Кафедра психологии. Содержание

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Для специальности 030301.65 «Психология»

Санкт-Петербург

Г.


ББК 88.5

УДК 330.16

С 95

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой психологии.

Протокол от 10 октября 2007 г. №2.

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.

Сытько Т.И.

Управленческое консультирование. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007 – 179с.

Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению курса «Управленческое консультирование», рабочую учебную программу, программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, рекомендации к семинарским и практическим занятиям, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рекомендации по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине и содержание контролирующих материалов, глоссарий.Курс знакомит студентов со спецификой управленческого консультирования. Формирует умения определять уникальные особенности организации («характер организации»), профессиональные компетенции и личностные особенности ее руководителя, строит оценку и рассчитывать совместимость управленческой команды, использовать психодиагностические методики и писать психологические заключения, разрабатывать управленческие решения, готовить коллектив к внедрению нововведений. Красной нитью через все темы курса проходят вопросы этики работы консультанта.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по специальности «Психология».

© СПб Академия управления и экономики, 2007

© Т.И.Сытько, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины  
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины  
3. Методические рекомендации к практическим занятиям  
4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ  
5. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов  
6. Глоссарий  

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Управленческое консультирование» является развитие у студентов навыков психологического сопровождения деятельности руководителей: формулирования и переформулирования заказа клиента, проведения диагностических и коррекционных мероприятий, разработки рекомендаций по совершенствованию управления организацией.

Предметом изучения дисциплины «Управленческое консультирование» являются содержательные и процессуальные характеристики взаимодействия руководителя и консультанта.

Задачи обучения по дисциплине:

· познакомить студентов с основными направлениями работы психолога в организациях.

· повторить основные положения психологии менеджмента, которые являются теоретической основой управленческого консультирования;

· научить студентов применять необходимые диагностические методы и коррекционные процедуры, используемые в управленческом консультировании.

· научить свободно оперировать понятиями и категориями управленческой психологии, ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам консультирования.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· иметь представление о конкретных формах и методах консультативной работы с руководителями и персоналом.

· знать теоретические исследования зарубежных авторов, посвященных вопросам управленческого консультирования.

· уметь планировать и вести консультативный процесс, использовать психодиагностические и психокоррекционные методики, писать психодиагностическое заключение с рекомендациями.

· владеть навыками – индивидуального и группового консультирования.

2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Управленческое консультирование» входит в цикл дисциплин специализации (ДС) по специализации «Психология управления (менеджмента).

Преподавание дисциплин базируется на знаниях полученных при изучении курсов: «Социальная психология», «Психология менеджмента», «Введение в психологию управления», «Психология управления персоналом», «Конфликтология», «Психология принятия решений», «Психология сотрудничества и формирования управленческой команды», «Организация работы группы по выработке и принятию решений», «Ролевой репертуар менеджера»

Курс «Управленческое консультирование» носит прикладной характер. Он находится на стыке социальной психологии, психодиагностики, социологии, менеджмента, теории управления, социальной философии и оперирует их понятиями, законами, идеями, представлениями. Курс знакомит студентов с теоретическими материалами управленческого консультирования, а также технологиями консультативной работы психолога, обучает умению использовать психодиагностические методики, формирует навыки разработки и принятия управленческих решений, помогает выработать управленческое мышление.

Курс «Управленческое консультирование» сочетается с тренингами «Ролевой репертуар менеджера» и «Организация работы группы по выработке и принятию решений».

Изучение курса «Управленческое консультирование» предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых.

На практических занятиях студенты знакомятся с алгоритмами психологической диагностической и коррекционной работы с клиентами, учатся оформлять психологические заключения и рекомендации.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, готовятся к зачету.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие управленческое консультирование

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Формы работы психолога в организации, задачи психолога -консультанта в организации. Два направления организационного консалтинга: организационно-индустриальное и клинически-консультативное. Характеристики этих направлений. Формы работы психолога консультанта в организации. Этические требования к консультанту. Связь организационного консультирования и организационного развития. Понятие супервизия. Типичная схема работ с организацией. Внутренний и внешний консалтинг. Наиболее часто встречающиеся проблемы консультирования.

Тема 2. Корпоративная культура и характер организации

Теоретические подходы к определению организационной культуры. Основные элементы и структура организационной культуры. Основные типы организационных культур. Миссия организации. Жизненный цикл организации. Пятиэтапный цикл развития предприятия. Индивидуальность организации. Влияние личности руководителя на организационную культуру.

Тема 3. Психологические компетенции руководителя и их диагностика

Различные подходы к определению компетенции. Базовые компетенции управленческих кадров. Понятие о профиле сотрудника. Модель айсберга и модель DISC. Эмоциональная компетентность менеджера. Психологическое обследование личности. Схема личностной характеристики. Отчет о психологическом обследовании личности. Собеседование по результатам диагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: