Основные понятия педагогической конфликтологии

Содержание учебного материала:

Генезис конфликта: конфликтная ситуация и специфика ее осознания. Анализ конфликта. Функции и границы конфликта. Категории проблемного поля описания конфликтов. Содержание понятия конфликта в обыденном сознании. Структурные характеристики конфликта. Динамические характеристики конфликтов.

Конфликтология - научная отрасль, система знаний о закономерностях возникновения и развития конфликтов, о причинах и технологиях управления ими.

Понятие конфликта и конфликтной ситуации

Спорная ситуация – различие людей во взглядах, несовпадение восприятия оценок тех или иных событий. Если спорная ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одного участника взаимодействия, возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний.

3 условия для перерастания спорной ситуации в конфликтную:

1) значимость ситуации для участников взаимодействия;

2) препятствия к достижению целей участников взаимодействия;

3) превышение уровня индивидуальной или групповой зрелости

Инцидент/повод – активизация действий одной из сторон, которая ущемляет, пусть даже неумышленно, интересы другой стороны.

Конфликт – столкновения противоположных сторон мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор.

Конфликт – проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающихся негативными эмоциями.

Признаки конфликта:

1) наличие конфликтной ситуации

2) неделимость объекта конфликта

3) желание преодолеть конфликтное взаимодействие.

Объект конфликта – то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон.

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной конфликта.

Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно.

Причины конфликта:

общие –*социально-политические и экономические

*социально-демографические

*социально-психологические

*индивидуально-психологические.

частные – возникают в различных ситуациях конфликта.

Динамика конфликта проявляется в этапах и фазах конфликта.

Этапы

1. возникновение конфликтной ситуации

2. осознание конфликтной ситуации

3. начало конфликта

4. развитие конфликта

5. разрешение конфликта

Фазы

1. начальная

2. фаза подъема

3. фаза пика

4. фаза спада.

Границы конфликта:

· пространственные – территория, на которой происходит конфликт с его начала и до конца

· временная – продолжительность конфликта во времени от начала и до конца

· субъективная – участники конфликта с начала и до конца.

Функции конфликта

Функции:

- позитивные

*способствуют сплоченности;

*раскрываются личностные способности, позиции;

*источники инноваций или развития;

*способствуют развитию личности;

*диагностируют неформальную структуру группы, организации;

*снятие эмоциональной напряженности;

- негативные

*стресс

*эмоциональная напряженность;

*психическое расстройство;

*распад групп, взаимоотношений;

*снижение эффективности в деятельности;

*способствуют застреванию в развитии личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: