Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ООС) в 2002 году ввел статью о предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. ООС является предметом совместного ведения, и субъект Федерации может на основании данной статьи принимать законодательные акты в сфере экологического предпринимательства. Слабость и деформация рынка экологических работ и услуг, производства продукции природоохранного назначения не обеспечивают должного уровня развития адекватной экологической ситуации в республике. В частности, переработка бытовых отходов пока на стадии проведения экспериментов по раздельному сбору вторичных ресурсов. Единая система управления бытовыми отходами в РБ не создана, и продолжается рост числа несанкционированных свалок. Однако налаживается сбор пищевого алюминия, макулатуры, полимерных материалов, черного и цветного металла.
Кроме того, переработка и утилизация опасных отходов информационно закрыты, имеют множество административных сложностей, слабо контролируются на практике, имеют «темную зону» злоупотреблений. При этом слабо развиты и неконкурентны такие направления, как утилизация ртутных ламп, автошин, трансформаторных масел, аккумуляторов и электролитов, лома электроники и др. Переработка нефтешламов при высокой степени конкурентности большей частью является фикцией (тяжелые фракции несанкционированно закапываются), и при двух десятках фирм в этой сфере в РБ отмечается рост объемов нефтешламов.
|
|
Учетные данные по объемам образования опасных отходов большей частью существенно занижены, производство приборов аналитического контроля почти на нуле. В частности, нужны дозиметры для населения. Полностью отсутствует рынок экологически безопасных продуктов питания. Повышается спрос на услуги в области сертификации системы качества продукции по ИСО-9000 и системам промышленной безопасности и охране труда, но почти нет движения по сертификации систем управления охраны окружающей среды на предприятиях.
Экологический аудит в настоящее время переживает в РБ вторую волну спроса благодаря инициативе Ростехнадзора России, но есть проблема низкой квалификации аудиторов и незначительной экологической и экономической эффективности аудиторов.
Экологическое страхование имеет в РБ единичные проявления, но впереди есть перспективы по страхованию гидротехнических сооружений и других объектов повышенной опасности. Разработка предельно допустимых выбросов (ПДВ), налога на добавленную стоимость (НДС), нормативов образования отходов, материалов лицензий является зоной повышенной коррупционной опасности. Финансовые интересы по линии «заказчик - разработчик - инспектор» нередко приводят к занижению объемов сбросов, выбросов и иного воздействия на окружающую среду в утверждаемых нормативах и в статистической отчетности.
|
|
Ввиду неудовлетворительного государственного контроля со стороны госархстройнадзора, управлений архитектуры, органов санэпиднадзора, природоохранных органов, органов местного самоуправления крайне низок спрос на проведение инженерно-экологических изысканий, вследствие чего оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) предпроектной документации недостоверна и государственная экспертиза проектов приходит к неверным выводам. При этом в РБ крайне мало специалистов по ОВОС и инженерно-экологическим изысканиям. К сожалению, в РБ нет разработчиков программных средств в сфере охраны окружающей среды.
Стабильно развивается экологический туризм на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), но нужны серьезные инвестиции в создание инфраструктуры туризма для привлечения иностранных и российских туристов. Нужна оценка законности деятельности турфирм в зоне ООПТ. Есть информация об привлечении частными фирмами иностранных туристов для охоты на медведей и лосей в буферных зонах ООПТ, что прикрывается вывеской «экологический туризм».
В целом экологическое предпринимательство в РБ медленно и неадекватно, но развивается. Для дальнейшего поступательного и адекватного развития прежде всего необходима внятная экологическая политика, стимулирующая развитие рынка экологических работ и услуг. Очень мешают отсутствие комплексного, целенаправленного государственного, муниципального, производственного и общественного экологического контроля, несовершенство законодательной базы, регламентирующей отношения в сфере экологического предпринимательства. В числе сдерживающих факторов - административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, фактическое отсутствие предусмотренных ФЗ «Об охране окружающей среды» налоговых и иных льгот для предпринимателей в сфере природоохранной деятельности, недобросовестная конкуренция или монополизм в отдельных сферах экологического предпринимательства, недостаточное освещение средствами массовой информации проблем и достижений в области экологического предпринимательства, недостаток межотраслевой и межсекторальной координации и необходимой государственной поддержки экологического предпринимательства, информационная закрытость рынка экологических работ и услуг, производства продукции природоохранного назначения, особенно в сфере переработки и утилизации опасных отходов, недостатки в реализации инвестиционной политики, что не позволяет необходимыми темпами внедрять наилучшие существующие технологии в производственной сфере и еще многое другое.
Ввиду несовершенства законодательной базы, регламентирующей отношения в сфере экологического предпринимательства, желательно активизировать работу в данном направлении Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан по совершенствованию законодательства в области экологического предпринимательства, стимулирования малого бизнеса. Необходимо подготовить и внести в Государственное Собрание - Курултай - РБ проект закона «О предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды в Республике Башкортостан». Есть смысл разработать экологическую доктрину РБ и утвердить ее указом Президента РБ.
Министерству природных ресурсов РБ с участием объединений предпринимателей предстоит разработать Республиканскую программу поддержки предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, для внесения на рассмотрение Правительства РБ.
|
|
Из-за отсутствия методических рекомендаций Управлению МНС России по РБ следовало бы разработать методические рекомендации по применению налоговых льгот в сфере природоохранной деятельности, а республиканским органам исполнительной власти, регулирующим природоохранную деятельность, администрациям городов и районов - поддерживать развитие различных форм экологического предпринимательства. Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан следует рассмотреть вопрос о создании в структуре управления Ассоциации комитета по экологическому предпринимательству.
В целях планомерного развития Общественному экологическому совету Министерства природных ресурсов (МПР) РБ желательно активизировать работу по разработке положения и утверждения знака «Экологический предприниматель года», организовать ежегодное проведение конкурса наилучших существующих технологий, оказать практическое содействие в работе комиссии МПР РБ по присвоению республиканского знака «Экологически чистая продукция», создать экспертную комиссию по оценке инвестиционных проектов, направленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности, а также по рассмотрению вопросов конкуренции и иных проблем, препятствующих развитию рынка экологических работ и услуг, производства продукции природоохранного назначения, разработать и утвердить Положение о Реестре экологических предпринимателей Республики Башкортостан, обеспечить введение данного Реестра и организовать содействие в продвижении экологически эффективных бизнес-проектов. Союзу экологов РБ предстоит организовать информационно-правовое обслуживание субъектов экологического предпринимательства, а также создать в республике систему добровольной экологической сертификации. Также необходимо утвердить перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.
|
|
15 декабря 2005 года в здании Министерства природных ресурсов прошел I съезд экологических предпринимателей Республики Башкортостан, в котором приняли участие представители Министерства экономического развития и промышленности РБ, Фонда развития и поддержки малого предпринимательства РБ, руководители и представители 93 субъектов предпринимательства, 8 министерств и ведомств, 15 вузов, 15 общественных организаций и 9 редакций СМИ. В качестве приглашенных на съезде присутствовали и выступили с докладами руководители профильных комитетов Государственного Собрания - Курултая - РБ, специалисты Правительства РБ и прокуратуры.
Участникам съезда был представлен анализ реализации политики (включая перспективы) в сфере поддержки малого бизнеса вообще и экологических предпринимателей республики в частности, а также представлена информация по оценке современного состояния республиканского рынка экологических работ и услуг природоохранного значения. Управление по налогам и сборам МНС РФ предоставило информацию об изменении законодательства с сфере налогообложения малого бизнеса.
Руководители предпринимательских структур рассказали об интересных начинаниях в области создания системы сбора и переработки бытовых отходов, по формированию спроса на инженерно-экологических изыскания, по схеме утилизации нефтешламов, по развитию экологического туризма, по программным средствам в сфере охраны окружающей среды, по развитию экологического аудита, по реализации экологически безопасной продукции (включая продукты питания).
Представители общественных экологических организаций в своих выступлениях наглядно показали, что развитие рынка экологических работ и услуг напрямую зависит от активности общественности в экологических вопросах, поскольку чем чаще поднимают проблемы общественники, тем больше средств на их решение выделяется из бюджета или предприятиями природопользователями. На съезде отмечалось, что при низких темпах развития рынка в сфере окружающей среды экономика республики не сможет достойно подготовиться к вступлению России в ВТО, и что в РБ еще предстоит немало сделать для разработки нормативной базы в этой сфере от развитых субъектов федерации.
Красной нитью в выступлениях предпринимателей экологов РБ прозвучал тезис, что отношение со стороны органов власти, органов местного самоуправления и, что парадоксально, со стороны государственных контролирующих органов к экологическим предпринимателям более требовательное, чем к предприятиям-загрязнителям. В частности, отмечалось, что значительным тормозом природоохранных проектов является механизм государственной экспертизы. К примеру, для строительства газовой автозаправочной станции (при очевидной экологической эффективности) требуется 17 согласований и экспертиз 116 документов. На преодоление этих бюрократических барьеров уходят годы и наличные средства. Нередко наблюдается картина искусственного торможения экологически эффективных проектов со стороны контролирующих органов. Симптоматично в связи этим выглядел неожиданный отказ от участия в съезде со стороны Управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора РФ по Республике Башкортостан. Отсутствие прозрачной и конкурсной процедуры инвестирования природоохранных проектов не позволяет успешно внедрять наилучшие из существующих технологий, а разработки специалистов и фирм, расположенных в РБ, зачастую находят поддержку лишь за пределами Башкортостана.
В докладах прозвучал тезис и о злоупотреблениях в сфере экологического бизнеса, особенно в коммерческой деятельности по опасным отходам, по разработке нормативов воздействия на окружающую среду. Опрос участников съезда показал также их обеспокоенность слабой нормативно-правовой базой в сфере экопредпринимательства, неадекватной эффективностью государственного экологического контроля за предприятиями-природопользователями, отсутствием необходимого информационного корпоративного банка данных, отсутствием единого органа по координации рынка экологических работ и услуг и еще многими другими проблемами, которые все острее встают на повестку дня.
Большинство участников съезда пришли к выводу о необходимости разработки проекта закона РБ о предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды» и проекта программы по поддержке предпринимательства в этой сфере, созданию Реестра экологических предпринимателей РБ, утверждению Перечня видов экологического предпринимательства, проведения конкурсов проектов и т.д.
Резолюцию съезда предстоит выполнять секции по предпринимательству Общественного экологического Совета Министерства природных ресурсов РБ и Союзу экологов РБ, имеющему уставные функции поддержки экологического предпринимательства.
Съезд выразил надежду на распространение опыта проведения такого мероприятия по России и пожелание проводить аналогичные мероприятия ежегодно с оценкой выполнения решений предыдущего съезда.
Вопросы для самопроверки
1. Какова доминирующая и главенствующая проблема, стоящая перед человечеством, которая поможет сохранить и преумножить экологическую безопасность на планете?
2. Каковы побудительные мотивы создания международной конференции по устойчивому развитию?
3. В чем проявляются природно-экологические особенности и какое воздействие они оказывают на социально-экономическое развитие регионов (подрайонов) РБ?
4. Какова экологическая ситуация в республике и каков перечень мер по увеличению и приумножению охраны окружающей среды в РБ?
5. Какие меры (комплекс мер) предприняты руководством республики для удержания уровня добычи и уменьшения темпов спада нефти?
6. В чем сущность экологического аудита и страхования?
7. Какие законодательные акты вам известны, какова сфера их применения?
8. Какова ситуация особо охраняемых природных зон (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно- оздоровительные местности и курорты, зеленые зоны городов, водо-охранные зоны и т.д.). В чем сущность экологического мониторинга?
9. Какие правовые и экономические механизмы регулирования вопросов природопользования Вам известны?
10. Каким образом сочетаются проблемы предпринимательской деятельности и бизнеса с вопросами экологическими? Какова дальнейшая перспектива развития предпринимательского и экологического менеджмента?
Список литературы
1. Земельный Кодекс Башкирской Советской Социалистической республики. 1991.
2. Кодекс о недрах Республики Башкортостан. 1992.
3. Лесной Кодекс Республики Башкортостан. 1992.
4. Водный Кодекс Республики Башкортостан. 1993.
5. Концепция государственной политики Республики Башкортостан в области использования природных ресурсов (краткий вариант) // Известия Башкортостана. - 1994. - №192.
6. Рахимов М.Г. Республика Башкортостан — стратегия развития // Регион – Партнер: темат. прилож. к еженедельнику «Экономика и жизнь», 2005. - №52.-С.3(43)-5(45).
7. Правительство РБ. Доклад о социально-экономическом положении Республики Башкортостан в 2003 году – Уфа: Изд-во «Мир печати», 2004. Заказ №310.
8. Природопользование и охрана окружающей среды. — С. 95-109.
9. Правительство РБ. Доклад о социально-экономическом положении Республики Башкортостан в 2004 году. – Уфа: Изд-во «Мир печати», 2005.
10.Природопользование и охрана окружающей среды. — С. 104-110.
11. Поступь Республики. Башкортостан // Труд в Башкортостане. – 2006. - №2 (135). — С.VIII (20).
12. Башкортостан // Краткая энциклопедия:Полезные ископаемые. - Полезные Уфа, 1996.-С. 17-20.
13. Веселов А.В. Экология и бизнес — понятия совместимые, и мы должны доказывать это на деле, работая на благо общества // НЗГ, №2 (302}, 14- 20.01.06. — С.11.
14. Газина Р. Новости. Для здоровья и миллионов не жалко // Вечерняя Уфа. – 2006. - №19.- 2 февраля.
15.Ахтямов А. В зоне внимания — экологические исследования // Республика Башкортостан.2006. - №25. – 8 февраля.
16.Зонова Т. Счастливый путь, подаренный судьбой // Республика Башкортостан. – 2006. - №29. – 14 февраля.
Тема 12. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических отношений Республики Башкортостан
План:
12.1. Тенденции и перспективы участия Республики Башкортостан в международных экономических отношениях.
12.2. Правовая база внешнеэкономической деятельности Башкортостана.
12.3. Внешнеторговая деятельность Республики Башкортостан.
12.4. Иностранные инвестиции в экономике Башкортостана.