Налоговая система РБ

Налоговая система Республики Башкортостан представляет собой совокупность налогов, действующих на территории республики, методов и принципов налогообложения, а также налогооблагающих субъектов (налоговых органов республики и федерального уровня) и налогоплательщиков.

Налоговая система создается в целях обеспечения государства (или административно-территориальных образований – республик, краев, областей – на его территории) финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением правопорядка и безопасности, поддержанием приоритетных отраслей экономики, проведением социальной политики и пр. К основным принципам построения и функционирования налоговой системы Республики Башкортостан (функционирующей в рамках налоговой системы Российской Федерации в целом) относятся следующие организационные и функциональные принципы налогообложения (в соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ):

1. Единство налоговой системы и налоговой политики – этот принцип не допускает установление в республике налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ (прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств) или не соответствующих Налоговому кодексу.

2. Организационное единство системы налоговых органов – на всей территории РФ главными полномочиями в части осуществления налоговой политики обладают Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба (ФНС), ее подразделения в субъектах РФ. В Республике Башкортостан главным налоговым органом, устанавливающим порядок налогообложения и контролирующим налоговую дисциплину, является Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по Республике Башкортостан, которое в пределах своих полномочий осуществляет: организацию работы налоговых органов республики (в городских округах, районах, поселениях) по осуществлению контроля за соблюдением законодательства РФ и РБ о налогах и сборах – контроль за своевременным и полным поступлением в соответствующие бюджеты установленных налогов и сборов; получение, обобщение, анализ отчетов налоговых инспекций всех уровней налоговой системы РБ о проделанной работе и разработку предложения по ее совершенствованию, которые предоставляет в Федеральную налоговую службу; проведение обследований и проверок организации работы налоговых инспекций, налогоплательщиков на территории республики, принимает соответствующие меры по результатам проверок.

3. Справедливость и всеобщность налогообложения – согласно этому принципу каждое юридическое и физическое лицо на территории Республики Башкортостан независимо от расовых, национальных, религиозных и иных критериев должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, причем при установлении налогов и сборов учитывается способность налогоплательщика к уплате налогов.

4. Единство правовой базы – этот принцип предусматривает общие принципы налогообложения, которые как на территории Российской Федерации, так и на территории Башкортостана установлены Налоговым кодексом РФ. НК РФ устанавливает виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; порядок обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков; формы и методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений. В то же время, согласно ст. 152 Конституции РБ, Республика Башкортостан самостоятельно определяет общие принципы налогообложения и сборов в бюджет с учетом принятых в республике законов и дополнительных соглашений с соответствующими федеральными органами.

5. Принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства – устанавливает полномочия в области взимания налоговыми органами на территории республики установленных Налоговым кодексом налогов и сборов на территории РФ (федеральных, республиканских и местных).

6. Принцип подвижности (эластичности) предполагает, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Башкортостан. Однако здесь надо отметить, что система налогообложения в республике функционирует в зависимости от федерального законодательства, что существенно сужает компетенцию республиканских органов власти и их способность реагировать на изменение социально-экономических условий в Башкортостане.

Важнейшее место в налоговой системе Республики Башкортостан занимает система налогов и сборов, которая определяется государственным устройством республики и имеет двухзвенное строение: сюда входят республиканские налоги, сборы на территории РБ и местные налоги, кроме того, в систему налогов и сборов, действующих на территории РБ, также входят некоторые федеральные налоги, являющиеся для республики регулирующими. Перечень федеральных, региональных и местных налогов содержится в ст. 13-15 Налогового кодекса РФ (вступили в силу с 1 января 2005 г.).

При этом следует учитывать классификацию налогов по различным основаниям.

1. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления) выделяются:

а) федеральные налоги и сборы, которые вводятся в действие федеральным законодательством (Налоговым кодексом) и обязательны к уплате на всей территории РФ. В частности, НК РФ предусматривает следующий перечень федеральных налогов:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы;

- единый социальный налог (ЕСН);

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

- налог на наследование и дарение;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

- налоги на доходы физических лиц (НДФЛ);

- государственная пошлина.

б) региональные налоги, к которым относятся налоги и сборы, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Т.е. региональные налоги также устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, однако конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти. При установлении регионального налога представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы; налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по каждому региональному налогу. К региональным относятся в РФ налоги:

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

в) местные налоги и сборы, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы; налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по каждому местному налогу. Местными в РФ являются:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

2. Существует также деление налогов по способу взимания на два вида:

1) прямые налоги – взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (налоги на прибыль, доходы физических лиц, недвижимость организаций, добыча полезных ископаемых и т.д.);

2) косвенные налоги – включаются в цену товаров (работ, услуг). Окончательным плательщиком косвенных налогов является покупатель товара (работы, услуги). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика. К косвенным налогам в РФ относятся НДС и акцизы.

3. По уровню бюджета, в который зачисляется платеж (федеральный, региональный или местный) налоги делятся:

- на закрепленные, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет;

- регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством.

Таким образом, в соответствии с НК РФ налоги, поступающие в соответствующие бюджеты субъектов РФ (республиканский бюджет РБ или местные бюджеты), называются закрепленными доходами. К закрепленным доходам Республики Башкортостан относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Регулирующие налоги являются закрепленными за другим уровнем бюджетной системы РФ (как правило, за вышестоящим – федеральным бюджетом), но передаются на уровень республики частично или полностью для покрытия бюджетных расходов. Регулирующими налогами для РБ являются: налог на доходы физических лиц НДФЛ (в размере 100%), акцизы (в размере от 10 до 50%), налог на прибыль организаций (80%) и др. (табл. 8.1).

Что касается местных бюджетов на территории Республики Башкортостан, то здесь к закрепленным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц; все остальные налоги являются регулирующими в соответствии с нормативами, устанавливаемыми в законодательном порядке.

Таблица 8.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: