Точка зрения ислама

Исламская биоэтика является продолжением Шариата (Исламского закона), основанного на Коране (священной книге всех мусульман) и Суннах (Исламский закон, основанный на словах и действиях пророка Мухаммеда). Для мусульман должно быть сделано все возможное, чтобы предотвратить преждевременную смерть. Однако это не должно делаться любой ценой, и можно прекращать или воздерживаться от поддерживающего жизнь лечения у терминальных больных мусульман, когда врачи точно уверены в неизбежности смерти, и когда нет НИКАКОГО лечения, которое может улучшить состояние пациента или качество его жизни. Суть в том, что нельзя ускорять смерть, но можно отказываться от неэффективного лечения. Это основано на исламском принципе “la darar wa la dirar” (нет вреда и насилия). Однако нельзя отменять базовое питание, поскольку это рассматривается, как голодание до смерти, что является преступлением по исламскому закону. Решение об отмене лечения – это решение позволить наступление естественной смерти. Однако это должно быть коллективным решением, принятым на основе информированного согласия, и требующим консультации с семьей пациента, сотрудниками служб здравоохранения, в том числе и лечащего врача (трех врачей, если речь, например, идет о смерти мозга). Это также касается пациентов, которые находятся в стойком вегетативном состоянии.

В большинстве, но не во всех исламских странах, сейчас принимается концепция смерти мозга, после которой интенсивную терапию можно прекращать. Это решение возникло в результате Третьей международной конференции исламских юристов, которая прошла в 1986 году, и Четвертой сессии Совета исламской академии юриспруденции в 1988 году, которые позволили (в определенных обстоятельствах) забор органов после смерти мозга. Что касается боли, то Коран гласит: “Аллах не накладывает на душу такого бремени, которого она не может вынести” и боль и страдания – это не наказание, а “kaffarah” (испытания) за грехи. Однако обезболивание и применение седативных лекарств позволены даже в том случае, если это ускоряет смерть (двойной эффект), так как смерть в данном случае никак не является намерением врача.

Коран также делает акцент на том, что “на все воля Аллаха – давать жизнь или посылать смерть”, поэтому эвтаназия невозможна ни при каких обстоятельствах.

Две основные ветви ислама – Шииты и Сунниты могут несколько отличаться в интерпретации, методологии, и системе религиозного восприятия, но между ними нет фундаментальных различий в плане биоэтики. Однако следует отметить, что большинство исламских общин будут придерживаться мнения собственной религиозной школы, поскольку исламская вера не является монолитной, и представлена различными точками зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: