№ п/п. | Вид налога или сбора | Объект налогообложения | Ставка налога | Распределение по бюджетам |
Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) | Прибыль, полученная налогоплательщиком. | Суммарная ставка – 24% | По ставке 6,5% - 100% федеральный бюджет. По ставке 17,5% - 100% консолидированный бюджет РБ. |
Продолжение табл. 8.1
Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) | Доход, полученный налогоплательщиком – физическим лицом. | 35%: а) от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях; б) от стоимости страховых выплат по договорам добровольного страхования; в) процентных доходов по вкладам в банках в течение периода, за который начислены проценты. 30% - в отношении всех доходов иностранных граждан. 9% –в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. 13% - в отношении остальных доходов | 100% - консолидированный бюджет РБ | |
Единый социальный налог ЕСН (гл. 24 НК РФ) | Выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по договорам. | 26% - налоговая база на каждое физ. лицо до 280 000 руб. за год. 72 800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 000 руб. – налоговая база с 280 001 до 600 000 руб. за год. 104 800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб. – налоговая база свыше 600 000 руб. за год. | Распределение ЕСН установлено в ст.241 НК РФ. | |
НДС (гл. 21 НК РФ) | Обороты по реализации товаров (работ, услуг). | 0% - некоторые виды товаров, работ, услуг, перечисленные в п.1 ст. 164 НК РФ; 10% - продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары, перечисленные в п.2. ст. 164 НК РФ; 18% - остальные товары, работы, услуги, не указанные в п.1, 2, 4 ст. 164 НК РФ. | 100% - федеральный бюджет |
Продолжение табл. 8.1
Акцизы (гл. 22 НК РФ) | Подакцизные товары (табачная и алкогольная продукция и пр.). | Устанавливаются твердые ставки (в руб.) на ед. налогооблагаемых товаров (ст. 193 НК РФ). | Распределение акцизов установлено ст. 50,56 БК РФ и в Приложение 2 к Закону Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на … год". | |
Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ) | Ст. 333.19 – 333.33 НК РФ | Размеры государственной пошлины определяются гл. 25.3 НК РФ в зависимости от совершаемых действий или выданных документов. | 100% в каждый из бюджетов – гос. пошлина подлежащая зачислению в соответствующий бюджет. (ст. 50,56, 61 БК РФ и в Приложение 2 к Закону Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на … год"). | |
Налог на наследование и дарение (ФЗ от 12.12.1991. №2020-1 (ред. от 30.12.2001) «О налоге с имущества переходящего в порядке наследования или дарения») | Жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы ювелирные изделия, паенакопления в кооперативах, суммы во вкладах и пр. | Ставка налога зависит от стоимости наследуемого или получаемого в дар имущества, очереди наследования (для наследования) и степени родства (для дарения). (Ст. 3 Закона). С 01.01. 2006 г. отменяется налог на наследование и дарение близким родственникам. | 100% - консолидированный бюджет РБ, в том числе: 100% - республиканский бюджет РБ. | |
Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ, Закон РБ от 28.11.2003 г. №43-з (ред. от 26.11.2004) | Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе предприятий и организаций. | 2,2% | 100% - Консолидированный бюджет РБ, в том числе: 50% - республиканский бюджет РБ 50% - бюджеты р-нов, городов, местные бюджеты |
Продолжение табл. 8.1
Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ, Закон РБ от 04.11.2003 г. №30-з (ред. от 16.07.2004 г.) | Игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. | Пределы налоговых ставок установлены ст. 369 НК РФ За один игровой стол - 125000 рублей; За один игровой автомат - 7500 рублей; За одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 75000 рублей. (Ст. 2 Закона РБ) | 100% - консолидированный бюджет РБ, в том числе: 100% - республиканский бюджет РБ. | |
Транспортный налог (гл. 28 НК РФ, Закон РБ от 27.11.2002 г. №365-з (ред. от 26.11.2004 г.) «О транспортном налоге») | Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке | Минимальные ставки установлены ст. 361 НК РФ (Ставка налога зависит от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств и др.). Ставки, действующие в РБ, установлены ст. 2 Закона РБ. | 100% - консолидированный бюджет РБ, в том числе: 100% - республиканский бюджет РБ. | |
Земельный налог (гл. 31 НК РФ, Закон РФ от 11.10.1991 г. №1738-1 (ред. от 29.11.2004 г.), Закон РБ от 28.02.1992 «О плате за землю» | Земельные участки, предоставленные юридическим лицам в собственность, владение, пользование. | Максимальный размер установлен ст. 394 НК РФ: а) 0,3 процента в отношении земельных участков: - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или используемых для сельскохозяйственного производства; - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; б) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Ставки налога устанавливаются законодательными органами муниципального образования. | 100% - бюджет муниципального образования, в котором формируется налог |
Продолжение табл. 8.1
Арендная плата за землю (те же законодате-льные акты, что и в п.11) | Земли сельскохозяйствен-ного и несельскохозяйствен-ного назначения, полученные в аренду. | Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме. | 100% - бюджет того муниципального образования, в котором формируется арендная плата. | |
Налог на имущество физических лиц (ФЗ от 09.12.1991. №2003-1 (ред. от 22.08.2004.). Решение совета муниципального образования г. Уфы РБ). | жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения | Стоимость имущества: До 300 тыс. руб. включительно – 0.1% Свыше 300 тыс. до 500 тыс. руб. – 0,2% Свыше 500 тыс. руб. – 0,3% | 100% - районные бюджеты г. Уфы |
Нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов принимаются ежегодно при принятии законов о федеральном, республиканском и местных бюджетах.
Таблица 8.2
Нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет Республики Башкортостан в 2006 г., %
Наименование налога (сбора) | Консолиди-рованный бюджет РБ | в том числе: | |
бюджет РБ | бюджеты муниципальных образований | ||
Налог на прибыль организаций | 100 % по ставке 17,5% | 100 % по ставке 17,5% | |
Налог на доходы физических лиц | 70% | 30% (по нормативам согласно ст. 7 Закона РБ «О бюджете РБ на 2006 г.») | |
Акцизы не спирт этиловый и спиртосодержащую продукцию | |||
Акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла | |||
Акцизы на вина и пиво | |||
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | |||
Налог на имущество предприятий | |||
Транспортный налог | |||
Налог на игорный бизнес | |||
Налог на добычу полезных ископаемых (нефть, газовый конденсат) | |||
Государственная пошлина (за лицензирование деятельности орга-низаций и учреждений, за госу-дарственную регистрацию изменений их учредительных документов; за регистрацию СМИ и пр.) |
Таким образом, при распределении налоговых полномочий между федеральными и республиканскими органами власти приоритетными являются интересы федерального правительства, которое в силу ведущего политического и правового положения мобилизует в свое распоряжение значительную часть налоговых доходов республики. Что же касается распределения налоговых поступлений между бюджетами, входящими в бюджетную систему Республики Башкортостан (см. тему 7.2), то здесь существует явное перераспределение финансовых ресурсов в пользу республиканского бюджета, что создает определенные трудности в проведении бюджетно-налоговой политики муниципальных образований на территории республики.