Ребенок: упрямый, часто спорит, должен выиграть, должен быть хозяином положения, врет, не подчиняется, делает не то, что просят, а все наоборот, может отказаться вообще что-либо делать.Ребенок, борющийся за власть, чувствует себя значимым только тогда, когда он – главный. Он стремится делать то, что хочет он. «Никто меня не заставит это делать», «делай то, что хочу я». И даже если родители выигрывают битву за власть и подчиняют ребенка, это пиррова победа, т.к они теряют гораздо больше – они теряют доверительные отношения с ребенком.
Что мы обычно чувствуем, если ребенок не слушается? Чувствуем себя побежденными или проигравшими, злимся, хотим заставить ребенка подчиняться. Мы сердимся и чувствуем гнев. Какие-либо попытки скорректировать поведение ребенка редко приносят успех: ребенок либо игнорирует родителей и продолжает нежелательное поведение, либо временно прекращает, а потом возобновляет его с новой силой. Некоторые дети делают то, что им сказали родители, но совсем не тогда когда их родитель просит об этом. Дрейкурс назвал такое поведение «дерзкая уступчивость».
|
|
Как правило, когда имеет место борьба за власть, взрослым лучше воздержаться от выражения гнева и выключить себя из этой борьбы. Использование силовых методов только увеличит стремление ребенка достичь своего. Что же делать?
- Просите о помощи, привлекайте к сотрудничеству, организуйте такие ситуации и дела, где ребенок мог бы прочувствовать свою значимость и свой авторитет.
- Учите ребенка говорить «Нет».
- Оставляйте ребенку право выбора.
- Выходите из безвыходной позиции – уступайте (что произойдет если я уступлю? что случится в худшем случае? что хорошее произойдет если я уступлю?).
- Предупреждайте заблаговременно.
- Узаконьте то, что не можете изменить.
Если же борьба за власть происходит постоянно и ребенок чувствует свое превосходство, он может сменить цель и перейти – к мести.