ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Для специальности 030301.65 «Психология»
Санкт-Петербург
Г.
ББК 88.5
УДК 330.16
С 95
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию
кафедрой психологии.
Протокол от 10 октября 2007 г. №2.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.
Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.
Сытько Т.И.
Управленческое консультирование. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007 – 179с.
Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению курса «Управленческое консультирование», рабочую учебную программу, программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, рекомендации к семинарским и практическим занятиям, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рекомендации по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине и содержание контролирующих материалов, глоссарий.Курс знакомит студентов со спецификой управленческого консультирования. Формирует умения определять уникальные особенности организации («характер организации»), профессиональные компетенции и личностные особенности ее руководителя, строит оценку и рассчитывать совместимость управленческой команды, использовать психодиагностические методики и писать психологические заключения, разрабатывать управленческие решения, готовить коллектив к внедрению нововведений. Красной нитью через все темы курса проходят вопросы этики работы консультанта.
|
|
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по специальности «Психология».
© СПб Академия управления и экономики, 2007
© Т.И.Сытько, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Рабочая учебная программа дисциплины | |
2. | Общие методические рекомендации по изучению дисциплины | |
3. | Методические рекомендации к практическим занятиям | |
4. | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ | |
5. | Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов | |
6. | Глоссарий |
1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Управленческое консультирование» является развитие у студентов навыков психологического сопровождения деятельности руководителей: формулирования и переформулирования заказа клиента, проведения диагностических и коррекционных мероприятий, разработки рекомендаций по совершенствованию управления организацией.
|
|
Предметом изучения дисциплины «Управленческое консультирование» являются содержательные и процессуальные характеристики взаимодействия руководителя и консультанта.
Задачи обучения по дисциплине:
· познакомить студентов с основными направлениями работы психолога в организациях.
· повторить основные положения психологии менеджмента, которые являются теоретической основой управленческого консультирования;
· научить студентов применять необходимые диагностические методы и коррекционные процедуры, используемые в управленческом консультировании.
· научить свободно оперировать понятиями и категориями управленческой психологии, ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам консультирования.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
· иметь представление о конкретных формах и методах консультативной работы с руководителями и персоналом.
· знать теоретические исследования зарубежных авторов, посвященных вопросам управленческого консультирования.
· уметь планировать и вести консультативный процесс, использовать психодиагностические и психокоррекционные методики, писать психодиагностическое заключение с рекомендациями.
· владеть навыками – индивидуального и группового консультирования.
2. Организационно-методические указания
Дисциплина «Управленческое консультирование» входит в цикл дисциплин специализации (ДС) по специализации «Психология управления (менеджмента).
Преподавание дисциплин базируется на знаниях полученных при изучении курсов: «Социальная психология», «Психология менеджмента», «Введение в психологию управления», «Психология управления персоналом», «Конфликтология», «Психология принятия решений», «Психология сотрудничества и формирования управленческой команды», «Организация работы группы по выработке и принятию решений», «Ролевой репертуар менеджера»
Курс «Управленческое консультирование» носит прикладной характер. Он находится на стыке социальной психологии, психодиагностики, социологии, менеджмента, теории управления, социальной философии и оперирует их понятиями, законами, идеями, представлениями. Курс знакомит студентов с теоретическими материалами управленческого консультирования, а также технологиями консультативной работы психолога, обучает умению использовать психодиагностические методики, формирует навыки разработки и принятия управленческих решений, помогает выработать управленческое мышление.
Курс «Управленческое консультирование» сочетается с тренингами «Ролевой репертуар менеджера» и «Организация работы группы по выработке и принятию решений».
Изучение курса «Управленческое консультирование» предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, практические занятия и самостоятельная работа.
Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых.
На практических занятиях студенты знакомятся с алгоритмами психологической диагностической и коррекционной работы с клиентами, учатся оформлять психологические заключения и рекомендации.
Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, готовятся к зачету.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.
|
|
Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Понятие управленческое консультирование
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Формы работы психолога в организации, задачи психолога -консультанта в организации. Два направления организационного консалтинга: организационно-индустриальное и клинически-консультативное. Характеристики этих направлений. Формы работы психолога консультанта в организации. Этические требования к консультанту. Связь организационного консультирования и организационного развития. Понятие супервизия. Типичная схема работ с организацией. Внутренний и внешний консалтинг. Наиболее часто встречающиеся проблемы консультирования.
Тема 2. Корпоративная культура и характер организации
Теоретические подходы к определению организационной культуры. Основные элементы и структура организационной культуры. Основные типы организационных культур. Миссия организации. Жизненный цикл организации. Пятиэтапный цикл развития предприятия. Индивидуальность организации. Влияние личности руководителя на организационную культуру.
Тема 3. Психологические компетенции руководителя и их диагностика
Различные подходы к определению компетенции. Базовые компетенции управленческих кадров. Понятие о профиле сотрудника. Модель айсберга и модель DISC. Эмоциональная компетентность менеджера. Психологическое обследование личности. Схема личностной характеристики. Отчет о психологическом обследовании личности. Собеседование по результатам диагностики.
|
|