Заключение

______________________________________________________________________

К настоящему моменту мы знаем о политических консультантах не так уж мало. Задачу исследователя значительно упростило то обстоятельство, что консультанты “вышли из тени” политических лидеров и стали довольно часто мелькать на телевизионных экранах. Кроме того, деятельность профессиональных ассоциаций политических консультантов на национальном и международном уровне помогла систематизировать информацию о людях и организациях, предлагающих свои услуги на конкурентном рынке электоральных технологий. Справочники и рекламные брошюры, профессиональные журналы и материалы конференций - всё это дало возможность заполнить недавний информационный вакуум в отношении закрытой прежде от публики стороны политического процесса.

Новая отрасль бизнеса быстро прошла стадию становления и в короткие сроки достигла институциональной зрелости. К тому же политический консалтинг очень точно вписался в контекст процессов глобализации с её пренебрежением к национальным границам и локальным предрассудкам.

На первом этапе политический консалтинг воспринимался многими наблюдателями как специфически американский феномен. Эдакий особенный американский вид спорта, наподобие бейсбола. Поэтому применение принципов внеидеологического рационального планирования избирательных кампаний в других странах мира казалось не более чем примером американизации, таким же, как открытие закусочных “Макдональдс” во всех крупных городах мира.

Однако вскоре выяснилось, что технологии консалтинга работают не только в Новом Свете. Консультанты помогли политикам избавиться от идеологической зашоренности и научили их предлагать избирателям тот политический курс, который будет пользоваться поддержкой общественного мнения. Окончательный триумф рационального планирования электоральных кампаний, с применением технологий политического маркетинга и спин-докторинга над старомодной идеологической риторикой был зафиксирован в последние годы истекшего столетия. Левые партии сопротивлялись внедрению принципов профессионального управления электоральной стратегий дольше, чем их основные идеологические оппоненты, поскольку они привыкли опираться на большие и дисциплинированные группы электората. Поэтому они соглашались на привлечение профессионалов только в критических ситуациях, как, например, шведские социал-демократы в кампании 1994 года. Последовавшее в 90-х годах массовое обращение европейских левых политиков за помощью к профессионалам электоральной коммуникации означало падение последнего бастиона традиционализма на пути нового стиля политики. Окончательную точку в спорах о применимости американских технологий избирательных кампаний в старой доброй Европе поставили успех английских новых лейбористов в 1997 году и победа немецких социал-демократов годом позже.

Политические консультанты теперь требуются везде, где ставки высоки, а политики действуют в условиях реальной конкуренции. Это, впрочем, не мешает политикам публично высказываться по поводу консультантов в самом уничижительном тоне. Ещё более склонны к обвинению консультантов во всех смертных грехах широкая публика и академическое сообщество. Чтобы разобраться в происходящем, требуется изучать не столько политический консалтинг, сколько само общество. Очевидно, что электоральная политика во всём мире переходит в новое качество. Благодаря политическим консультантам, она становится более интересной, драматичной и конкурентной. Но принятие управленческих решений всё чаще выходит за пределы понимания избирателей, которые лишаются даже теоретической возможности повлиять на этот процесс.

Речь идёт о двух сторонах одного и того же явления продолжающейся модернизации. Общество воспринимает позитивные стороны модернизации как нечто само собой разумеющееся, но искренне удивляется, когда слышит о необходимости платить за них.

Масштабность процесса модернизации обусловлена действием ряда факторов, взаимно дополняющих друг друга. Новые средства массовой коммуникации, в особенности телевидение обеспечили политическим лидерам возможность обращаться к избирателям напрямую, без посредничества партийных организаций с их громоздким аппаратом, а спутниковые телевизионные каналы и Интернет частично вывели сферу массовой политической коммуникации из-под регулирования национального законодательства. Классовые идеологии утратили былую привлекательность в условиях смягчения социальной стратификации. Партийные идентификации также ослабели в связи с ростом образовательного уровня избирателей, который позволил им выносить независимые суждения по основным политическим вопросам и принимать решения о голосовании за того или иного кандидата в зависимости от ситуативных предпочтений.

Кроме того, стали размываться границы между политикой и коммерцией. Группы интересов теперь достигают своих целей примерно теми же средствами, что и политические партии. Но в целом ряде ситуаций заинтересованным группам удаётся либо вовсе обойтись без посредничества со стороны партий и политиков, либо свести его к минимуму, обращаясь к широкой публике напрямую. Суммы, которые транснациональные корпорации способны потратить на продвижение своих интересов, на несколько порядков превосходят финансовые ресурсы партий. Часть этих денег уходит не на банальный подкуп политиков, а на инвестиции в экспертную проработку политических решений, которой занимаются специализированные организации, называемые «фабриками мысли» (think tanks).

Любого из этих факторов было бы достаточно для того, чтобы прежний стиль электоральной политики, основанной на партийно-идеологических расколах, безвозвратно канул в прошлое. В совокупности же они привели к формированию нового способа организации политической конкуренции, в котором решающая роль отводится политическим консультантам.

Поэтому большая часть обвинений в адрес политических консультантов является проявлением характерного консервативного брюзжания по поводу эпохи перемен. Но это касается тех стран, где сам принцип политической конкуренции не ставится под сомнение.

Иная ситуация складывается в странах, где демократический переход ещё не завершился. Здесь проявления нового стиля электоральной политики воспринимаются в качестве издержек конкурентной демократии, как таковой. Отторжение публикой таких элементов конкурентной политической борьбы как негативные кампании или масштабное корпоративное финансирование политики может стать удобным фоном для сворачивания демократии. Значительная часть консультантов при этом уходит в другие сферы бизнеса, оставшиеся превращаются в часть пропагандистского аппарата авторитарной элиты.

Консультанты в действительности играют полезную роль для общества только тогда, когда они действуют на конкурентном рынке. Участие консультантов в поддержании авторитарного политического режима противоречит основной миссии политического консультировании – увеличению рациональности процесса выработки политических решений и зависимости политической элиты от избирателей. По всей видимости, такое “межеумочное” состояние этой сферы бизнеса не может продлиться долго. Или вернётся конкурентная политика или консультанты сойдут с российской политической сцены. Впрочем, последнее слово скажет история.


Литература

____________________________________________________________________

Авдиенко Д.А. Влияние в процессе политической коммуникации. / Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей. / Под ред. Л.В. Сморгунова. – СПб.: СПбГУ, 2001, с. 68-77.

Алексеенко Л. Трезвый пиар. Чёрные пиарщики рассказали всю правду. // Версия, 24.11.2003.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. М.: Аспект пресс, 2002.

Аптекарь П. Есть у революции начало. // Газета, 10.02.2005.

Аравина Т., Кузнецов Ю., Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. // Социологические исследования, 2000, № 9, с.59-63.

Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля. // Вопросы философии, 1995, №1, с.52-69.

Бакрадзе М., Кисилев А. Истоки "грузинской революции". Часть 3-я. http://www.nomad.su/?a=2-200409070021

Беленко Н. Это дело для профессионала. // Советник, 1998, №2.

Беляков Е.Н., Устинкин С.В. Политический консалтинг: Учебное пособие. / Под ред. проф. С.В. Устинкина. — Н. Новгород, 2003.

Березной А. Мировая индустрия управленческого консалтинга на пороге XXI века. // Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 9, с.3-17.

Блинова О.Н. Советники. Исследовательские и консалтинговые структуры России. – М.: ГНОМ и Д, 2002.

Боббио Н. Интеллектуалы и власть. // Вопросы философии, 1992, № 8, с.162-172.

Бове Дж. Исследование конкурентов. / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, с.100-107.

Боркин Л. Фабрики мысли и научное сообщество: опыт США. / «Фабрики мысли» и Центры публичной политики: международный и первый российский опыт. Сб. статей. / Под редакцией А.Ю. Сунгурова. – СПб: Норма, 2002, с.98-103.

Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993.

Быть или не быть политическому консалтингу в России? // Пресс-служба, 2004, № 3.

Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. В 2-х т. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

Вебер М. Политика как призвание и профессия. / Избранное. - М.: Прогресс, 1990.

Гидлунд Г. От народного движения к политической партии: организационное развитие социал-демократической рабочей партии Швеции. / Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. / Под ред. К. Мисгельда, К. Мулина, К. Омарка. – М.: Весь мир, 2001.

Годдард Б. Кампании поддержки политических решений. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Головков А. Куда делись демократы. // Независимая газета, 11.06.1998.

Голосов Г. Форматы партийных систем в новых демократиях: институциональные факторы неустойчивости и фрагментации. // Политические исследования, 1998, № 1, c.106-129.

Горный М.Б. Фабрики мысли и центры публичной политики в конце ХХ - начале ХХI веков. / Публичная политика - 2005. Сборник статей. / Под редакцией М.Б. Горного и А.Ю. Сунгурова. – СПб: Норма, 2006, с.62-75.

Горчева А.Ю. Политический менеджмент постсоветской России. - М.: МГУ, 2003;

Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании. Политические исследования, 1993, № 4.

Грамши А. Возникновение интеллигенции. / Искусство и политика: В 2-х т. Т. 1./ Пер. с итал. – М.: Искусство, 1991.

Грановский В., Дацюк С. Современные фабрики мысли (мозговые центры, think tanks). Аналитический доклад Агентства гуманитарных технологий. http://xyz.org.ua/ukrainian/iso/discussion/think_tanks.rus.html

Графский В.Г. Государство и технократия (историко-критическое исследование). М.: Наука, 1981.

Гулина М.А., Луфт С.В., Рыбкин П.Л. Полевые коммуникаторы специального назначения в современном политическом процессе. / Альманах Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб» / Под общ. Ред. А.В. Шустова. СПб.: ЛИК, 2001, с. 159-170.

Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Пермь, 2002.

Гуськов А.В. К определению понятия «политическое консультирование» // Политика и политология: актуальный ракурс. - Москва-Тула, 2005, с.278-286.

Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. // Политические исследования, 2001, № 3.

Данаева З. Имидж страны. // Эксперт-Казахстан, № 09 (35) от 9 мая 2005 года

Данилова Е. Без советов консультантов политику не обойтись. Интервью с Георгием Сатаровым. // Независимая газета, 7 октября 1999 года.

Диксон П. Фабрики мысли. - М.: Прогресс, 1976.

Драбкина Т. Парламентские выборы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. / Итоги выборов в Государственную Думу и перспективы политического развития России. / Под ред. Г. Люхтерхандт и А. Филиппова. - Москва: ИГПИ, 1996, с.138-144.

Дубин Б. От инициативных групп к анонимным медиа: массовые коммуникации в российском обществе). // Pro et Contra. Т.5, №4, Осень 2000, с. 31-60.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996.

Егорова Е. PR как зеркало «оранжевой» революции. // PR-Диалог, 2005, № 1.

Егорова Е. Заметки электорального этнографа. // Советник, 2003, № 9.

Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа, 2002;

Жив ли сегодня в России политический консалтинг? // PR-Диалог, 2005, № 1.

Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. – М.: Ладомир, 2004.

Закерман Э. Комитеты политических действий и финансирование кампаний. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Засурский И. Масс-медиа второй республики. М.: МГУ, 1999.

Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. - М.: МГУ, 2001.

Захаров М. На смерть пиара. // Профиль, 14.03.2004.

Иванов Н. Современная организация лоббистских кампаний (на примере США). // Власть, 1999, № 3. http://www.nlvp.ru/print/31.html

Избирательные технологии и избирательное искусство. Сборник статей. / Под общей ред. Устименко С.В. - М., РОССПЭН, 2001.

Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. - М.: ИМА-пресс, 2000.

Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Иноземцева. – М.: Academia, 1999.

Интервью с президентом «Ассоциации психологического консультирования – Ассоциации молодых психологов Санкт-Петербурга» А.В. Шустовым. // Полития, 1999, №2.

Ионин Л. Технологии успеха. Без политических консультантов и аналитиков выборы в России теперь не выиграть. // Независимая газета, 1996, 5 июля.

Кавалли Л. Олигархическая власть и личная власть в современной демократии. / Мир политики. - М., 1992.

Калантарова О. Тайные советники вождей. // Обучение за рубежом, 1999, № 6.

Камышев Д. Опять двойня. // Коммерсант-Власть, №30 от 31.07.2006 г

Карлсен Я.Э. Самоосуществляющееся пророчество. / Теория и методы в социальных науках. / Под ред. С. Ларсена; Пер. с англ. – М.: МГИМО(У); РОССПЭН, 2004, с.102-114.

Кассен Б. Эффект софистики. – М.: Университетская книга, 2000.

Кастельс М. Могущество самобытности / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Иноземцева. – М.: Academia, 1999.

Келлер Э. Политический консультант как новостной сюжет. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Кинг Т. Кандидаты как специалисты по фонд-райзингу. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. - М.: Институт государства и права РАН, 1995.

Крупнейшие PR-группы России переориентируются с выборов на лоббирование интересов корпораций. http://www.oil-gas.ru/news/view/?9245&print=1

Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. - Калининград, Янтарный сказ, 2000;

Курочкин А.В. Гуманитарные технологии: Проблема выбора методологических оснований. / Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей / Под ред. Л.В. Сморгунова. – СПб.: СПбГУ, 2001, с.11-20.

Куртов А., Каган М. Охота на дракона: Размышления о выборах и политическом консультировании. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Лазарсфельд П., Мертон Р. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации. / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. / Пер. с англ.; сост. Ясавеев И.Г. – Казань. Изд.-во Казанск. Ун-та. 2000.

Лебедева Т.Ю. Путь к власти. Франция: выборы президента. / Отв. редактор Я.Н. Засурский. – М.: МГУ, 1995.

Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. – М.: МГУ, 1999.

Левин К. Начало карьеры в политконсалтинге. / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1985.

Лисовский С. Жак Сегела, творец президентов и парадоксов. / Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М.: Вагриус, 1999.

Лисовский С.Ф. Политическая реклама. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. - М.: РАУ Университет, 2000.

Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке. - М.: Международные отношения, 2004.

Лукашев А.В., Пониделко А.В. Чёрный PR как средство овладения властью или бомба для имиджмейкера. - СПб.: Третье тысячелетие, 2000.

Макарычев А. Учёные и политическая власть. // Политические исследования, 1997, № 3, с.89-102.

Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). - М., ABConsulting, 1999.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. / Магический кристалл: Магия глазами учёных и чародеев. – М.: Республика, 1994.

Мальцева Н.М. Грязные избирательные технологии: мифы и реальность. - М., Б.И., 2003.

Марков С. PR в России больше чем PR.. Технологии и версии. М.: АСТ, 2001.

Марков С.А. Политические профессии. // Полития, 1999, № 2, с.8-19.

Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. / Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. – М.: Политиздат, 1986.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - М.: Политиздат, 1988.

Марченко Г.И. Социологический портрет политических консультантов в США. // Социологические исследования, 2005, № 5.

Матц У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна. // Политические исследования, 1992, №1.

Медушевский А. Бонапартистская модель власти для России. // Вестник Европы, 2001, № 1.

Мейер М. Аналитические центры в системе российской демократии. // Пределы власти, 1994, №1, с.86-116.

Мёрфин Р. Технология избирательных кампаний в США. // Политические исследования, 1991, № 3.

Мехлер Г. Власть и магия PR. – СПб.: Питер, 2004.

Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы. (Предвыборная кампания в российском регионе). - М.: Центр, 2003.

Митрохин С. Выборы 17 декабря как этап становления многопартийной системы в России. / Итоги выборов в Государственную Думу и перспективы политического развития России. / Под ред. Г. Люхтерхандт и А. Филиппова. - Москва: ИГПИ, 1996, с.51-56.

Морозова Е.Г. От кустарничества к профессионализму: из опыта зарубежного политического консультирования. // Полития, 1999, № 2, с.20-39.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: РОССПЭН, 1998.

Моррис Д. Игры политиков. – М.: АСТ, 2004.

Наполитан Дж. Причастные к сотворению (современного политического консалтинга). / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Наполитан Дж. Электоральная игра.– Никколо М, 2002.

Нездюров А. Молодёжные союзы (ассоциации) как феномен экономически стимулированной политической активности. / Выборы в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты. Тезисы выступлений участников научно-практической конференции 26-28 июня 1999 года. - Санкт-Петербург: “Стратегия”, 1999, с.82-86.

Новиков Д. Наши в Киеве. // Эксперт, 28.01.2002.

Новикова А. «Политпиару» прозрачность не нужна. // Независимая газета, 20 июня 2002 г.

Новокрещёнов А. «Невидимая рука» избирательного процесса. // Социологические исследования, 2002, № 8, с.29-34.

Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003;

Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. - СПб.: Питер, 2005.

Павлов К.В., Шерстнова И.В. Кадровый менеджмент в избирательной кампании. / Альманах Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб» / Под общ. Ред. А.В. Шустова. СПб.: ЛИК, 2001, с.147-158.

Парфенёнок К. Киллер признал свою вину в убийстве политтехнологов. // Коммерсант, 8.08.2005.

Перлматтер Д. Введение. / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Перлматтер Д., Ву Д. Американский политический консультант: профиль. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Перри-Джилс Т. Спичрайтинг. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Плассер Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. – М.: Вэйл, 2005.

Погодаев Н., Бояркина Е., Коновалова Н. Выборы-95 в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях. / Итоги выборов в Государственную Думу и перспективы политического развития России. / Под ред. Г. Люхтерхандт и А. Филиппова. - Москва: ИГПИ, 1996, с.119-138.

Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения. / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. / Сост. И.Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000, с.7-11.

Политическое консультирование. / Под ред. Е. Егоровой-Гантман, И. Минтусова. М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999.

Полуэктов В.В. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. - М.: «Русская панорама», 2002.

Поляков Л.В. Основы политического консультирования: теория и практика. – М.: МГУ, 2004.

Почему СПС проиграл выборы. Доклад специальной комиссии Федерального политического совета политической партии «Союз Правых Сил». http://www.polit.ru/dossie/docs/2004/02/02/report.html

Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. - М.: Центр, 2003.

Пушкарёва Г.В. Политический менеджмент. Учебное пособие. - М.: Дело, 2002.

Пшизова С.Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем. // Политические исследования, 2002, № 1-2.

Пэквин Т. Программное обеспечение для политических кампаний. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Пэрри-Джилс Т. Спичрайтинг. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Радунски П. Ведение избирательной кампании - форма политической коммуникации. / Политические партии в условиях демократии. - Санкт Аугустин: Фонд Конрада Аденауэра, 1995, с.440-496.

Рейтинг PR-агентств в категории «Политическое консультирование и выборные технологии» http://www.romir.ru/socpolit/pr/10_2002/prrating.htm

Риддер Р., Саймонс Л. Международный политический консалтинг. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Рич Э., Уивер К. Пропагандисты и аналитики: «мозговые центры» и политизация экспертов. // Pro et Contra, Весна 2003, с.64-89.

Росс. Т. Выборы. Детектив США. Выпуск 5-й. - Москва: СП «Интербук», 1990.

Рыбакова Н.С. Роль фандрайзинга в политическом PR. Выпускная квалификационная дипломная работа. – СПб: Санкт-Петербургский Институт внешнеэкономических связей, экономики и права, 2006.

Рынок российского политконсалтинга. - Программа обозревателя радио «Свобода» Эдуарда Коридорова с участием Алексей Глазырин, директор PR-агентства «Ньютон». 25.02.2005. http://www.svoboda.org/ll/polit/0205/ll.022505-4

Рюмин А. «Шпак лично привозил деньги в штаб». // Коммерсант, 2004. № 59.

Рюмин А. Свидетели рязанских выборов разделились на два лагеря. // Коммерсант, 2004. № 54.

Рюмин А. Суд считает деньги рязанского губернатора. // Коммерсант, 2004. № 55.

Салтыковский В. Когда знаешь всю силу монгольского «разума». // Советник, 2003, № 9.

Свечников В.С. Религиозность и магические мистификации в массовом сознании. http://knowledge.isras.ru/sj/sj/sj1-03sve.html

Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. - М.: Вагриус, 1999.

Сен А. Развитие как свобода. – М.: Новое издательство, 2004.

Сигал Л. Имиджмейкер Байкал переехал. // Общая газета, 11 - 17 июня 1998 г.

Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.

Ситников А. О профессиональной гордости политконсультантов. // Сообщение, 2003, № 4.

Ситников А., Морозова Е. Предисловие к русскому изданию. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Ситников А.П., Огарь И.В., Бахвалова Н.С. Политический консалтинг: Учебное пособие. - М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. – Москва: ОГИЗ, 1935.

Соловьев В. Ю. Основы политического консалтинга. Учебное пособие. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2004.

Сорокина Е. О бедном пиаре замолвите слово. // Независимая газета, 12 февраля 2000 г.

Стразер Д. Телевизионная реклама. / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Сунгуров А. Российские фабрики мысли и Центры публичной политики. Три примера. / «Фабрики мысли» и Центры публичной политики: международный и первый российский опыт. Сб. статей. / Под редакцией А.Ю. Сунгурова. – СПб: Норма, 2002, с.116-138.

Сунгуров А. Итоги выборов в Государственную Думу в Санкт-Петербурге в декабре 1995 г. // Северная Пальмира, 1997, № 9.

США в 2000 году. / Отв. Ред. С.М. Рогов, М.Г. Носов. – М.: Наука, 2001.

Тирмастэ М.-Л. Георгий Шпак списал долг на противников. // Коммерсант, 2004, № 27.

Тирмастэ М.-Л. Штабные мучения. Выборы рязанского губернатора попали под статью. // Коммерсант, 2004, № 46.

Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1992.

Тополь Э. Китайский проезд. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

У убитых политтехнологов «Родины» найдены расписки на 428.000 долларов. // Regnum.Ru 28.09.2004

Уднер К. Рабочие и фермеры создают «шведскую модель» экономики: социал-демократия и аграрная политика. / Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. / Под ред. К. Мисгельда, К. Мулина, К. Омарка. – М.: Весь мир, 2001.

Управленческое консультирование. В 2-х т. / Под ред. М. Кубра. М.: «Интерэксперт», 1992;

Уткин Э.А. Консалтинг. - М.: ЭКСМОС, 1998.

Филатов К., Михайлов А. Расстрел политтехнологов. Иркутская «Родина» осталась без пиара. // Время новостей, 28.09.2004.

Филлипс Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ. Теория и метод. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2004.

Флетчер Б. Реклама на радио. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Фриденберг Р. Предыстория информационного консалтинга в политических кампаниях. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. - М., Никколо-Медиа, 2002.

Хакамада И. Огромная ниша для малого бизнеса. // Общая газета, 11 - 17 июня 1998 года

Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.: РОССПЭН, 2003.

Хатченс Дж. Покупка рекламного времени и пространства. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура. – М.: Праксис, 2004.

Хилгартнер С., Боск Ч. Рост и упадок публичных арен. / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. / Сост. И.Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000.

Хобсбаум Э. Век Капитала. 1848 – 1875. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Храмчихин А. Комплекс полноценности. // Отечественные записки, 2003, № 4.

Хэмилтон Б., Битти Д. Проведение опросов в ходе современных избирательных кампаний. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.

Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. – М.: Алгоритм, 2000.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. - М., 1997.

Шарков Ф.И. Политический консалтинг (специализация курса «Консалтинг в связях с общественностью»). Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2004.

Шевцова Л. Как Россия не справилась с демократией: логика политического отката. // Pro et Contra, 2004, Том 8, № 3.

Шейдин И. США: «фабрика мысли» на службе стратегии. – М.: Наука, 1973.

Шестопал Е. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. – М.: РОССПЭН, 2000.

Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М., 1995.

Яковлев М.В. Идеология. - М., 1979.

Abbe O., Herrnson P. Campaign Professionalism in State Legislative Elections. // State Politics and Policy Quarterly, Fall 2003, Vol. 3, Issue 3, pp. 223-245.

Abelson D. From policy research to political advocacy: The changing role of think tanks in American politics. // Canadian Review of American Studies, Winter 1995, Vol. 25, Issue 1, pp.93-126.

Abramowitz A., Saunders K. Ideological Realignment in the U.S. Electorate. // Journal of Politics, 1998, Vol.60, Issue 3, pp.634-653.

Abramson P., Aldrich J., Rohde D. Change and Continuity in the 1988 Elections. - Washington, DC: Congressional Quarterly Press, 1990.

Agranoff R. The New Style in Election Campaigns. - Boston: Holbrook Press, 1972;

Aiken H. The Revolt against Ideology. // Commentary, April 1964, pp.29-39.

Alexander H. (ed.) Comparative Political Finance in the 1980s. - Cambridge: Cambridge University Press, 1989;

Anderson R. Magic, Science, and Health: The Aims and Achievements of Medical Anthropology. - Fort Worth: Harcourt Brace, 1996.

Ansolabehere St., Iyengar S. Going Negative: How Political Advertisements Shrink and Polarize the Electorate. – New York: The Free Press, 1995.

Ansolabehere St., Iyengar Sh., Simon A., Valentino N. Does Attack Advertising Demobilize the Electorate? // The American Political Science Review, 1994, Vol.88, No 4, pp.829-838;

Asp K., Esaiasson P. The modernisation of Swedish campaigns: Individualization, professionalization, and medialization / Politics, Media and Modern Democracy. / Edited by Swanson D., Mancini P. - Westport, Conn.: Praeger, 1996, pp. 73-90.

Austen-Smith D. Information and Influence: Lobbying for Agendas and Votes. // American Journal of Political Science, Vol.37, No.3, Aug. 1993, pp.799-833.

Baines P., Plasser F., Scheucher Ch. Operationalising Political Marketing: A Comparison of US and Western European Consultants and Managers. - Middlesex University Discussion Paper Series, No 7, July 1999. http://mubs.mdx.ac.uk/Research/Discussion_Papers/Marketing/dpap_mkt_no7.pdf

Batchelder D. Evaluating and Choosing a Fund-Raising Database Program. // Fund Raising Management, Oct 2002, Vol. 33, Issue 8.

Baus H., Ross W. Politics Battle Plan. - New York: Macmillan, 1968;

Bell D. End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. - Glencoe, IL: Free Press, 1960.

Berelson B., Lazarsfeld P., McPhee W. Voting: A Study of Opinion Formation in a Presidential Campaign. - Chicago: University of Chicago Press, 1954.

Beresford Q. Selling democracy short: Elections in the age of the market. // Current Affairs Bulletin, 1998, Vol. 74, No. 5, pp. 24-32.

Bloom M. Public Relations and Presidential Campaigns: A Crisis in Democracy. - New York: Thomas Y. Crowell, 1973;

Blumenthal S. The Permanent Campaign: Inside the World of Elite Political Operatives. - Boston: Beacon Press, 1980;

Blumler J., Kavanagh D. The third age of political communication: Influence and features. // Political Communication, Jul-Sep 1999, Vol. 16, Issue 3, pp.209-230.

Boas F. I desired to learn the ways of the shaman. / The Religion of the Kwakiutl. – New York: Columbia University Press, 1930.

Boudon R. Local Vs General Ideologies: a Normal Ingredient of Modern Political Life. // Journal of Political Ideologies, Jun 1999, Vol. 4, Issue 1, pp.141-161.

Bowler Sh., Donovan T. The growth of the political marketing industry and the California initiative process. // European Journal of Marketing, 1996, Vol. 30, Issue 10/11, pp.173-185.

Bussey J. Campaign Finance Goes Global. // Foreign Policy, Spring 2000, Issue 118, pp.74-84.

Butler D., Kavanagh D. The British General Election of February 1974. - London: Macmillan, 1974.

Campbell A., Converse Ph., Miller W., Stokes D. The American Voter. - Ann Arbor: University of Michigan Press, 1967.

Campus D. Leaders, dreams and journeys: Italy’s new political communication. // Journal of Modern Italian Studies, 2002, Vol. 7, Issue 2, pp.171–191.

Carver T. Marx's Eighteenth Brumaire of Louis Bonaparte--Eliding 150 Years. // Strategies: Journal of Theory, Culture & Politics, May2003, Vol. 16, Issue 1, pp.5-11.

Carville J., Matalin M., Knobler P. All's Fair: Love, War and Running for President. – London: Random House, 1994.

Clarke H., Stewart M. The Decline of Parties in the Mind of Citizen. // Annual Review of Political Science, 1998, Vol. 1, Issue 1, pp.357-378.

Converse Ph. The Nature of Belief Systems in Mass Publics / Ideology and Discontent / Ed. By D. Apter. - N.Y.: Macmillan, 1964.

Converse Ph. The Stability of Belief Elements over Time / Controversies in American Voting Behavior / Ed. By Niemi R., Weisberg H. - San Francisco: Freeman and Company, 1976, p.85-93.

Cook T. Governing with the News: The News Media as a Political Institution. - Chicago: University of Chicago Press, 1998.

Corwin J. Russian PRshchiki: Snapshots from Two Regions. – Indiana University, 2004, р.4-6. http://www.indiana.edu/~reeiweb/Corwin.pdf

Cramer C. A Step-by-Step Approach to a Hard-Hitting GOTV Plan. // Campaigns & Elections, Oct/Nov2000, Vol. 21, Issue 9, pp. 52-56.

Dalton R. Social Modernization and the End of Ideology Debate: Patterns of Ideological Polarization. // Japanese Journal of Political Science, 2006, Vol.7, No 1, pp.1-22.

Davies Ph. Campaign Buttons to Hot Buttons: American Election Images, 1789 to 2000. // Contemporary Review, Oct 2000, pp.198-204.

Dickson P. Think Tanks. - New York: Atheneum, 1971;

Dulio D. For Better or Worse?: How Political Consultants Are Changing Elections in the United States – N.Y.: SUNY Press, 2004.

Dulio D. Inside the War Room: Political Consultants in Modern Campaigns. / Campaigns and Elections: Issues, Concepts, Cases. / Edited by Watson R., Campbell C. – N.Y.: Lynne Rienner Publishers, 2003, pp.17-31.

Dulio D., Kolodny R., Nelson C. The Increasing Role of Consultants with State Party Organizations. // Campaigns & Elections, Sep2002, Vol. 23, Issue 9, pp.12-14;

Dulio D., Nelson C., Thurber J. Campaign Elites: The Attitudes and Roles of Professional Political Consultants. - Paper presented at the 1999 Annual Meeting of the Western Political Science Association.- Seattle, 1999;

Esser F., Reinemann C., Fan D. Spin Doctoring in British and German Election Campaigns: How the Press is Being Confronted with a New Quality of Political PR. // European Journal of Communication, Jun2000, Vol. 15, Issue 2, pp.209-239.

Farrel D. Political Consultancy Overseas: The Internationalization of Campaign Consultancy. // PS: Political Science & Politics, June 1998.

Farrell D. Campaign Modernization and the West European Party. / Political Parties in the New Europe: Political and Analytical Challenges. / Ed. by K. Luther, F. Muller-Rommel. – Oxford: Oxford University Press, 2003, pp.63-84.

Farrell D., Kolodny R., Medvic St. Parties and Campaign Professionals in a Digital Age: Political Consultants in the United States and Their Counterparts Overseas. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall 2001, Vol. 6, Issue 4, pp.11-30.

Farrell D., Webb P. Political Parties as Campaign Organizations. -. Paper presented to the project meeting on “Unthinkable Democracy,” directed by Russell Dalton and Martin Wattenberg and held under the auspices of the University of California's Centre for the Study of Democracy, March 13-14, 1998. http://www.brunel.ac.uk/depts/govn/research/webb.pdf

Feuer L. Ideology and the ideologists. - Oxford, 1975.

Finkel St., Geer J. A Spot Check: Casting Doubt on the Demobilizing Effect of Attack Advertising. // American Journal of Political Science, 1998, Vol.42, No 2, pp.573-595.

Fish S. The Advent of Multipartism in Russia, 1993-1995. // Post-Soviet Affairs, 1995, Vol.11, Issue 4, pp.340 -383.

Gaber Iv. Government by Spin: an Analysis of the Process. // Contemporary Politics, 1999, Vol. 5, Issue 3, pp.263-275.

Gibson R., Rommele A. Changing Campaign Communications: A Party-Centered Theory of Professionalized Campaigning. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall2001, Vol. 6, Issue 4, pp.31-43.

Giddens A. The Third Way. The Renewal of Social Democracy. - London: Polity Press, 1998.

Golosov G. Political Parties in the Regions of Russia. – N.Y.: Lynne Rienner Publishers, 2004.

Graber D. Political Communication: Scope, Progress, Promise. / Political Science: The State of the Discipline II. / Edited by Ada W. Finifter. – Washington, 1993, pp.305-332.

Grampp W. What Did Smith Mean by the Invisible Hand? // The Journal of Political Economy, Jun. 2000, Vol.108, No.3, pp.441-465.

Gwin P. Fear & loathing on the European campaign trail. // Europe, Oct 1998, Issue 380, pp.30-31.

Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. - Cambridge: Polity, 1989.

Harris Ph. To Spin or not to Spin, that is the Question: The Emergence of Modern Political Marketing. // The Marketing Review, 2001, No 2, pp.35-53.

Harris Ph. Who Pays the Piper? The Funding of Political Campaigning in the UK, US and the Consequences for Political Marketing and Public Affairs. / Communication of Politics: Cross-Cultural Theory Building in the Practice of Public Relations and Political Marketing. / Ed. by Bruce I. Newman. - The Haworth Political Press, 2002, pp. 89-107.

Harrop M. Political Marketing. // Parliamentary Affairs, 1990, Vol. 43, Issue 1, pp.277-291.

Heidenheimer A. Comparative Political Finance: The Financing of Party Organizations and Election Campaigns. - Lexington, Massachusetts: D. C. Heath and Company, 1970.

Henneberg St. Political Marketing Theory: Hendiadyoin or Oxymoron. // University of Bath School of Management Working Paper Series, 2004.01.

Herrnson P. Campaign Professionalism and Fund-Raising in Congressional Elections. // Journal of Politics, 1992, Vol. 54, pp. 859–870.

Herrnson P. Congressional Elections: Campaigning and At Home in Washington, 4th ed. - Washington: CQ Press, 2004.

Hinich M., Munger M. Ideology and the theory of political choice. - Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1994.

Hodges D. The End of «The End of Ideology». // American Journal of Economics & Sociology, 1967, Vol.26, pp.135-146.

Holden M. The Competence of Political Science: «Progress in Political Research» Revisited: Presidential Address, American Political Science Association, 1999. // American Political Science Review, Mar 2000, Vol.94, No 1.

Hopkin J. Towards a chequebook democracy? Business, parties and the funding of politics in Italy and the United States. // Journal of Modern Italian Studies, 2005, Vol.10, No.1, pp.43– 58.

Jacobson G. The Politics of Congressional Elections. - Boston, Toronto: Little, Brown and Company, 1983.

Jalonick M. Trends in Political Fundraising: Consultant Q&A. // Campaigns & Elections, Apr 2003, Vol. 24, Issue 4, pp. 45-47.

Jamieson K. Packaging the Presidency: a History and Criticism of Presidential Campaign Advertising. - New York: Oxford University Press, 1996;

Janda K., Berry J., Goldman J. The Challenge of Democracy. - Boston, 1989.

Janzen J. Mind/Body, Subject/Object: Recent Trends in Medical Anthropology. // Reviews in Anthropology, 2001, Vol. 30, Issue 4, pp.343-360.

Johnson D. No Place for Amateurs: How Political Consultants Are Reshaping American Democracy. – N.Y.: Routledge, 2001.

Johnson D., Grefe E. Ethical Political Consulting: Oxymoron? // Campaigns & Elections, Feb 1997, Vol. 18, Issue 1, pp.43-44.

Jones N. Campaign 1997: How the general election was won and lost. - London: Indigo, 1997;

Jones N. Soundbites and spin doctors. - London: Cassel, 1995;

Kelly St. Professional Public Relations and Public Power. – Baltimore: Johns Hopkins, 1956;

Kim H., Fording R. Voter ideology in Western Democracies, 1946 – 1989. // European Journal of Political Research, 1998, Vol.33, pp.73–97.

Kinzo M. Funding parties and elections in Brazil. / Funding democratization. / Ed. by Burnell P. and Ware A. – Manchester: Manchester University Press, 1997, pp.116-136.

Kirchheimer O. The Waning of Opposition in Parliamentary Regimes. // Social Research, Summer 1957, pp.127-156.

Kolodny R., Dulio D. Political Party Adaptation in US Congressional Campaigns: Why Political Parties Use Coordinated Expenditures to Hire Political Consultants. // Party Politics, 2003, Vol. 9, No. 6, pp.729-746;

Kolodny R., Logan A. Political Consultants and the Extension of Party Goals. // PS: Political Science and Politics, Jun 1998, Vol. 31, No 2, pp.155-159.

Kopecky P. Developing Party Organizations in East-Central Europe. // Party Politics, 1995, Vol.1, pp.515-534; Lewis P. Party Structure and Organization in East-Central Europe. - Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1996.

Kramer M. Rescuing Boris: The Secret Story of How Four U.S. Advisers Used Polls, Focus Groups, Negative Ads and All The Other Techniques of American Campaigning to Help Boris Yeltsin Win. // Time International, 1996, 15 July.

Kurtz H. Spin cycle: Inside the Clinton propaganda machine. - New York: Free Press, 1998.

Laderman C. The Limits of Magic. // American Anthropologist, 1997, Vol.99, No 2, pp.334-336.

Lahusen Ch. Commercial consultancies in the European Union: the shape and structure of professional interest intermediation. // Journal of European Public Policy, October 2002, Vol.9, Issue 5, pp.695–714.

Lake D., Baum M. The Invisible Hand of Democracy: Political Control and the Provision of Public Services. // Comparative Political Studies, August 2001, Vol.34, No.6, pp.587-621;

Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People Choice. - New York: Columbia University Press, 1944;

Leeper R., Leeper K. Public relations as “practice”: applying the theory of Alasdair MacIntyre. // Public Relations Review, Winter 2001, Vol. 27, Issue 4, pp.461-473.

Lees-Marshment J. Marketing good works: New trends in how interest groups recruit supporters. // Journal of Public Affairs, 2003, Vol. 3, No. 4, pp. 358–370.

Lees-Marshment J. The Marriage of Politics and Marketing. // Political Studies, 2001, Vol.49, pp.692-713;

Leighton A. The relationship of political marketing to political lobbying. // European Journal of Marketing, 1996, Vol.30, Issue 10/11, pp.76-99.

Levitsky St., Way L. Elections Without Democracy: The Rise of Competitive Authoritarianism. http://www.temple.edu/polsci/Faculty/ Bios/Way/Linkage%20v%20leverage.doc

Levy D. Latin America's think tanks: The roots of nonprofit privatization. // Studies in Comparative International Development, Summer 1995, Vol. 30, Issue 2, pp.3-25.

Lipset S. The Changing Class Structure and Contemporary European Politics. // Daedalus, Winter 1964.

Lock A., Harris Ph. Political marketing – vive la différence! // European Journal of Marketing, 1996, Vol. 30, No. 10/11, pp. 14-24.

Lukin A. Putin's Regime: Restoration or Revolution? // Problems of Post-Communism, Jul/Aug 2001, Vol. 48, Issue 4, pp.38-48.

Maarek P. Political marketing and communication. - London: John Libbey and Co, 1995;

Magleby D., Patterson K. Consultants and Direct Democracy. // PS: Political Science & Politics, June 1998, pp.160-169.

Magleby D., Patterson K., Thurber J. Campaign Consultants and Responsible Party Government. - Paper presented at annual meeting of the American Political Science Association. – Washington, 2000. http://polisci.wisc.edu/~party/apsa2000magleby.pdf

Mainwaring S., Scully T. Building Democratic Institutions: Party Systems in Latin America. - Stanford, CA: Stanford University Press, 1995.

Mair P. Party Organizations: From Civil Society to the State. / How parties organize. / Ed. by Richard S. Katz and Peter Mair. – London: SAGE Publications, 1994.

Mancini P. New frontiers in political professionalism. // Political Communication, 1999, Jul-Sep, Vol. 16, Issue 3, p.231-246.

Mancini P., Hallin D. Italy’s television, Italy’s democracy. http://www.opendemocracy.net/content/articles/PDF/59.pdf

Martin J. Policy Consulting and Public Policy. // Australian Journal of Public Administration, Mar 2000, Vol. 59, Issue 1, pp.24-35.

Mauser G. Political marketing: An approach to campaign strategy. - New York: Praeger, 1983.

Mazzoleni G. Patterns and Effects of Recent Change in Electoral Campaigning in Italy. / Politics, Media and Modern Democracy. / Edited by Swanson D., Mancini P. - Westport, Conn.: Praeger, 1996, pp. 193–207.

Mazzoleni G. Towards a videocracy? // European Journal of Communication, 1995, № 10, pp. 291-321.

Mazzoleni G., Schulz W. Mediatization of Politics: a Challenge for Democracy? // Political Communication, Jul-Sep 1999, Vol. 16, Issue 3, pp.247-261.

McCuan D., Donovan T., Bowler S. Grassroots Democracy and California’s Political Warriors: Campaign Professionals and the Initiative Process. / Paper presented at the Annual Meeting of the American Political Science Association. - Washington, DC, 1997;

McGann J. How Think Tanks are Coping with the Future. // Futurist, Nov/Dec2000, Vol. 34, Issue 6, pp.16-24.

McGinnis J. The Selling of the President 1968. - New York: Trident Press, 1969;

McNair B. Performance in politics and the politics of performance. / Critical perspectives in public relations. / L’Etang, J. and Pieczka, M. (Eds.). - London: Thompson International, 1996.

Medvic S. Political Consultants in U.S. Congressional Elections. - Ohio State University Press, 2002;

Medvic S., Lenart S. The Influence of Political Consultants in the 1992 Congressional Elections. // Legislative Studies Quarterly, 1997, Vol.22, pp.61-77.

Medvic St. Professional Political Consultants: An Operational Definition. // Politics, 2003, Vol. 23, Issue 2, pp.119–127.

Medvic St. The Effectiveness of the Political Consultant as a Campaign Resource. // PS: Political Science and Politics, Jun 1998, Vol. 31, No 2, pp.150-154.

Meier D. Presentation of the «Berlin Initiative of Young Political Consultants». - Speech on Europe Meeting of EAPC, Innsbruck /Austria. May 2002. http://www.eapc.com/meetings/speeches/meier.html

Members of German Association of Political Consultants http://www.degepol.de/eng/degepol/membership/members/

Mereu F. Spin Doctors Blame Yanukovych. // Moscow Times, 30.11.2004.

Miller C. Role of professional political consultants - the provider perspective. Paper presented at the Lobbying - The Way Gorward Conference, AIC Conference, London, 7 March 1996.

Mishler, W., Willerton J. The Dynamics of Presidential Popularity in Post–Communist Russia: Cultural Imperative versus Neo–Institutional Choice? // Journal of Politics, Feb2003, Vol. 65, Issue 1, pp.111-141.

Moshavi Sh. Spin City. // New Republic, 29.03.1999, Vol.220, Issue 13, pp.10-13.

Napolitan J. New Challenges for Political Consultants. - Speech on Europe Meeting of EAPC, Innsbruck /Austria. May 2002. http://www.eapc.com/meetings/speeches/napolitan.html

Nelson C. Inside the Beltway: Profiles of Two Political Consultants. // PS: Political Science & Politics, June 1998, pp.162-166.

Newman B. The Marketing of the President: Political Marketing as Campaign Strategy. - Thousand Oaks: Sage Publications, 1994.

Nie N., Verba S., Petrocik J. Changing American Voter. - Cambridge: Harvard University Press, 1976;

Nimmo D. The Political Persuaders: The Techniques of Modern Election Campaigns. - Englewood Cliff, N. J.: Prentice-Hall, 1970.

Nord L. Americanization v. the Middle Way: New Trends in Swedish Political Communication. // Harvard International Journal of Press/Politics, Spring2001, Vol. 6, Issue 2, pp.113-119.

Norris P. Political communications. / Developments in British politics. / Dunleavy P., Gamble A., Holliday I. Peele G. (Eds.). - London: Macmillan, 1997.

Norval A. The Things We Do with Words – Contemporary Approaches to the Analysis of Ideology. // British Journal of Political Science, Vol.30, No.2, Apr. 2000, pp.313-346, p.315.

Novotny P. From Polis to Agora: the Marketing of Political Consultants. // Harvard International Journal of Press/Politics, Summer2000, Vol. 5 Issue 3, pp.12-26.

O’Shaughnessy N. High Priesthood, Low Priestcraft: The Role of Political Consultants. // European Journal of Marketing, 1990, Vol.24, No 2, pp.7-23.

O'Shaughnessy N. The Phenomenon of Political Marketing. - New York: St. Martin's Press, 1990.

Panebianco A. Political Parties: Organization and Power. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Papathanassopoulos St. Election campaigning in the television age: The case of contemporary Greece. // Political Communication, Jan-Mar 2000, Vol. 17, Issue 1, pp.47-60.

Patterson T. McClure R. The Unseeing Eye: The Myth of Television Power in National Elections. New York: Putnam, 1976.

Peele G. Campaign Consultants. // Electoral Studies, 1982, №1, p.355-362.

Perron L. Winning Campaigns in Foreign Countries. // Campaigns & Elections, Jul 2004, Vol. 25, Issue 6, pp.52-53.

Perry J. The New Politics: The Expanding Technology of Political Manipulation. - New York: Clarkson N. Potter, 1968;

Petracca M. The Poison of Professional Politics. // Policy Analysis, May 1991, № 151.

Pilon D. Rebranding Canada’s Conservatives. // Canadian Dimension, Jan/Feb 2004, Vol. 38, Issue 1.

Plasser F. American Campaign Techniques Worldwide. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall 2000, Vol. 5, Issue 4, pp.33-54.

Plasser F. Parties' Diminishing Relevance for Campaign Professionals. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall2001, Vol. 6, Issue 4, pp.44-59.

Plasser F. The Role of Political Consultants: A Worldwide Analysis. - Speech on Europe Meeting of EAPC, Innsbruck /Austria. May 2002. http://www.eapc.com/meetings/speeches/plasser.html

Political Campaign Consultants: Their Role in Political Campaigns, Views on Ethical Practices, and the Perceived Impact of the BCRA on Political Campaigns. - The Center for Congressional and Presidential Studies at American University, January 2003. http://spa.american.edu/ccps/getpdf.php?table=publications&ID=1

Prusher I. Big US export: campaign gurus (cover story). // Christian Science Monitor, 19.05.1999.

Public Affairs consultant (lobbyist) in close-up. http://www.prospects.ac.uk/cms/ShowPage/Home_page/Explore_types_of_jobs/Types_of_Job/p!eipaL?state=showocc&pageno=1&idno=253

Public Affairs Consultants: Occupational Profile. http://careers.lancs.ac.uk/profiles/G/G2_Public_affairs_consultant_(research).pdf

Quinn-Judge P. Russia’s Dick Morris. // Time Europe, 4/10/2000, Vol. 155, Issue 14.

Reinsch L. Getting elected: from radio and Roosevelt to television and Reagan. – N.Y.: Hippocrene Books, 1988.

Rejai M., Mason W., Beller D. Political Ideology: Empirical Relevance of the Hypothesis of Decline. // Ethics, Vol.78, No 4, Jul. 1968, pp.303-312.

Rich A. U.S. Think Tanks and the Intersection of Ideology, Advocacy, and Influence. // NIRA Review, Winter 2001, pp.54-59.

Roberts M. Political Advertising Influence on News, the Public and their Behavior. / Communication and Democracy: Exploring the Intellectual Frontiers in Agenda-Setting Theory. / Ed. by M. McCombs, D. Shaw, D. Weaver. - Lawrence Erlbaum Associates, 1997, pp.85-97.

Robinson J. Repackaging Our Politicians (cover story). // New Zealand Marketing Magazine, Jun 2004, Vol. 23, Issue 5, pp.12-19

Rosenstone St., Hansen J. Mobilization, Participation and Democracy in America. – Princeton: Princeton University Press, 1993.

Russia downgraded to «not free». Press release. http://www.freedomhouse.org/media/pressrel/122004.htm

Sabato L. The Rise of Political Consultants: New Ways of Winning Elections. - New York: Basic Books, 1981.

Safire W. Satire's New Political Dictionary. The Definitive Guide to the New Language of Politics, 3rd edn. New York: Random House, 1993.

Sartori G. European Political Parties: The Case of Polarized Pluralism. / Reading in Modern Political Analysis. / Ed. by Dahl R. and Neubauer D. - Englewood Cliffs, New Jersey, 1968.

Scammell M. Political Marketing: Lessons for Political Science. // Political Studies, Sep 1999, Vol. 47, Issue 4, pp.718-740.

Scammell M. The Wisdom of the War Room: U.S. Campaigning and Americanization. – Harvard University, Research Paper R-17, April 1997.

Seligson A., Tucker J. Feeding the Hand that Bit You: Voting for Ex-Authoritarian Rulers in Bolivia and Russia. - Paper presented at the 2002 Annual Meeting of the American Political Science Association, Boston, MA August 28 – September 1, 2002 http://www.princeton.edu/~csdp/research/pdfs/Seligson_Tucker_2003.pdf.

Selle P., Svasand L. Membership in Party Organizations and the Problem of Decline of Parties. // Comparative Political Studies, 1991, Vol. 17, pp.35-79.

Shanahan J. Television and Authoritarianism: Exploring the Concept of Mainstreaming. // Political Communication, Oct-Dec 1998, Vol. 15, Issue 4, pp.483-495.

Shea M. Beating Mitsubishi. // Campaigns & Elections, Jul 2000, Vol. 21, Issue 6, pp.44-46.

Sherrington Ph. Shaping the Policy Agenda: Think Tank Activity in the European Union. // Global Society, 2000, Vol. 14, No.2, pp.173-189.

Simons J. Ideology, Imagology, and Critical Thought: the Impoverishment of Politics. // Journal of Political Ideologies, Feb2000, Vol. 5 Issue 1, pp.81-103.

Skoulas G. The Theoretical Dimensions of Authoritarian Rule in Our Time. // Democracy & Nature, July 2003, Vol. 9, No. 2.

Smith J. The Idea Brokers: Think Tanks and the Rise of the New Policy Elite. - N.Y.: Free Press. 1993.

Stone D. Nazism as modern magic: Bronislaw Malinowski's political anthropology. // History & Anthropology, Sep 2003, Vol. 14, Issue 3, pp.203-218.

Tenpas K., Dickinson M. Governing, Campaigning, and Organizing the Presidency: an Electoral Connection? // Political Science Quarterly, Spring 1997, Vol. 112, Issue 1, pp.51-65.

Thurber J. (ed.) Campaign Elites: The Attitudes and Roles of Professional Political Consultants. - Washington: Campaign Management Institute, 2000.

Thurber J. Interest Groups: from Campaigning to Lobbying. / Shades of Gray: Perspectives on Campaign Ethics. / Nelson C., Dulio D., Medvic St. (Eds.) – Washington: Brookings Institution Press, 2002, pp.151-170.

Thurber J. The Study of Campaign Consultants: A Subfield in Search of Theory. // PS: Political Science and Politics, Jun 1998, Vol. 31, No 2, pp.145-149.

Treisman D. Dollars and Democratization: The Role and Power of Money in Russia’s Transitional Elections. // Comparative Politics, October 1998, pp. 1-21.

Trent J., Friedenberg R. Political Campaign Communication: principles and practices. – Westport, Connecticut: Praeger, 2000.

Tunstall J. Newspaper Power. The New National Press in Britain. - Oxford: Oxford University Press, 1996.

Van Bronkhorst T., Berglund H. 5-Day GOTV Countdown: Hour-by-Hour (cover story). // Campaigns & Elections, Oct/Nov2000, Vol. 21, Issue 9, pp.29-32.

Van Dijk T. Ideology. A Multidisciplinary Approach. - London.: SAGE, 1998.

Waters M. Ballot Issues: Consultant's pot of gold? // Campaigns & Elections, Oct/Nov2000, Vol. 21, Issue 9.

Wattenberg M. The Rise of Candidate-Centered Politics. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.

Weltman D., Billig M. The Political Psychology of Contemporary Anti-Politics: A Discursive Approach to the End-of-Ideology Era. // Political Psychology, 2001, Vol.22, No 2, pp.367-382.

Wendel P. A Real-World Education. // Campaigns & Elections, Dec2000/Jan2001, Vol. 21 Issue 10.

White S., Oates S. Politics and the Media in Postcommunist Russia. // Politics, 2003, Vol. 23, Issue 1.

Wilson A. Virtual Politics: «Political Technology» and the Corruption of Post-Soviet Democracy. http://www.cdi.org/russia/johnson/9324-5.cfm

Wilson A. Virtual Politics: Faking Democracy in the Post-Soviet World. – New Haven: Yale University Press, 2005.

Wilson Gr. Corporate Political Strategies. // British Journal of Political Science, Apr 1990, Vol. 20, No 2, pp.281-288.

Wring D. Reconciling marketing with political science. // Journal of Marketing Management, 1997, Vol. 13, No. 7, pp.651-663.

Wyckoff G. The Image Candidates: American Politics in the Age of Television. - New York: Macmillan, 1968.

Yannas P. The Role of Image-makers in the Greek Political Scene. // Journal of Political Marketing, 2002, No 1, pp.74-95.


Оглавление

______________________________________________________________________

Введение …………………………………………………………………………. 3

Часть 1. Эволюция политического консультирования в ХХ веке ……….. 9

Глава 1. Формирование политического консультирования как вида профессиональной деятельности в США ………………………………………. 9

Глава 2. Политический консалтинг в Европе ……………………………….. 24

Глава 3. Глобализация политического консультирования …………………. 37

Часть 2. Внешняя среда политического консультирования ……………….. 47

Глава 1. Модернизация политической коммуникации ……………………… 47

Глава 2. Ослабление идеологий ………………………………………………. 59

Глава 3. Упадок партий …………………………………………………………78

Глава 4. Преобразование лоббизма …………………………………………… 90

Глава 5. Рост политического финансирования ………………………………. 98

Глава 6. Становление профессиональной политической экспертизы ………. 109

Часть 3. Исследования политического консультирования ………………….. 120

Глава 1. Политический консалтинг как профессия ………………………… 120

Глава 2. Технологии политического консультирования …………………… 134

Глава 3. Изучение политического консультирования как формирующаяся субдисциплина политической науки …………………………………………….. 148

Глава 4. Магическая ситуация (антропологические аспекты политического консультирования) ………………………………………………………………… 157

Часть 4. Политический консалтинг в России ………………………………… 166

Глава 1. Становление российского политического консультирования ……. 166

Глава 2. Маркетинговый авторитаризм ……………………………………… 185

Заключение ………………………………………………………………………… 199

Литература ………………………………………………………………………… 202

Гончаров В.Э.

Современное политическое консультирование: Монография. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. – 220 с.

ISBN 978-5-7320-1009-1

(Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области). 500 экз.

В предлагаемой книге изложены вопросы теории и практики политического консультирования как феномена зарубежной и отечественной политики. Автор рассматривает институциональные и технологические предпосылки формирования политического консалтинга, уделяя особое внимание сопоставлению российского и зарубежного опыта.

Рекомендуется студентам вузов, специалистам в области связей с общественностью, политического и управленческого консультирования, а также всем интересующимся проблемами современной политики.

Гончаров Вадим Эдуардович


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: