Современное политичееское консультирование

Монография


[1] См.: Соловьев В. Ю. Основы политического консалтинга. Учебное пособие. Пенза: Пензенский государственный университет, 2004; Беляков Е.Н., Устинкин С.В. Политический консалтинг: Учебное пособие. / Под ред. проф. С.В. Устинкина. Н. Новгород, 2003; Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М., Никколо-Медиа, 2002; Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. Калининград, Янтарный сказ, 2000; Мальцева Н.М. Грязные избирательные технологии: мифы и реальность. М.: Б.И., 2003; Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003; Поляков Л.В. Основы политического консультирования: теория и практика: Учебно-методическое пособие. М.: МГУ, 2004; Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003; Пушкарёва Г.В. Политический менеджмент. Учебное пособие. М.: Дело, 2002; Ситников А.П., Огарь И.В., Бахвалова Н.С. Политический консалтинг: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2004; Шарков Ф.И. Политический консалтинг (специализация курса «Консалтинг в связях с общественностью»). Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2004; Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб.: Питер, 2005.

[2] Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Пермь, 2002; Лукашев А.В., Пониделко А.В. Чёрный PR как средство овладения властью или бомба для имиджмейкера. СПб.: Третье тысячелетие, 2000; Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). М., ABConsulting, 1999; Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы. (Предвыборная кампания в российском регионе). М.: Центр, 2003; Полуэктов В.В. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. М.: Русская панорама, 2002; Куртов А., Каган М. Охота на дракона: Размышления о выборах и политическом консультировании. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

[3] Горчева А.Ю. Политический менеджмент постсоветской России. М.: МГУ, 2003; Избирательные технологии и избирательное искусство. Сборник статей. / Под общей ред. Устименко С.В. М., РОССПЭН, 2001; Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА - пресс, 2000; Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., РАУ Университет, 2000; Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М., ИВЦ «Маркетинг», 2000; Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., Никколо-Медиа, 2002.

[4] Необходимо отметить, что отнесение указанных работ к различным жанрам в данном контексте носит примерный характер, поскольку некоторые их них могут быть отнесены сразу к нескольким категориям.

[5] См. Гуськов А.В. К определению понятия «политическое консультирование» // Политика и политология: актуальный ракурс. - Москва-Тула, 2005, С.278-286; Medvic St. Professional Political Consultants: An Operational Definition. // Politics, 2003, Vol. 23, Issue 2, P.119–127

[6] Ситников А., Морозова Е. Предисловие к русскому изданию. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, с.VIII-IX.

[7] Medvic St. Op.cit.

[8] Sabato L. The rise of political consultants. N.Y., Basic Books, 1981.

[9] Nimmo D. The Political Persuaders: The Techniques of Modern Election Campaigns. Englewood Cliff, N. J.: Prentice-Hall, 1970, p.35.

[10] Dulio D. For Better or Worse?: How Political Consultants Are Changing Elections in the United States. N.Y.: SUNY Press, 2004, p.16-17.

[11] Цит. по Kelly St. Professional Public Relations and Public Power. Baltimore: Johns Hopkins, 1956, p.2.

[12] Радунски П. Ведение избирательной кампании - форма политической коммуникации. / Политические партии в условиях демократии. Санкт Аугустин: Фонд Конрада Аденауэра, 1995, C.440-496, C.467.

[13] Морозова Е.Г. От кустарничества к профессионализму: из опыта зарубежного политического консультирования. // Полития, 1999, № 2, C.23.

[14] Rosenstone St., Hansen J. Mobilization, Participation and Democracy in America. Princeton: Princeton University Press, 1993.

[15] Dulio D. Inside the War Room: Political Consultants in Modern Campaigns. / Campaigns and Elections: Issues, Concepts, Cases. / Edited by Watson R., Campbell C. N.Y.: Lynne Rienner Publishers, 2003, P.17-31, P.26.

[16] Tenpas K., Dickinson M. Governing, Campaigning, and Organizing the Presidency: an Electoral Connection? // Political Science Quarterly, Spring 1997, Vol. 112, Issue 1, P.51-65.

[17] Ibid.

[18] Wattenberg M. The Rise of Candidate-Centered Politics. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.

[19] Наполитан Дж. Причастные к сотворению (современного политического консалтинга). / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С. 9.

[20] Bowler Sh., Donovan T. The growth of the political marketing industry and the California initiative process. // European Journal of Marketing, 1996, Vol. 30, Issue 10/11, P.173-185.

[21] Dulio D. For Better or Worse? P.9.

[22] Thurber J. (ed.) Campaign Elites: The Attitudes and Roles of Professional Political Consultants. - Washington: Campaign Management Institute, 2000, P.18.

[23] Medvic S., Lenart S. The influence of Political Consultants in the 1992 Congressional Elections. // Legislative Studies Quarterly, 1997, Vol.22 P. 61-77.

[24] McCuan D., Donovan T., Bowler S. Grassroots Democracy and California’s Political Warriors: Campaign Professionals and the Initiative Process. / Paper presented at the Annual Meeting of the American Political Science Association. - Washington, DC, 1997; Magleby D., Patterson K. Consultants and Direct Democracy.//PS: Political Science & Politics, June 1998, P.160-169.

[25] Magleby D., Patterson K. Op. cit.

[26] O’Shaughnessy N. High Priesthood, Low Priestcraft: The Role of Political Consultants. // European Journal of Marketing, 1990, Vol.24, No 2, P.22.

[27] Farrell D., Kolodny R., Medvic St. Parties and Campaign Professionals in a Digital Age: Political Consultants in the United States and Their Counterparts Overseas. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall 2001, Vol. 6, Issue 4, P.13-14

[28] Kolodny R., Logan A. Political Consultants and the Extension of Party Goals. // PS: Political Science and Politics, Jun 1998, Vol. 31, No 2, P.155-159.

[29] Novotny P. From Polis to Agora: the Marketing of Political Consultants. // Harvard International Journal of Press/Politics, Summer 2000, Vol. 5 Issue 3, P.12-26.

[30] Waters M. Ballot Issues: Consultant's pot of gold? // Campaigns & Elections, Oct/Nov2000, Vol. 21, Issue 9, P.61.

[31] Левин К. Начало карьеры в политконсалтинге. / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, C.51-52.

[32] O’Shaughnessy N. Op. cit. P.7.

[33] Dulio D. Op. cit. P.6.

[34] Johnson D. No Place for Amateurs: How Political Consultants Are Reshaping American Democracy. N.Y.: Routledge, 2001. P.3.

[35] O’Shaughnessy N. Op. cit. P.12.

[36] Пэрри-Джилс Т. Спичрайтинг. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.210.

[37] O’Shaughnessy N. Op. cit. P.8.

[38] Ibid.

[39] Abbe O., Herrnson P. Campaign Professionalism in State Legislative Elections. // State Politics and Policy Quarterly, Fall 2003, Vol. 3, Issue 3, P. 223.

[40] O’Shaughnessy N. Op. cit. P.8.

[41]Ibid. P.9.

[42] Political Campaign Consultants: Their Role in Political Campaigns, Views on Ethical Practices, and the Perceived Impact of the BCRA on Political Campaigns. The Center for Congressional and Presidential Studies at American University, January 2003, P.95. http://spa.american.edu/ccps/getpdf.php?table=publications&ID=1

[43] Medvic S., Lenart S. The Influence of Political Consultants in the 1992 Congressional Elections. // Legislative Studies Quarterly, 1997, Vol.22, P.61-77.

[44] Magleby D., Patterson K., Thurber J. Campaign Consultants and Responsible Party Government. - Paper presented at annual meeting of the American Political Science Association. Washington, 2000, P.10. http://polisci.wisc.edu/~party/apsa2000magleby.pdf

[45] Gwin P. Fear & loathing on the European campaign trail. // Europe, Oct 1998, Issue 380, pp.30-31, P.30.

[46] Thurber, J. (eds.) Campaign Elites: The Attitudes and Roles of Professional Political Consultants. - Washington, 1999, P.4-5.

[47] Thurber J. (eds.). Op.cit.

[48] Political Campaign Consultants, P.8. http://spa.american.edu/ccps/getpdf.php?table=publications&ID=1

[49] Ibid.

[50] Ibid. P.11.

[51] Ibid. P.23.

[52] Плассер Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. М.: Вэйл, 2005, C.52.

[53] Johnson D. No Place for Amateurs: How Political Consultants Are Reshaping American Democracy. – N.Y.: Routledge, 2001. P.10.

[54] Плассер Ф., Плассер Г. Указ. соч. С.112.

[55] Вероятно, имеется в виду преимущественно частное финансирование кампаний.

[56] Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН, 1998. С.95.

[57] Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. М.: МГУ, 1999. С.76.

[58] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М.: Вагриус, 1999. С.55.

[59] Цит. по Лисовский С. Жак Сегела, творец президентов и парадоксов. / Сегела Ж. Указ. соч. С.6.

[60] Сегела Ж. Указ. соч. С.70.

[61] Авдиенко Д.А. Влияние в процессе политической коммуникации. / Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей. / Под ред. Л.В. Сморгунова. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 68.

[62] Лебедева Т.Ю. Путь к власти. Франция: выборы президента. / Отв. редактор Я.Н. Засурский. М.: МГУ, 1995. С.24-25.

[63] Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.

[64] Морозова Е.Г. От кустарничества к профессионализму: из опыта зарубежного политического консультирования. // Полития, 1999, № 2, С.20-39, С.27.

[65] Gaber Iv. Government by Spin: an Analysis of the Process. // Contemporary Politics, 1999, Vol. 5, Issue 3. P.264.

[66] Register of Members of Association of Professional Political Consultants

http://www.appc.org.uk/register.html

[67] Esser F., Reinemann C., Fan D. Spin Doctoring in British and German Election Campaigns: How the Press is Being Confronted with a New Quality of Political PR. // European Journal of Communication, Jun2000, Vol. 15, Issue 2. P.225.

[68] Ibid. P.219.

[69] Esser F., Reinemann C., Fan D. Op.cit. P.220.

[70] Members of German Association of Political Consultants http://www.degepol.de/eng/degepol/membership/members/

[71] Meier D. Presentation of the «Berlin Initiative of Young Political Consultants». Speech on Europe Meeting of EAPC, Innsbruck /Austria. May 2002. http://www.eapc.com/meetings/speeches/meier.html

[72] Meier D. Op.cit.

[73] Papathanassopoulos St. Election campaigning in the television age: The case of contemporary Greece. // Political Communication, Jan-Mar 2000, Vol. 17, Issue 1. P.51.

[74] Yannas P. The Role of Image-makers in the Greek Political Scene. // Journal of Political Marketing, 2002, No 1. P.74-95.

[75] Mazzoleni G. Patterns and Effects of Recent Change in Electoral Campaigning in Italy. / Politics, Media and Modern Democracy. / Edited by Swanson D., Mancini P. - Westport, Conn.: Praeger, 1996, P.197.

[76] Mancini P., Hallin D. Italy’s television, Italy’s democracy. http://www.opendemocracy.net/content/articles/PDF/59.pdf

[77] Campus D. Leaders, dreams and journeys: Italy’s new political communication. // Journal of Modern Italian Studies, 2002, Vol. 7, Issue 2, P.171–191.

[78] Mancini P. New frontiers in political professionalism. // Political Communication, 1999, Jul-Sep, Vol. 16, Issue 3, P.241.

[79] Nord L. Americanization v. the Middle Way: New Trends in Swedish Political Communication. // Harvard International Journal of Press/Politics, Spring 2001, Vol. 6, Issue 2, P.113

[80] Asp K., Esaiasson P. The modernisation of Swedish campaigns: Individualization, professionalization, and medialization / Politics, Media and Modern Democracy. / Edited by Swanson D., Mancini P. - Westport, Conn.: Praeger, 1996, P. 73-90.

[81] Mancini P. New frontiers in political professionalism. P.238.

[82] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. - М.: Вагриус, 1999.

[83] Baines P., Plasser F., Scheucher Ch. Operationalising Political Marketing: A Comparison of US and Western European Consultants and Managers. - Middlesex University Discussion Paper Series, No 7, July 1999. http://mubs.mdx.ac.uk/Research/Discussion_Papers/Marketing/dpap_mkt_no7.pdf, P.15.

[84] Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура. / Пер. с англ. В.В. Сапова и др. М.: Праксис, 2004. С.4.

[85] Плассер Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. С.73.

[86] Farrell D. Campaign Modernization and the West European Party. /Political Parties in the New Europe: Political and Analytical Challenges. / Ed. by K. Luther, F. Muller-Rommel. – Oxford: Oxford University Press, 2003. P.69.

[87] Farrel D. Op.cit. p.70.

[88] Scammell M. The Wisdom of the War Room: U.S. Campaigning and Americanization. – Harvard University, Research Paper R-17, April 1997.

[89] Scammell M. Op. cit. P.3.

[90] Scammell M. Op. cit. P.3.

[91] O’Shaughnessy N. High Priesthood, Low Priestcraft: The Role of Political Consultants. // European Journal of Marketing, 1990, Vol.24, No 2. P.8.

[92] Farrel D. Political Consultancy Overseas: The Internationalization of Campaign Consultancy. // PS: Political Science & Politics, June 1998. P.172.

[93] Bussey J. Campaign Finance Goes Global. // Foreign Policy, Spring 2000, Issue 118, pp.74-84, p.77.

[94] Плассер Ф., Плассер Г. Указ. Соч, с.64.

[95] Там же. С.58-59.

[96] Березной А. Мировая индустрия управленческого консалтинга на пороге XXI века. // Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 9. С.3-17.

[97] Риддер Р., Саймонс Л. Международный политический консалтинг. /Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 47-48.

[98] Gwin P. Fear & loathing on the European campaign trail. // Europe, Oct 1998, Issue 380, P.31.

[99] Новиков Д. Наши в Киеве. // Эксперт, 28.01.2002.

[100] Егорова Е. Заметки электорального этнографа. // Советник, 2003, № 9.

[101] Салтыковский В. Когда знаешь всю силу монгольского «разума». // Советник, 2003, № 9.

[102] Prusher I. Big US export: campaign gurus (cover story). // Christian Science Monitor, 19.05.1999.

[103] Mereu F. Spin Doctors Blame Yanukovych. // Moscow Times, 30.11.2004.

[104] Аптекарь П. Есть у революции начало. // Газета, 10.02.2005.

[105] Егорова Е. PR как зеркало «оранжевой» революции. // PR-Диалог, 2005, № 1.

[106] Moshavi Sh. Spin City. // New Republic, 29.03.1999, Vol.220, Issue 13, P.10.

[107] Цит. по Perron L. Winning Campaigns in Foreign Countries. // Campaigns & Elections, Jul 2004, Vol. 25, Issue 6, P.52-53.

[108] См. Graber D. Political Communication: Scope, Progress, Promise. / Political Science: The State of the Discipline II. / Edited by Ada W. Finifter. Washington, 1993, P.305-332.

[109] Norris P. Political communications. / Developments in British politics. / Dunleavy P., Gamble A., Holliday I. Peele G. (Eds.). - London: Macmillan, 1997, P.77.

[110] Blumler J., Kavanagh D. The third age of political communication: Influence and features. // Political Communication, Jul-Sep 1999, Vol. 16, Issue 3, P.209-230.

[111] Farrell D., Kolodny R., Medvic St. Parties and Campaign Professionals in a Digital Age: Political Consultants in the United States and Their Counterparts Overseas. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall 2001, Vol. 6, Issue 4, P.12.

[112] См. Reinsch L. Getting elected: from radio and Roosevelt to television and Reagan. N.Y.: Hippocrene Books, 1988.

[113] Mazzoleni G., Schulz W. Mediatization of Politics: a Challenge for Democracy? // Political Communication, Jul-Sep 1999, Vol. 16, Issue 3, P.247-261.

[114] Этот аспект политического процесса отражала двухступенчатая модель коммуникации

[115] Кавалли Л. Олигархическая власть и личная власть в современной демократии. // Мир политики. М., 1992, С.34-35.

[116] Лазарсфельд П., Мертон Р. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации. / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. / Пер. с англ.; сост. Ясавеев И.Г. Казань. Изд.-во Казанск. Ун-та. 2000, С.186.

[117] Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002, С.32.

[118] Cook T. Governing with the News: The News Media as a Political Institution. Chicago: University of Chicago Press, 1998.

[119] Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People Choice. New York: Columbia University Press, 1944; Berelson B., Lazarsfeld P., McPhee W. Voting: A Study of Opinion Formation in a Presidential Campaign. Chicago: University of Chicago Press, 1954; Campbell A., Converse Ph., Miller W., Stokes D. The American Voter. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1967.

[120] Nie N., Verba S., Petrocik J. Changing American Voter. Cambridge: Harvard University Press, 1976; Patterson T. McClure R. The Unseeing Eye: The Myth of Television Power in National Elections. New York: Putnam, 1976.

[121] Graber D. Political Communication. / Political Science: The State of Discipline II. / Ed. by A. Finifter. - Washington, 1993, P. 305-334; Abramson P., Aldrich J., Rohde D. Change and Continuity in the 1988 Elections. - Washington, DC: Congressional Quarterly Press, 1990.

[122] Roberts M. Political Advertising Influence on News, the Public and their Behavior. / Communication and Democracy: Exploring the Intellectual Frontiers in Agenda-Setting Theory. / Ed. by M. McCombs, D. Shaw, D. Weaver. - Lawrence Erlbaum Associates, 1997, P.85-97, P.89.

[123] Ibid. P.90.

[124] Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения. / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. / Сост. И.Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000, C.7-11.

[125] Хилгартнер С., Боск Ч. Рост и упадок публичных арен. / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. / Сост. И.Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000, С.30.

[126] Гидлунд Г. От народного движения к политической партии: организационное развитие социал-демократической рабочей партии Швеции. / Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. / Под ред. К. Мисгельда, К. Мулина, К. Омарка. М.: Весь мир, 2001, С.164.

[127] Там же, С.173.

[128] Tunstall J. Newspaper Power. The New National Press in Britain. Oxford: Oxford University Press, 1996.

[129] Esser F., Reinemann C., Fan D. Spin Doctoring in British and German Election Campaigns: How the Press is Being Confronted with a New Quality of Political PR. // European Journal of Communication, Jun2000, Vol. 15, Issue 2, P.215.

[130] Уднер К. Рабочие и фермеры создают «шведскую модель» экономики: социал-демократия и аграрная политика. / Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. / Под ред. К. Мисгельда, К. Мулина, К. Омарка. М.: Весь мир, 2001, C.250.

[131] Sartori G. European Political Parties: The Case of Polarized Pluralism. / Reading in Modern Political Analysis. / Ed. by Dahl R. and Neubauer D. Englewood Cliffs, New Jersey, 1968.

[132] Mancini P. New frontiers in political professionalism. // Political Communication, 1999, Jul-Sep, Vol. 16, Issue 3, P.243.

[133] Mazzoleni G. Towards a videocracy? // European Journal of Communication, 1995, № 10, P. 291-321.

[134] Jones N. Soundbites and spin doctors. London: Cassel, 1995; Jones N. Campaign 1997: How the general election was won and lost. London: Indigo, 1997; Kurtz H. Spin cycle: Inside the Clinton propaganda machine. - New York: Free Press, 1998.

[135] Herrnson P. Congressional Elections: Campaigning and At Home in Washington, 4th ed. - Washington: CQ Press, 2004.

[136] Blumenthal S. The Permanent Campaign: Inside the World of Elite Political Operatives. Boston: Beacon Press, 1980.

[137] O’Shaughnessy N. High Priesthood, Low Priestcraft: The Role of Political Consultants. // European Journal of Marketing, 1990, Vol.24, No 2, P.10.

[138] Данаева З. Имидж страны. // Эксперт-Казахстан, № 09 (35) от 9 мая 2005 года

[139] Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: МГУ, 2001, С.30.

[140] Там же.

[141] Наполитан Дж. Электоральная игра.– М.: Никколо М, 2002, С. 155.

[142] Butler D., Kavanagh D. The British General Election of February 1974. London: Macmillan, 1974, P.201.

[143] Political Campaign Consultants: Their Role in Political Campaigns, Views on Ethical Practices, and the Perceived Impact of the BCRA on Political Campaigns. - The Center for Congressional and Presidential Studies at American University, January 2003, P.56. http://spa.american.edu/ccps/getpdf.php?table=publications&ID=1

[144] Trent J., Friedenberg R. Political Campaign Communication: principles and practices. – Westport, Connecticut: Praeger, 2000, P.349.

[145] Bell D. End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Glencoe, IL: Free Press, 1960, P.373.

[146] Kirchheimer O. The Waning of Opposition in Parliamentary Regimes. // Social Research, Summer 1957, P.153.

[147] Lipset S. The Changing Class Structure and Contemporary European Politics. // Daedalus, Winter 1964, P.274.

[148] Rejai M., Mason W., Beller D. Political Ideology: Empirical Relevance of the Hypothesis of Decline. // Ethics, Vol.78, No 4, Jul. 1968, P.309-310.

[149] Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Иноземцева. М.: Academia, 1999, C.250.

[150] Кастельс М. Могущество самобытности / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Иноземцева. М.: Academia, 1999, C.297.

[151] Converse Ph. The Nature of Belief Systems in Mass Publics / Ideology and Discontent / Ed. By D. Apter. N.Y.: Macmillan, 1964.

[152] Converse Ph. The Stability of Belief Elements over Time / Controversies in American Voting Behavior / Ed. By Niemi R., Weisberg H. San Francisco: Freeman and Company, 1976, P.85-93.

[153] Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон З. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. М.: Асрект Пресс. 2002. С. 482.

[154] Kim H., Fording R. Voter ideology in Western Democracies, 1946 – 1989. //European Journal of Political Research, 1998. Vol.33, P.88.

[155] Weltman D., Billig M. The Political Psychology of Contemporary Anti-Politics: A Discursive Approach to the End-of-Ideology Era. // Political Psychology, 2001, Vol.22, No 2, P.368.

[156] Dalton R. Social Modernization and the End of Ideology Debate: Patterns of Ideological Polarization. // Japanese Journal of Political Science, 2006, Vol.7, No 1, P.7.

[157] Dalton R. Social Modernization and the End of Ideology Debate: Patterns of Ideological Polarization. // Japanese Journal of Political Science, 2006, Vol.7, No 1, P.9.

[158] Abramowitz A., Saunders K. Ideological Realignment in the U.S. Electorate. // Journal of Politics, 1998, Vol.60, Issue 3, P.634-653.

[159] Dalton R. Op. cit. P.18.

[160] Ibid., P.15-16.

[161] Sartori G. European Political Parties: The Case of Polarized Pluralism / Reading in Modern Political Analysis / Ed. by R. Dahl and D. Neubauer. Englewood Cliffs, New Jersey, 1968, P.134-135.

[162] Филлипс Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ. Теория и метод. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2004, C.26.

[163] Aiken H. The Revolt against Ideology. // Commentary, April 1964, P.37.

[164] Van Dijk T. Ideology. A Multidisciplinary Approach. London.: SAGE, 1998, P.191-210

[165] Norval A. The Things We Do with Words – Contemporary Approaches to the Analysis of Ideology. // British Journal of Political Science, Vol.30, No.2, Apr. 2000, P.315.

[166] Hodges D. The End of «The End of Ideology». // American Journal of Economics & Sociology, 1967, Vol.26, P.145.

[167] Boudon R. Local Vs General Ideologies: a Normal Ingredient of Modern Political Life. // Journal of Political Ideologies, Jun 1999, Vol. 4, Issue 1, P.142.

[168] Хилгартнер С., Боск Ч. Рост и упадок публичных арен. / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. / Сост. И.Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000.

[169] Цит. по Яковлев М.В. Идеология. - М., 1979, C. 223.

[170] Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. Cambridge: Polity, 1989.

[171] См. Simons J. Ideology, Imagology, and Critical Thought: the Impoverishment of Politics. // Journal of Political Ideologies, Feb 2000, Vol. 5 Issue 1, P.81-103.

[172] Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. - М.: МГУ, 2001, С.10-11.

[173] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - М., 1988, С.43.

[174] Там же, С.20.

[175] Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С.44.

[176] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995, С.202-203.

[177] См. Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. // Политические исследования, 2001, № 3.

[178] Feuer L. Ideology and the ideologists. Oxford, 1975, P.28.

[179] Bussey J. Campaign Finance Goes Global. // Foreign Policy, Spring 2000, Issue 118, P.76.

[180] Hinich M., Munger M. Ideology and the theory of political choice. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1994.

[181] Моррис Д. Игры политиков. – М.: АСТ, 2004, С.141.

[182] Harris Ph. To Spin or not to Spin, that is the Question: The Emergence of Modern Political Marketing. // The Marketing Review, 2001, No 2, P.36.

[183] Farrell D., Kolodny R., Medvic St. Parties and Campaign Professionals in a Digital Age: Political Consultants in the United States and Their Counterparts Overseas. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall 2001, Vol. 6, Issue 4, P.15.

[184] Росс Т. Выборы. Детектив США. Выпуск 5-й. Москва: СП «Интербук», 1990, С. 194.

[185] Peele G. Campaign Consultants. // Electoral Studies, 1982, №1, P.355-362.

[186] Magleby D., Patterson K., Thurber J. Campaign Consultants and Responsible Party Government. - Paper presented at annual meeting of the American Political Science Association. Washington, 2000, p.34. http://polisci.wisc.edu/~party/apsa2000magleby.pdf

[187] Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании. // Политические исследования, 1993, № 4.

[188] Clarke H., Stewart M. The Decline of Parties in the Mind of Citizen. // Annual Review of Political Science, 1998, Vol. 1, Issue 1, P.363.

[189] O'Shaughnessy N. The Phenomenon of Political Marketing. New York: St. Martin's Press, 1990, P.6-7.

[190] Selle P., Svasand L. Membership in Party Organizations and the Problem of Decline of Parties. // Comparative Political Studies, 1991, Vol. 17, P.469.

[191] Ibid.

[192] Panebianco A. Political Parties: Organization and Power. Cambridge: Cambridge University Press, 1988, P.269.

[193] Ibid., P.264.

[194] Ibid., P.264-266.

[195] Кавалли Л. Олигархическая власть и личная власть в современной демократии. / Мир политики. - М., 1992, С.34-35.

[196] Plasser F. Parties' Diminishing Relevance for Campaign Professionals. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall 2001, Vol. 6, Issue 4, P.45.

[197] Farrell D., Webb P. Political Parties as Campaign Organizations. Paper presented to the project meeting on “Unthinkable Democracy,” directed by Russell Dalton and Martin Wattenberg and held under the auspices of the University of California's Centre for the Study of Democracy, March 13-14, 1998. http://www.brunel.ac.uk/depts/govn/research/webb.pdf

[198] Стразер Д. Телевизионная реклама. / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.180.

[199] Sabato L. The rise of political consultants. N.Y., Basic Books, 1981, P.284.

[200] Mair P. Party Organizations: From Civil Society to the State. / How parties organize. / Ed. by Richard S. Katz and Peter Mair. – London: SAGE Publications, 1994, P.13.

[201] Gibson R., Rommele A. Changing Campaign Communications: A Party-Centered Theory of Professionalized Campaigning. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall 2001, Vol. 6, Issue 4, P.33.

[202] Harrop M. Political Marketing. // Parliamentary Affairs, 1990, Vol. 43, Issue 1, P.278.

[203] Farrell D., Kolodny R., Medvic St. Op.cit. P.16.

[204] Nord L. Americanization v. the Middle Way: New Trends in Swedish Political Communication. // Harvard International Journal of Press/Politics, Spring 2001, Vol. 6, Issue 2, P.113.

[205] Ibid.

[206] Esser F., Reinemann C., Fan D. Spin Doctoring in British and German Election Campaigns: How the Press is Being Confronted with a New Quality of Political PR. // European Journal of Communication, Jun2000, Vol. 15 Issue 2, p.210.

[207] Esser F., Reinemann C., Fan D. Op.cit. p.221.

[208] Esser F., Reinemann C., Op.cit. P.210.

[209] Радунски П. Ведение избирательной кампании - форма политической коммуникации. / Политические партии в условиях демократии. - Санкт Аугустин: Фонд Конрада Аденауэра, 1995, С.440-496.

[210] Радунски П. Указ. соч. С.464.

[211] Там же. С.467.

[212] Kopecky P. Developing Party Organizations in East-Central Europe. // Party Politics, 1995, Vol.1, P.515-534; Lewis P. Party Structure and Organization in East-Central Europe. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1996.

[213] Mainwaring S., Scully T. Building Democratic Institutions: Party Systems in Latin America. - Stanford, CA: Stanford University Press, 1995.

[214] Farrell D., Kolodny R., Medvic St. Op.cit. P.17.

[215] Kolodny R., Dulio D. Political Party Adaptation in US Congressional Campaigns: Why Political Parties Use Coordinated Expenditures to Hire Political Consultants. // Party Politics, 2003, Vol. 9, No. 6, P.729-746.

[216] Kolodny R., Dulio D. Op.cit. P.730.

[217] Political Campaign Consultants: Their Role in Political Campaigns, Views on Ethical Practices, and the Perceived Impact of the BCRA on Political Campaigns. - The Center for Congressional and Presidential Studies at American University, January 2003, p.26. http://spa.american.edu/ccps/getpdf.php?table=publications&ID=1

[218] Kelly St. Professional Public Relations and Public Power. – Baltimore: Johns Hopkins, 1956; Nimmo D. The Political Persuaders: The Techniques of Modern Election Campaigns. - Englewood Cliff, N. J.: Prentice-Hall, 1970.

[219] Kolodny R., Logan A. Political Consultants and the Extension of Party Goals. // PS: Political Science & Politics, June 1998, P.156.

[220] Цит. по Nelson C. Inside the Beltway: Profiles of Two Political Consultants. //PS: Political Science & Politics, June 1998, P.163.

[221] Аравина Т., Кузнецов Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. // Социологические исследования, 2000, № 9, С.59.

[222] Thurber J. Interest Groups: from Campaigning to Lobbying. / Shades of Gray: Perspectives on Campaign Ethics. / Nelson C., Dulio D., Medvic St. (Eds.) – Washington: Brookings Institution Press, 2002, P.152.

[223] Harris Ph. Who Pays the Piper? The Funding of Political Campaigning in the UK, US and the Consequences for Political Marketing and Public Affairs. / Communication of Politics: Cross-Cultural Theory Building in the Practice of Public Relations and Political Marketing. / Ed. by Bruce I. Newman. - The Haworth Political Press, 2002, P.98.

[224] Wilson Gr. Corporate Political Strategies. // British Journal of Political Science, Apr 1990, Vol. 20, No 2, P.284.

[225] Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке. М.: Международные отношения, 2004.

[226] Austen-Smith D. Information and Influence: Lobbying for Agendas and Votes. // American Journal of Political Science, Vol.37, No.3, Aug. 1993, P.799-833.

[227] Иванов Н. Современная организация лоббистских кампаний (на примере США). // Власть, 1999, № 3. http://www.nlvp.ru/print/31.html

[228] Там же.

[229] Годдард Б. Кампании поддержки политических решений. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, C.212.

[230] Там же, с.213.

[231] Shea M. Beating Mitsubishi. // Campaigns & Elections, Jul 2000, Vol. 21, Issue 6, P.44-46.

[232] Lees-Marshment J. Marketing good works: New trends in how interest groups recruit supporters. // Journal of Public Affairs, 2003, Vol. 3, No. 4, P. 358–370.

[233] Miller C. Role of professional political consultants - the provider perspective. Paper presented at the Lobbying - The Way Gorward Conference, AIC Conference, London, 7 March 1996.

[234] Leighton A. The relationship of political marketing to political lobbying. // European Journal of Marketing, 1996, Vol.30, Issue 10/11, P.76-99.

[235] См. Leighton A. Op.cit.

[236] Thurber J. Interest Groups: from Campaigning to Lobbying. / Shades of Gray: Perspectives on Campaign Ethics. / Nelson C., Dulio D., Medvic St. (Eds.) – Washington: Brookings Institution Press, 2002, P.156.

[237] Public Affairs Consultants: Occupational Profile. http://careers.lancs.ac.uk/profiles/G/G2_Public_affairs_consultant_(research).pdf, P.2.

[238] Public Affairs consultant (lobbyist) in close-up. http://www.prospects.ac.uk/cms/ShowPage/Home_page/Explore_types_of_jobs/Types_of_Job/p!eipaL?state=showocc&pageno=1&idno=253

[239] Lahusen Ch. Commercial consultancies in the European Union: the shape and structure of professional interest intermediation. // Journal of European Public Policy, October 2002, Vol.9, Issue 5, P.701-702.

[240] Ibid., P.704.

[241] Lahusen Ch. Op. cit. P.697.

[242] См. Davies Ph. Campaign Buttons to Hot Buttons: American Election Images, 1789 to 2000. // Contemporary Review, Oct 2000, P.198-204.

[243] Janda K., Berry J., Goldman J. The Challenge of Democracy. Boston, 1989, P.299.

[244] Bussey J. Campaign Finance Goes Global. // Foreign Policy, Spring 2000, Issue 118, pp.74-84, P.78.

[245] Dulio D. For Better or Worse ?: How Political Consultants Are Changing Elections in the United States – N.Y.: SUNY Press, 2004, P.2.

[246] Harris Ph. To Spin or not to Spin, that is the Question: The Emergence of Modern Political Marketing. // The Marketing Review, 2001, No 2, P.35.

[247] США в 2000 году. / Отв. Ред. С.М. Рогов, М.Г. Носов. – М.: Наука, 2001, С.22.

[248] Плассер Ф., Плассер Г. Указ. соч. С.18.

[249] Кинг Т. Кандидаты как специалисты по фонд-райзингу. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.307.

[250] Treisman D. Dollars and Democratization: The Role and Power of Money in Russia’s Transitional Elections. // Comparative Politics, October 1998, P.2.

[251] Bussey J. Campaign Finance Goes Global. // Foreign Policy, Spring 2000, Issue 118, P.78.

[252] Гидлунд Г. От народного движения к политической партии: организационное развитие социал-демократической рабочей партии Швеции. / Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. / Под ред. К. Мисгельда, К. Мулина, К. Омарка. – М.: Весь мир, 2001, С.159-160.

[253] Стразер Д. Телевизионная реклама. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С. 181

[254] Пшизова С.Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем. // Политические исследования, 2002, №2, С.31.

[255] Плассер Ф., Плассер Г. Указ. соч. С.192.

[256] Закерман Э. Комитеты политических действий и финансирование кампаний. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.77.

[257] В действительности предельные ограничения избирательных расходов в некоторых случаях действуют и в США, но это связано с добровольным решением кандидатов о получении бюджетных средств для проведения кампании.

[258] Bussey J. Campaign Finance Goes Global. // Foreign Policy, Spring 2000, Issue 118, pp.74-84, P.76.

[259] Hopkin J. Towards a chequebook democracy? Business, parties and the funding of politics in Italy and the United States. // Journal of Modern Italian Studies, 2005, Vol.10, No.1, pp.43– 58, P.47

[260] Новикова А. «Политпиару» прозрачность не нужна. // Независимая газета, 20 июня 2002 г.

[261] Bussey J. Campaign Finance Goes Global. // Foreign Policy, Spring 2000, Issue 118, pp.74-84, P.79.

[262] Закерман Э. Указ. соч. С. 81-82.

[263] Golosov G. Political Parties in the Regions of Russia. N.Y.: Lynne Rienner Publishers, 2004, P.120.

[264] См. Рыбакова Н.С. Роль фандрайзинга в политическом PR. Выпускная квалификационная дипломная работа. – СПб, 2006, C.59-62.

[265] Тирмастэ М.-Л. Георгий Шпак списал долг на противников. // Коммерсант, 2004. № 27

[266] Тирмастэ М.-Л. Штабные мучения. Выборы рязанского губернатора попали под статью. // Коммерсант, 2004. № 46

[267] Рюмин А. Свидетели рязанских выборов разделились на два лагеря. // Коммерсант, 2004. № 54.

[268] Рюмин А. Суд считает деньги рязанского губернатора. // Коммерсант, 2004. № 55.

[269] Рюмин А. «Шпак лично привозил деньги в штаб». // Коммерсант, 2004. № 59.

[270] Johnson D. No Place for Amateurs: How Political Consultants Are Reshaping American Democracy. – N.Y.: Routledge, 2001, P.7.

[271] Herrnson P. Campaign Professionalism and Fund-Raising in Congressional Elections. // Journal of Politics, 1992, Vol. 54, P. 859–870.

[272] Alexander H. (ed.) Comparative Political Finance in the 1980s. Cambridge: Cambridge University Press, 1989; Heidenheimer A. Comparative Political Finance: The Financing of Party Organizations and Election Campaigns. Lexington, Massachusetts: D. C. Heath and Company, 1970.

[273] Kinzo M. Funding parties and elections in Brazil. / Funding democratization. / Ed. by Burnell P. and Ware A. – Manchester: Manchester University Press, 1997, pp.116-136, P.118.

[274] Ibid. P.122.

[275] Bussey J. Campaign Finance Goes Global. // Foreign Policy, Spring 2000, Issue 118, pp.74-84, P.77.

[276] Batchelder D. Evaluating and Choosing a Fund-Raising Database Program. // Fund Raising Management, Oct 2002, Vol. 33, Issue 8.

[277] Jalonick M. Trends in PoliticalFundraising: Consultant Q&A. // Campaigns & Elections, Apr 2003, Vol. 24, Issue 4, P. 45-47.

[278] США в 2000 году. / Отв. Ред. С.М. Рогов, М.Г. Носов – М.: Наука, 2001, C.18.

[279] США в 2000 году. / Отв. Ред. С.М. Рогов, М.Г. Носов. – М.: Наука, 2001, С.19.

[280] Rich A. U.S. Think Tanks and the Intersection of Ideology, Advocacy, and Influence. // NIRA Review, Winter 2001, pp.54-59, З.55.

[281] См. Шейдин И. США: «фабрика мысли» на службе стратегии. М., Наука, 1973. Кроме того, таким же образом было переведено название классической книги П. Диксона. Dickson P. Think Tanks. New York: Atheneum, 1971; Диксон П. Фабрики мысли. М.: Прогресс, 1976.

[282] См. Мейер М. Аналитические центры в системе российской демократии. // Пределы власти, 1994, №1, С.86-116.

[283] Рич Э., Уивер К. Пропагандисты и аналитики: «мозговые центры» и политизация экспертов. // Pro et Contra, Весна 2003, С.64-89.

[284] Горный М.Б. Фабрики мысли и центры публичной политики в конце ХХ - начале ХХI веков. / Публичная политика - 2005. Сборник статей. / Под редакцией М.Б. Горного и А.Ю. Сунгурова. СПб: Норма, 2006. с.62-75, С.62.

[285] Грановский В., Дацюк С. Современные фабрики мысли (мозговые центры, think tanks). Аналитический доклад Агентства гуманитарных технологий. http://xyz.org.ua/ukrainian/iso/discussion/think_tanks.rus.html

[286] Smith J. The Idea Brokers: Think Tanks and the Rise of the New Policy Elite. - N.Y.: Free Press. 1993.

[287] Боркин Л. Фабрики мысли и научное сообщество: опыт США. / «Фабрики мысли» и Центры публичной политики: международный и первый российский опыт. Сб. статей. / Под редакцией А.Ю. Сунгурова. СПб: Норма, 2002, с.98-103, С.99.

[288] Rich A. Op. cit. P.55.

[289] McGann J. How Think Tanks are Coping with the Future. // Futurist, Nov/Dec2000, Vol. 34, Issue 6, pp.16-24, P.20.

[290] Abelson D. From policy research to political advocacy: The changing role of think tanks in American politics. // Canadian Review of American Studies, Winter 1995, Vol. 25, Issue 1, pp.93-126, P.99.

[291] Рич Э., Уивер К. Пропагандисты и аналитики: «мозговые центры» и политизация экспертов. // Pro et Contra, Весна 2003, с.64-89, С.76.

[292] Sherrington Ph. Shaping the Policy Agenda: Think Tank Activity in the European Union. // Global Society, 2000, Vol. 14, No.2, P.173-189.

[293] Levy D. Latin America's think tanks: The roots of nonprofit privatization. // Studies in Comparative International Development, Summer 1995, Vol. 30, Issue 2, pp.3-25, P.4.

[294] Сунгуров А. Российские фабрики мысли и Центры публичной политики. Три примера. / «Фабрики мысли» и Центры публичной политики: международный и первый российский опыт. Сб. статей. / Под редакцией А.Ю. Сунгурова. СПб: Норма, 2002, С.116-138.

[295] Блинова О.Н. Советники. Исследовательские и консалтинговые структуры России. – М.: ГНОМ и Д, 2002.

[296] Графский В.Г. Государство и технократия (историко-критическое исследование). М.: Наука, 1981, C.21.

[297] Johnson D. No Place for Amateurs: How Political Consultants Are Reshaping American Democracy. N.Y.: Routledge, 2001, P.12.

[298] Данилова Е.. Без советов консультантов политику не обойтись. Интервью с Георгием Сатаровым. // Независимая газета, 7 октября 1999 года.

[299] Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993, С.189-190.

[300] Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.: РОССПЭН, 2003, С.10.

[301] Esser F., Reinemann C., Fan D. Spin Doctoring in British and German Election Campaigns: How the Press is Being Confronted with a New Quality of Political PR. //European Journal of Communication, Jun2000, Vol. 15 Issue 2, P.210.

[302] Giddens A. The Third Way. The Renewal of Social Democracy. London: Polity Press, 1998.

[303] Боббио Н. Интеллектуалы и власть. // Вопросы философии, 1992, № 8, C.164-165.

[304] Управленческое консультирование. В 2-х т. / Под ред. М. Кубра. М.: «Интерэксперт», 1992; Уткин Э.А. Консалтинг. М.: ЭКСМОС, 1998.

[305] В англоязычном варианте – political consulting

[306] Policy consulting. См. Martin J. Policy Consulting and Public Policy. // Australian Journal of Public Administration, Mar 2000, Vol. 59, Issue 1, P.24-35.

[307] Перлматтер Д. Введение. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, C.XXI.

[308] Там же, C.XIV.

[309] Перри-Джилс Т. Спичрайтинг. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.202-203.

[310] Кассен Б. Эффект софистики. М.: Университетская книга, 2000, С.6

[311] Leighton A. The relationship of political marketing to political lobbying. // European Journal of Marketing, 1996, Vol.30, Issue 10/11, pp.76-99, P.92.

[312] Carville J., Matalin M., Knobler P. All's Fair: Love, War and Running for President. London: Random House, 1994.

[313] См. Лукашев А.В., Пониделко А.В. Чёрный PR как средство овладения властью или бомба для имиджмейкера. СПб.: Третье тысячелетие, 2000.

[314] Наполитан Дж. Причастные к сотворению (современного политического консалтинга). / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.12.

[315] В зарубежной прессе известного российского политического консультанта Глеба Павловского называли «русским Диком Моррисом». Quinn-Judge P. Russia’s Dick Morris. // Time Europe, 4/10/2000, Vol. 155, Issue 14.

[316] Келлер Э. Политический консультант как новостной сюжет. / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.24.

[317] Наполитан Дж. Причастные к сотворению (современного политического консалтинга). / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.14.

[318] Пушкарёва Г.В. Политический менеджмент. Учебное пособие. М.: Дело, 2002.

[319] Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003; Марков С. PR в России больше чем PR.. Технологии и версии. М.: АСТ, 2001.

[320] Johnson D., Grefe E. Ethical Political Consulting: Oxymoron? // Campaigns & Elections, Feb 1997, Vol. 18, Issue 1, pp.43-44.

[321] Napolitan J. New Challenges for Political Consultants. - Speech on Europe Meeting of EAPC, Innsbruck /Austria. May 2002. http://www.eapc.com/meetings/speeches/napolitan.html

[322] Флетчер Б. Реклама на радио. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С. 161.

[323] Перлматтер Д., Ву Д. Американский политический консультант: профиль. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002,, С.320.

[324] Wendel P. A Real-World Education. // Campaigns & Elections, Dec2000/Jan2001, Vol. 21 Issue 10, p.72.

[325] Калантарова О. Тайные советники вождей. // Обучение за рубежом, 1999, № 6.

[326] Вебер М. Политика как призвание и профессия. / Избранное. М.: Прогресс, 1990, С.653-654.

[327] Марков С.А. Политические профессии. // Полития, 1999, № 2, С.8-19.

[328] Mancini P. New frontiers in political professionalism. // Political Communication, 1999, Jul-Sep, Vol. 16, Issue 3, P.231-246.

[329] Mancini P. P.233.

[330] Ibid. P.240.

[331] Ibid. P.240.

[332] Ibid. P.241.

[333] Petracca M. The Poison of Professional Politics. // Policy Analysis, May 1991, № 151.

[334] Petracca M. Op. cit.

[335] Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996, C.142.

[336] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.

[337] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988, C.31.

[338] Ильф И., Петров Е. Золотой телёнок: Роман. М.: Сов. Россия, 1991, C.164-165.

[339] Перлматтер Д. Введение. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.XVII.

[340] Thurber J. (ed.) Campaign Elites: The Attitudes and Roles of Professional Political Consultants. Washington: Campaign Management Institute, 2000, P.18.

[341] Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Пермь, 2002, C.22-40.

[342] Алексеенко Л. Трезвый пиар. Чёрные пиарщики рассказали всю правду. // Версия, 24.11.2003.

[343] Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001, C.71-75.

[344] Blumler G., Kavanagh D. The third age of political communication: Influence and features. // Political Communication, Jul-Sep 1999, Vol. 16, Issue 3, P.209-231.

[345] Mauser G. Political marketing: An approach to campaign strategy. - New York: Praeger, 1983.

[346] Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998; Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000.

[347] McNair B. Performance in politics and the politics of performance. /Critical perspectives in public relations. / L’Etang, J. and Pieczka, M. (Eds.). - London: Thompson International, 1996.

[348] Maarek P. Political marketing and communication. - London: John Libbey and Co, 1995; Beresford Q. Selling democracy short: Elections in the age of the market. // Current Affairs Bulletin, 1998, Vol. 74, No. 5, P. 24-32.

[349] Newman B. The Marketing of the President: Political Marketing as Campaign Strategy. - Thousand Oaks: Sage Publications, 1994.

[350] O’Shaughnessy N. High Priesthood, Low Priestcraft: The Role of Political Consultants. // European Journal of Marketing, 1990, Vol.24, No 2, P.9.

[351] Scammell M. Political Marketing: Lessons for Political Science. // Political Studies, Sep 1999, Vol. 47, Issue 4, pp.718-740, P.718.

[352] Wring D. Reconciling marketing with political science. // Journal of Marketing Management, 1997, Vol. 13, No. 7, P. 651-663.

[353] Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.

[354] Мёрфин Р. Технология избирательных кампаний в США. // Политические исследования, 1991, № 3.

[355] Бове Дж. Исследование конкурентов. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, C.100-107.

[356] Хэмилтон Б., Битти Д. Проведение опросов в ходе современных избирательных кампаний. / Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.89.

[357] См. Интервью с президентом «Ассоциации психологического консультирования – Ассоциации молодых психологов Санкт-Петербурга» А.В. Шустовым. // Полития, 1999, №2, С.163.

[358] См. Шестопал Е. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. – М.: РОССПЭН, 2000.

[359] Политическое консультирование. / Под ред. Е. Егоровой-Гантман, И. Минтусова. М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999.

[360] Ansolabehere St., Iyengar S. Going Negative: How Political Advertisements Shrink and Polarize the Electorate. New York: The Free Press, 1995, P.109-111.

[361] Dulio D. Inside the War Room: Political Consultants in Modern Campaigns. / Campaigns and Elections: Issues, Concepts, Cases. / Edited by Watson R., Campbell C. N.Y.: Lynne Rienner Publishers, 2003, pp.17-31, P.27.

[362] Фриденберг Р. Предыстория информационного консалтинга в политических кампаниях. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, C. 4.

[363] См. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа, 2002; Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

[364] Стразер Д. Телевизионная реклама. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, C.183-185.

[365] Хатченс Дж. Покупка рекламного времени и пространства. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, C.115-116.

[366] Political Campaign Consultants: Their Role in Political Campaigns, Views on Ethical Practices, and the Perceived Impact of the BCRA on Political Campaigns. - The Center for Congressional and Presidential Studies at American University, January 2003, P.50-51. http://spa.american.edu/ccps/getpdf.php?table=publications&ID=1

[367]. См. Ansolabehere St., Iyengar Sh., Simon A., Valentino N. Does Attack Advertising Demobilize the Electorate? // The American Political Science Review, 1994, Vol.88, No 4, P.829-838; Finkel St., Geer J. A Spot Check: Casting Doubt on the Demobilizing Effect of Attack Advertising. // American Journal of Political Science, 1998, Vol.42, No 2, P.573-595.

[368] Safire W. Satire's New Political Dictionary. The Definitive Guide to the New Language of Politics, 3rd edn. - New York: Random House, 1993, P. 740-741.

[369] Esser F., Reinemann C., Fan D. Spin Doctoring in British and German Election Campaigns: How the Press is Being Confronted with a New Quality of Political PR. // European Journal of Communication, Jun 2000, Vol. 15, Issue 2, P.212.

[370] Ibid.

[371] Esser F., Reinemann C., Fan D. Op.cit. P.213.

[372] Полуэктов В.В. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. М.: «Русская панорама», 2002.

[373] Павлов К.В., Шерстнова И.В. Кадровый менеджмент в избирательной кампании. / Альманах Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб» / Под общ. Ред. А.В. Шустова. СПб.: ЛИК, 2001, C.147-158; Гулина М.А., Луфт С.В., Рыбкин П.Л. Полевые коммуникаторы специального назначения в современном политическом процессе. C. 159-170.

[374] Van Bronkhorst T., Berglund H. 5-Day GOTV Countdown: Hour-by-Hour (cover story). // Campaigns & Elections, Oct/Nov2000, Vol. 21, Issue 9, P.29-32.

[375] Cramer C. A Step-by-Step Approach to a Hard-Hitting GOTV Plan. // Campaigns & Elections, Oct/Nov2000, Vol. 21, Issue 9, P. 52-56.

[376] Пэквин Т. Программное обеспечение для политических кампаний. / Справочник по политическому консультированию. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002, С.244-249.

[377] Bloom M. Public Relations and Presidential Campaigns: A Crisis in Democracy. New York: Thomas Y. Crowell, 1973; Blumenthal S. The Permanent Campaign: Inside the World of Elite Political Operatives. Boston: Beacon Press, 1980; Baus H., Ross W. Politics Battle Plan. New York: Macmillan, 1968; Perry J. The New Politics: The Expanding Technology of Political Manipulation. New York: Clarkson N. Potter, 1968; Agranoff R. The New Style in Election Campaigns. Boston: Holbrook Press, 1972; McGinnis J. The Selling of the President 1968. New York: Trident Press, 1969; Wyckoff G. The Image Candidates: American Politics in the Age of Television. New York: Macmillan, 1968.

[378] Sabato L. The Rise of Political Consultants: New Ways of Winning Elections. - New York: Basic Books, 1981.

[379] Dulio D., Kolodny R., Nelson C. The Increasing Role of Consultants with State Party Organizations. // Campaigns & Elections, Sep2002, Vol. 23, Issue 9, P.12-14; Kolodny R., Dulio D. Political Party Adaptation in US Congressional Campaigns: Why Political Parties Use Coordinated Expenditures to Hire Political Consultants. // Party Politics, 2003, Vol. 9, No. 6, P.729-746; Kolodny R., Logan A. Political Consultants and the Extension of Party Goals. // PS: Political Science and Politics, Jun 1998, Vol. 31, No 2, P.155-159.

[380] Марченко Г.И. Социологический портрет политических консультантов в США. // Социологические исследования, 2005, № 5.

[381] Dulio D., Nelson C., Thurber J. Campaign Elites: The Attitudes and Roles of Professional Political Consultants. Paper presented at the 1999 Annual Meeting of the Western Political Science Association. Seattle, 1999; Political Campaign Consultants: Their Role in Political Campaigns, Views on Ethical Practices, and the Perceived Impact of the BCRA on Political Campaigns. The Center for Congressional and Presidential Studies at American University, January 2003 http://spa.american.edu/ccps/getpdf.php?table=publications&ID=1

[382] Plasser F. The Role of Political Consultants: A Worldwide Analysis. Speech on Europe Meeting of EAPC, Innsbruck /Austria. May 2002. http://www.eapc.com/meetings/speeches/plasser.html

[383] Plasser F. American Campaign Techniques Worldwide. // Harvard International Journal of Press/Politics, Fall 2000, Vol. 5, Issue 4, P.33-54.

[384] Jacobson G. The Politics of Congressional Elections. Boston, Toronto: Little, Brown and Company, 1983, P.61.

[385] Medvic S. Political Consultants in U.S. Congressional Elections. Ohio State University Press, 2002; Medvic S., Lenart S. The Influence of Political Consultants in the 1992 Congressional Elections. // Legislative Studies Quarterly, 1997, Vol.22, P.61-77; Medvic St. The Effectiveness of the Political Consultant as a Campaign Resource. // PS: Political Science and Politics, Jun 1998, Vol. 31, No 2, P.150-154.

[386] Baines P., Plasser F., Scheucher Ch. Operationalising Political Marketing: A Comparison of US and Western European Consultants and Managers. Middlesex University Discussion Paper Series, No 7, July 1999; Henneberg St. Political Marketing Theory: Hendiadyoin or Oxymoron. // University of Bath School of Management Working Paper Series, 2004.01: Lees-Marshment J. The Marriage of Politics and Marketing. // Political Studies, 2001, Vol.49, P.692-713; Lock A., Harris Ph. Political marketing – vive la différence! // European Journal of Marketing, 1996, Vol. 30, No. 10/11, P.14-24.

[387] Thurber J. The Study of Campaign Consultants: A Subfield in Search of Theory. // PS: Political Science and Politics, Jun 1998, Vol. 31, No 2, P.145-149.

[388] O’Shaughnessy N. Op. cit. P.14

[389] Pilon D. Rebranding Canada’s Conservatives. // Canadian Dimension, Jan/Feb 2004, Vol. 38, Issue 1, P.7.

[390] O’Shaughnessy N. Op.cit. P.13.

[391] Dulio D. For Better or Worse?: How Political Consultants Are Changing Elections in the United States. N.Y.: SUNY Press, 2004, P.5.

[392] Grampp W. What Did Smith Mean by the Invisible Hand? // The Journal of Political Economy, Jun. 2000, Vol.108, No.3, P.441-465.

[393] Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. – Москва: ОГИЗ, 1935, т.2, C.30-32.

[394] Цит. по Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004, C.147.

[395] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - М., 1988, C.44.

[396] Lake D., Bau


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow