Экологическая обстановка и охрана окружающей среды в РБ

Интенсивное использование недр, лесов, пахотных земель, пастбищ, подземных и поверхностных вод, развитие на этой основе промышленных, лесных, сельскохозяйственных, водохозяйственных и других производств началось в республике в середине 30-х гг., однако вплоть до 50-х гг. жизнедеятельность человека еще не оказывала существенного отрицательного влияния как на состояние самих природных ресурсов, так и на общую экологическую обстановку. Невозобновляемые природные ресурсы использовались вначале в небольшом количестве, возобновляемые ресурсы могли восстанавливаться в процессе саморегулирования, а так называемые компенсаторно-адаптационные возможности человека, животных и растений, воздушной и водной среды (их способность сопротивляться и приспосабливаться) еще не были исчерпаны. Дальнейшая индустриализация края привела к развитию необратимых экологических процессов. В первую очередь, это касается строительства в советский период крупнейшего в Европе комплекса нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических заводов вдоль реки Белой от Мелеуза до Благовещенска. В основном благодаря этой индустрии Республика Башкортостан входит в настоящее время в число наиболее развитых в промышленном отношении и в то же время экологически неблагоприятных регионов РФ. Республика производит для страны из собственного и привозного углеводородного сырья, других видов сырья и полуфабрикатов широкий ассортимент топлива, минеральных удобрений, гербицидов, полимеров и т.п., оставляя себе экологические проблемы и связанные с ними экономические издержки.

В последние годы в стране и республике потребление природных ресурсов несколько сократилось из-за спада производства и роста цен на энергоносители, однако это не сопровождалось соответствующим существенным уменьшением твердых, жидких и газообразных выбросов в окружающую среду. В республике ежегодно порядка 3,0 млн т токсичных отходов (около 800 кг на одного человека). Всего же за многие годы накопилось около 2 млрд т твердых и жидких отходов, из них около 85 млн т - высокотоксичных (соответственно 500 и 22 т на человека). Основные «производители» твердых отходов - горно-обогатительные предприятия, а также производственные установки машиностроительной, химической и нефтехимической промышленности, объекты добычи и переработки нефти. В хвостохранилищах обогатительных фабрик Зауралья накоплено около 65 млн т токсичных отходов. В отвалах Мелеузовского предприятия минеральных удобрений в долине реки Белой содержится 9 млн т фосфогипса и около 3 млн т пиритного огарка. Предприятие «Сода» в г. Стерлитамаке ежегодно в шламонакопители отправляет до 200 тыс. т кальциевых и магниевых солей, часть их в весенний паводковый период сбрасывается в реку Белую. В республике на площади свыше 200 га накоплено более 2 млн т нефтяных шламов (из них более 1 млн т в районе г.Салавата), проблема их переработки не решается. В городах и поселках ежегодно вывозится на свалки около 1 млн т бытовых отходов. Особенно тревожная обстановка с городскими бытовыми и частично смешанными с ними промышленными отходами сложилась в г. Уфе - в республике нет ни одного предприятия по переработке. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в конце 90-х гг. составляли 1,2-1,3 млн т в год, из них 42-43% - от стационарных источников (в основном от нефтеперерабатывающих, нефтехимических и теплоэнергетических предприятий), остальные - от автомобильного транспорта. Проверки показывают, что 10-15% автомобилей эксплуатируются с превышением норм токсичности выхлопов. В газовых выбросах загрязняющие вещества представлены в основном оксидом углерода, углеводородами, диоксидом азота, сернистыми соединениями. Общий объем сбрасываемых сточных вод к 2003 г. составил более 700 млн кубометров в год, в том числе загрязненных около 470. В них содержалось более 850 тыс. т. загрязняющих веществ. Основная доля вредных веществ, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, приходится на хлориды (64%) и сульфаты (16%). 52% сбросов приходится на предприятия г. Уфы, остальные - в основном на предприятия Стерлитамакского узла. Среди загрязнителей - десятки тонн высокотоксичных хлорорганических веществ и сотни тонн тяжелых металлов (железо, марганец, цинк, хром, ртуть и др.). Водные объекты республики местами загрязнены нефтепродуктами до 10 предельно допустимой концентрации (ПДК), фенолом до 2 ПДК, тяжелыми металлами - до 2-3 ПДК. В крайних западных районах на участках нефтедобычи поверхностные и подземные пресные воды засолены из-за утечки из труб высокоминерализованных вод, извлекаемых из глубоких недр в больших количествах вместе с нефтью. Очистные сооружения предприятий республики часто работают недостаточно эффективно и не обеспечивают требуемой отчистки воды, действуют с перезагрузкой, работают по устаревшим технологическим схемам; изношена и техника.

На участках добычи и переработки нефти десятки гектаров земли загрязнены нефтепродуктами и нефтепромысловыми сточными водами. В сверхфоновых значениях отмечаются в почвах и тяжелые металлы - ртуть, кадмий, медь, свинец и др. Во многих случаях ядохимикаты и удобрения складируются в неприспособленных местах, обеспеченность хозяйств складскими помещениями для их хранения не превышает 60%.

За 2002-2004 гг. объемы основных видов работ по сохранению и повышению плодородия почв (внесению органических и минеральных удобрений, известкование кислых почв) сократились в 2-3 раза. Происходит деградация пахотных земель, сокращается мощность их гумусового слоя. Ухудшается качественное состояния лесов и лесных почв из-за неоправданной или неумелой хозяйственной деятельности человека (выпас скота, рубка, сенокошение, мелиорация и др.). Интересы земледелия, скотоводства и лесного хозяйства далеко не всегда находят оптимальное сочетание. Требуется пересмотр структуры землепользования с учетом естественных природных факторов, нынешнего состояния почвы и растительности, специфики отраслей и общих экономических интересов.

Расположение республики на территории нескольких физико-географических зон и подзон (степных, лесостепных, горно-лесных и др.) определило большое разнообразие ее растительного и животного мира. Забота о сохранении этого богатого видового разнообразия возложена на государственные органы и специальные учреждения. Созданы особо охраняемые территории, в эту категорию входят государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, участки памятников природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, зеленые зоны городов, водоохранные зоны. Площадь особо охраняемых природных зон в республике составляет 834,4 тыс. га, или 5,8% от всей ее территории. Среди них особая роль принадлежит государственным памятникам («Башкирский», «Шульган-Tаш», «Южно-Уральский»), а также национальным паркам («Башкирия» в районе Нугушского водохранилища, «Аслыкуль» и «Кандрыкуль»). Однако до настоящего времени не решены многие вопросы функционирования охраняемых территорий (управление земельным фондом, отдых населения, выпас скота, хозяйственная деятельность и др.).

Есть понятие экологической емкости территории, которое нельзя игнорировать, принимая решение о комплексной промышленной застройке той или иной зоны, района. Должен быть создан и функционировать экологический мониторинг - сеть непрерывных и однотипных наблюдений за состоянием и изменением воздушной и водной сферы по всей территории республики. Экологический мониторинг должен включать также точки наблюдений за такими природными процессами, как оползни, развитие оврагов, карстовые явления. Определенные элементы экологического мониторинга давно уже существуют в системе различных ведомств республики.

За последние годы государственными органами и предприятиями республики предпринят ряд мер по улучшению экологической обстановки. Разрабатываются и принимаются республиканские экологические программы. Предприятия нефтегазодобывающего и нефтехимического комплекса планируют вывести из эксплуатации десятки установок, которые наносят вред окружающей среде. На нефтезаводах построены установки по получению высокооктановых бензинов и дизтоплива с низким содержателем серы, с соблюдением современных экологических требований проектируются и сооружаются объекты по производству полипропилена, полиэфирного волокна, хлорвинила и др.; на ряде предприятий строятся очистные сооружения. Намечен и осуществляется ряд экологических мероприятий также в области нефтедобычи, аграрного сектора, лесного и водного хозяйства.

Разработка и внедрение инновационных технологий является одним из главных ориентиров в развитии промышленности республики. У нас функционируют 65 организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Значительная работа в области научных исследований и разработок ведется отделениями созданной в республике Академии наук Республики Башкортостан.

Учеными разработана стратегия развития республики до 2015 года. В предложенной модели определены основные направления социально-экономического развития Башкортостана, обоснованы пути и способы их реализации. Проведено районирование территории республики. Выделено девять зон, характеризующихся своеобразием микроэлементного состава. Продолжены экологические исследования. Разработаны препараты, воссоздающие естественные биологические процессы на загрязненных объектах. Подготовлена Республиканская программа интенсификации добычи нефти. К ее реализации будут привлечены ведущие предприятия и научные учреждения республики.

Поставлены также новые задачи: проведение научно-исследовательских работ по проблеме утилизации горных отвалов и сточных вод предприятий Сибая, Бурибая, Учалов; разработка научно-технических проблем, связанных с реализацией на территории республики Киотского протокола, в том числе мониторинга выбросов парниковых газов; проведение исследований по проблемам, связанным с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Широкое внедрение наукоемких технологий, освоение и запуск в производство новых видов продукции осуществляются также федеральными государственными унитарными предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Однако все эти меры еще недостаточны для решения основных экологических проблем. Требуются большие капиталовложения во всех отраслях производства по реконструкции и замене устаревшей техники, освоению новых безопасных и высокоэффективных технологий, переустройству структуры природопользования и структуры производства, реализации других многообразных и многочисленных мероприятий, направленных на защиту жизни и среды обитания человека. Финансовые и материальные затраты на экологию необходимы и, в конечном счете, неизбежны как в производственных отраслях, где экологические мероприятия могут учитываться и оцениваться в экономических категориях (в себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства), так и в гуманитарных направлениях (фундаментальные и прикладные науки, здравоохранение, система образования и др.), где конечный эффект затрат только в редких случаях может быть оценен в цифрах.

В каждой области природопользования и переработки природных ресурсов имеются технологические требования, соблюдение которых обязательно во избежание отрицательных экологических и экономических последствий. Общими требованиями для всех отраслей являются: наличие в проектах работ разделов по охране природы, обязательная экологическая экспертиза проектов, постоянный экологический контроль за производственными процессами, создание и функционирование сети наблюдений за состоянием воздушной среды, водных и других природных объектов в производственной зоне.

Организационно-технические требования должны сочетаться со способами и рычагами экономического регулирования экологических проблем. Существует узаконенная государством практика наложения штрафных санкций на нарушителей. И, наоборот, для достижения того или иного положительного экологического эффекта, государство вправе устанавливать в конкретных случаях скидки по налогам и платежам в госбюджет. От имени государства этими правами наделены органы управления государственными фондами природных ресурсов, а также другие государственные органы контроля и надзора.

В качестве экономических рычагов обеспечения экологической безопасности предлагаются следующие меры:

- совершенствование финансово-кредитного механизма природопользования, создание социального инвестиционного экологического фонда;

- создание системы экологического страхования населения и промышленных предприятий;

- экономическое стимулирование природоохранной деятельности предприятий;

- совершенствование плотности природопользования и системы штрафных или иных санкций к нарушителям;

- формирование рынка экологических работ и услуг;

- формирование рынка прав на загрязнения, продажа квот на выбросы и сбросы отходов производства.

Сто миллионов рублей будет выделено в 2006 году на выполнение программы «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан на 2004-2010 годы». Программа включает в себя 14 подпрограмм. В 2006 году на подпрограмму «Отходы» планируется направить более 60 млн рублей из республиканского бюджета. Помимо строительства полигонов для твердых бытовых отходов (ТБО) продолжатся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области обращения с отходами, будут организованы производства по переработке и обезвреживанию промышленных и бытовых отходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: