I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образователь-
кых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
коррекционные общеобразовательные учреждения;
коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья могут создаваться специальные (коррекционные) образовательные учреждения следующих видов: для неслышаших, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и другие.
Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы (группы), создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекциейного) образовательного учреждения определяются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учреж
дение) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
(далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида
коррекциейного учреждения образовательные программы дошкольно
го, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
и начального профессионального образования.
3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспи
танника, реализацию конституционного права граждан на получение
бесплатного образования в пределах специального государственного об
разовательного стандарта.
4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия
для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интегра
ции в общество.
5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос
сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правитель
ства Российской Федерации, международными актами в области защи
ты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления об
разованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразователь
ном учреждениях, учреждении начального профессионального образо
вания, настоящим Типовым положением.
6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Ти
повое положение выполняет функцию примерного.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями)
и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного
учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципального коррекиионного учреждения являются органы местного самоуправления.
9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение
органов местного самоуправления допускается только с согласия послед
них.
10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуще
ствляются в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, уста
новленные законодательством Российской Федерации, нозникают у кор
рекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
12. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает
права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный
счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.
13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии
с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.
Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального государственного образовательного стандарта.
Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекиионного учреждения аттестованным или неаттсстованным.
14. Коррекционное учреждение проходит государственную аккреди
тацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об
образовании».
15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррек
ционное учреждение может реализовывать дополнительные образователь
ные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на
договорной основе) за пределами определяющих его статус образова
тельных программ.
16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном
учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от сани-
тарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.
Предельная наполняемость класса (группы), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения.
17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бы
товой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится
на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитыва
ется профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид
коррекционного учреждения.
18. Содержание образования в коррекционном учреждении определя
ется образовательной программой (образовательными программами),
разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реали
зуемой коррекиионным учреждением самостоятельно.
19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется
исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориен
тированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуаль
ных особенностей психофизического развития, здоровья, возможнос
тей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных пред
ставителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя под
готовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.
20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного
учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструмен
том со специальными приспособлениями, предупреждающими травма
тизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные наруше
ния, имеющиеся у воспитанников.
21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреж
дении регламентируется учебным планом, годовым календарным гра
фиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми кор-
рекционным учреждением самостоятельно.
22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в кор
рекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные кор-
рекционные занятия.
23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государствен
ную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ госу
дарственного образца об уровне образования и (или) квалификации или
свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.
IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
24. Участниками образовательного процесса яачяются педагогические
и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники
и их родители (законные представители).
25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется
органами управления образованием только с согласия родителей (за
конных представителей) на основании заключения психолого-педаго-
гической и медико-педагоги ческой комиссий.
26. Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения
поспитанники переводятся с согласия родителей (законных представи-
8 -3<и 225
L
телсй) на основании заключении психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррек-ционном учреждении.
27. Классы (группы) для воспитанников со сложной структурой де
фекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявления
таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблю
дения в условиях образовательного процесса.
28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое
образовательное учреждение осуществляется органами управления об
разованием с согласия родителей (законных представителей) и на осно
вании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической
комиссий.
29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуще
ствляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также
учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподго
товку по профилю деятельности коррекционного учреждения.
Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.
30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуще
ствляют штатные медицинские работники, которые совместно с адми
нистрацией коррскиионного учреждения отвечают за охрану здоровья
воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспан
серизацию, проведение профилактических мероприятий и контролиру
ют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического
режима, организацию физического воспитания и закаливания, пита
ния, в том числе диетического.
31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в органи
зации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанни
кам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекоменда
ции по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового
обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитан
ников, а также родителям (законным представителям) о необходимости
соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях про
филактики заболеваний.
32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикамен
тозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закалива
ние, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.
V. УПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соот
ветствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррек
ционного учреждения.
34. Управление коррекционным учреждением строится на принципах
единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекци
онного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попе
чительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие фор
мы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреж
дения и их компетенция определяются уставом коррекционного учреж
дения.
35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осу-
шествляет директор (заведующий), прошедший соответствующую аттес
тацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида.
36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответ
ственность перед родителями (законными представителями), государ
ством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификацион
ными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом кор
рекционного учреждения.
VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет
его за коррекционным учреждением.
Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным коррекционным учреждением в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за кор
рекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке,
установленных законодательством Российской Федерации.
39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собствен
ником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохран
ность и эффективное использование принадлежащей ему собственности.
Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осу
ществляется собственником и (или) органом, уполномоченным собствен
ником.
40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное
за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Фе
дерации.
41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его уч
редителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
коррекционного учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);
кредиты банков и других кредиторов;
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые
связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организация-
г
ми, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в
пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принад
лежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обя
зательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учре-:
дитсли) в установленном законодательством Российской Федерации
порядке.
45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на
основе государственных и местных нормативов финансирования, опре
деляемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекци- \
онного учреждения.
46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и
находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии
с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой,
обувью, мягким и жестким инвентарем.
47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными
нормативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для
организации образовательного процесса, коррекционных занятий, ле
чебно-восстановительной работы, трудового обучения, производитель
ного труда, быта и отдыха воспитанников.
48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую
деятельность, предусмотренную его уставом.
49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам ставки за
работной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки
по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тариф-
но-квалификационными требованиями и на основании решения аттес
тационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и
других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направля
емых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью кор
рекционного учреждения, штатное расписание, распределение должно
стных обязанностей.
50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства
и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собствен
ности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств нанраачя-
ются на цели развития образования в соответствии с уставом коррекци
онного учреждения».
| Е.Е.Чепурных |
Заместитель министра
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 31.03.2000 № 31 ю-50-758/27-6
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
Объявляю для сведения постановление Правительства Российской Федерации: