Содержание темы: При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы:
· алгоритм работы с сильными эмоциями (осознание, вербализация, принятие эмоции, действие)
· тештальт-техники
· техники НЛП
(Гештальт – техники, НЛП и другие)
Центральным, системообразующим понятием в Гештальте является триада: актуальность-осознанность-ответственность. Практически любая техника в гештальт-терапии может рассматриваться как особая кристаллизация широкого предписания: «Воспринимай себя как автора своих поступков, осознавай себя в актуальном контакте с реальностью» (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., СПб, 2004)
Проживание, выражение и осознание эмоций, а также умение верно опознавать эмоциональные сигналы других людей – принципиально важны в гештальт-терапии. Гештальтисты обращают особое внимание активизации и актуализации эмоций клиента: чем более «здесь и теперь» проходит работа, чем более актальна для клиента тема, тем легче доступ к чувствам. Этому способствуют телесное осознавание и драматизация, апелляция к «правополушарным техникам» - визуализации, фантазиям, рисунку, мелодии и т.д. (там же).
Упражнение «осознавание эмоций» (Перлз Ф., Гудмен П., ХефферлинР., М., 2005)
Цель: осознание своих эмоций.
Содержание: Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие. Например, сначала напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что эти действия вызывают у вас смутную эмоцию – в данном случае – фрустрированный страх. Если к этому переживанию добавить, например, фантазию, представив какого-то человека, вызывающего у вас фрустрацию, - эмоция разгорится с полной силой.
И наоборот, в присутствии чего-либо или кого-либо, фрустрирующего вас, вы можете заметить, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные соответствующие телесные действия: в сжимании кулаков, возбужденном дыхании и др. Тогда вы начинаете чувствовать гнев.
Сутью нейро-лингвистического программирования является то, что функционирование нервной системы («нейро-») тесно связано с языковыми способностями («лингвистическое»). Стратегии («программы»), с помощью которых мы организуем и направляем наше поведение, складываются из нервных и языковых паттернов. (Дилтс Р., СПб., 2000). Когнитивные и физиологические особенности и ключи, выявленные с помощью НЛП, можно использовать для систематического доступа к различным частям нервной системы и их мобилизации. Установка якоря – один из самых простых и эффективных средств выбора и доступа к внутренним состояниям. Она включат определение ключей желаемого состояния.
Упражнение «Получение доступа к состоянию и установка якоря» (Дилтс Р., СПб., 2000)
Цель: создание двух полезных и важных видов якорей, отработка приема использования базовых инструментов НЛП для выработки внутреннего состояния и эффективного управления им.
Содержание:
1. встаньте в определенную точку, которая послужит «пространственным якорем» для состояния, доступ к которому вы хотите приобрести сейчас или в будущем
2. вспомните определенный момент, в который вы находились в необходимом вам состоянии. Восстановите это состояние во всех подробностях. Постарайтесь его увидеть, услышать, испытать связанные с ним ощущения, почувствовать ритм дыхания и т.д.
3. Проведите инвентаризацию физиологических ключей, субмодальностей (свойств образов, звуков, чувств) и эмоциональных ощущений, которые связаны с этим состоянием.
4. выберите конкретный цвет, символ или како-то другой зрительный образ, любой звук и/или слово или иной внутренний ключ, который поможет вам вспомнить необходимой состояние (т.е. послужит «внутренним якорем»).
5. Отойдите в сторону от выбранной точки и «стряхните» с себя нынешнее состояние. Затем проверьте свои якоря, встав на прежнее место и задействовав внутренний ключ, чтобы вновь достичь желаемого состояния.
6. Повторяйте пункты упражнения с первого по четвертый до тех пор, пока не сможете легко и быстро входить в нужное состояние.
Отработав данную технику на себе, студенты смогут в дальнейшем использовать ее в работе с клиентом.