионального образо­вания.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья могут созда­ваться специальные (коррекционные) образовательные учреждения сле­дующих видов: для неслышаших, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой пси­хического развития, для умственно отсталых и другие.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специаль­ные классы (группы), создаваемые в установленном порядке в образова­тельном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии, а также уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекциейного) образовательного учреждения оп­ределяются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохра­нения Российской Федерации.

2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учреж­
дение) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
(далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида
коррекциейного учреждения образовательные программы дошкольно­
го, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
и начального профессионального образования.

3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспи­
танника, реализацию конституционного права граждан на получение
бесплатного образования в пределах специального государственного об­
разовательного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия
для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интегра­
ции в общество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­
сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правитель­
ства Российской Федерации, международными актами в области защи­
ты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления об­
разованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразователь­
ном учреждениях, учреждении начального профессионального образо­
вания, настоящим Типовым положением.

6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Ти­
повое положение выполняет функцию примерного.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями)
и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного
учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального коррекиионного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение
органов местного самоуправления допускается только с согласия послед­
них.

10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуще­
ствляются в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, уста­
новленные законодательством Российской Федерации, нозникают у кор­
рекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

12. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает
права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный
счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.

13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии
с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявле­нию соответствующим государственным органом управления образова­нием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения явля­ется установление соответствия содержания, уровня и качества обуче­ния и воспитания требованиям специального государственного образо­вательного стандарта.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством общего и профес­сионального образования Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются при­казом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для при­нятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании кор­рекиионного учреждения аттестованным или неаттсстованным.

14. Коррекционное учреждение проходит государственную аккреди­
тацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об
образовании».

15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррек­
ционное учреждение может реализовывать дополнительные образователь­
ные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на
договорной основе) за пределами определяющих его статус образова­
тельных программ.

16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном
учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от сани-


тарных норм и условий, необходимых для осуществления образователь­ного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бы­
товой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится
на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитыва­
ется профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид
коррекционного учреждения.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

18. Содержание образования в коррекционном учреждении определя­
ется образовательной программой (образовательными программами),
разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реали­
зуемой коррекиионным учреждением самостоятельно.

19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется
исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориен­
тированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуаль­
ных особенностей психофизического развития, здоровья, возможнос­
тей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных пред­
ставителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя под­
готовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного
учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструмен­
том со специальными приспособлениями, предупреждающими травма­
тизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные наруше­
ния, имеющиеся у воспитанников.

21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреж­
дении регламентируется учебным планом, годовым календарным гра­
фиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми кор-
рекционным учреждением самостоятельно.

22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в кор­
рекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные кор-
рекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государствен­
ную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ госу­
дарственного образца об уровне образования и (или) квалификации или
свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

24. Участниками образовательного процесса яачяются педагогические
и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники
и их родители (законные представители).

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется
органами управления образованием только с согласия родителей (за­
конных представителей) на основании заключения психолого-педаго-
гической и медико-педагоги ческой комиссий.

26. Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения
поспитанники переводятся с согласия родителей (законных представи-

8 -3<и 225


L


телсй) на основании заключении психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррек-ционном учреждении.

27. Классы (группы) для воспитанников со сложной структурой де­
фекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявления
таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблю­
дения в условиях образовательного процесса.

28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое
образовательное учреждение осуществляется органами управления об­
разованием с согласия родителей (законных представителей) и на осно­
вании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической
комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуще­
ствляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также
учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподго­
товку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррек­ционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреж­дения.

30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуще­
ствляют штатные медицинские работники, которые совместно с адми­
нистрацией коррскиионного учреждения отвечают за охрану здоровья
воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспан­
серизацию, проведение профилактических мероприятий и контролиру­
ют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического
режима, организацию физического воспитания и закаливания, пита­
ния, в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в органи­
зации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанни­
кам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекоменда­
ции по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового
обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитан­
ников, а также родителям (законным представителям) о необходимости
соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях про­
филактики заболеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикамен­
тозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закалива­
ние, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

V. УПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соот­
ветствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррек­
ционного учреждения.

34. Управление коррекционным учреждением строится на принципах
единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекци­
онного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попе­
чительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие фор­
мы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреж­
дения и их компетенция определяются уставом коррекционного учреж­
дения.


35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осу-
шествляет директор (заведующий), прошедший соответствующую аттес­
тацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида.

36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответ­
ственность перед родителями (законными представителями), государ­
ством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификацион­
ными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом кор­
рекционного учреждения.

VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет
его за коррекционным учреждением.

Земельные участки закрепляются за государственным и муниципаль­ным коррекционным учреждением в бессрочное бесплатное пользова­ние.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учрежде­нием, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается за­крепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за кор­
рекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке,
установленных законодательством Российской Федерации.

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собствен­
ником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохран­
ность и эффективное использование принадлежащей ему собственности.
Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осу­
ществляется собственником и (или) органом, уполномоченным собствен­
ником.

40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное
за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Фе­
дерации.

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его уч­
редителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
коррекционного учреждения являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполно­моченным им органом);

кредиты банков и других кредиторов;

средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юри­дических лиц;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые
связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организация-



г





ми, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в
пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принад­
лежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обя­
зательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учре-:
дитсли) в установленном законодательством Российской Федерации
порядке.

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на
основе государственных и местных нормативов финансирования, опре­
деляемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекци- \
онного учреждения.

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и
находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии
с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой,
обувью, мягким и жестким инвентарем.

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными
нормативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для
организации образовательного процесса, коррекционных занятий, ле­
чебно-восстановительной работы, трудового обучения, производитель­
ного труда, быта и отдыха воспитанников.

48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую
деятельность, предусмотренную его уставом.

49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам ставки за­
работной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки
по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тариф-
но-квалификационными требованиями и на основании решения аттес­
тационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и
других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направля­
емых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью кор­
рекционного учреждения, штатное расписание, распределение должно­
стных обязанностей.

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства
и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собствен­
ности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств нанраачя-
ются на цели развития образования в соответствии с уставом коррекци­
онного учреждения».

Е.Е.Чепурных

Заместитель министра


Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 31.03.2000 № 31 ю-50-758/27-6

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Объявляю для сведения постановление Правительства Российской Федерации:

«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Подборка статей по вашей теме: