Финансовая оценка. Консультанту будет трудно помочь клиенту в области финансов, если клиент финансово неграмотен. Таким образом, первая задача, которая стоит перед консультантом - это повышение уровня грамотности клиента. В не зависимости от способа обучения программа образования должна охватывать следующие элементы:
1. Бухгалтерский учет. Руководителю не обязательно знать такие понятия, как дебет и кредит, т.е. главное не пути сбора информации, а то, как она используется при принятии решений.
2. Бухгалтерские принципы. Необходимо изучить понятие накопление денежной наличности и вытекающие из него различия между цифрами бухгалтерского учета и движением денежной наличности,
3. Финансовые отчеты. Здесь необходимо изучить балансовый отчет.
Основная задача консультанта-это научить клиента собирать информацию из обоих частей документа для анализа средств и источников их формирования.
4. Анализ коэффициентов. Для финансового анализа могут проводиться расчеты различных коэффициентов, но обязательными являются следующие группы:
|
|
- коэффициенты ликвидности;
-коэффициенты оборачиваемости;
-коэффициенты структуры;
-коэффициенты рентабельности.
Управление оборотным капиталом. Здесь уместно задать вопрос, какова цель управления финансами? Цель в том, чтобы предприятие могло своевременно отвечать по своим долгам. Для этого необходимо определить следующие понятия.
Оборотный капитал. Бухгалтеры определяют оборотный капитал как разность между текущими активами и краткосрочными обязательствами, но ликвидность зависит и от наличия денежных средств на расчетном счету. Может произойти такая ситуация, что предприятие обладает большим оборотным капиталом и находится на грани банкротства. Поэтому при управлении финансами необходимо руководствоваться принципом движения денежной наличности.
Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту понять производственно- коммерческий цикл предприятия, а затем найти способы повышения эффективности использования оборотных средств за счет увеличения оборачиваемости. Средняя длительность 20-40%.
Управление наличностью. Экспертами в области управления наличностью являются банки. Большинство крупных банков в последние годы активно разрабатывали и предлагают различные системы управления денежной наличностью. Роль консультанта в управления наличностью заключается в помощи клиенту в выборе и оценке огромного многообразия предлагаемых пакетов услуг.
Управление структурой капитала в организации обычно представляет собой двухэтапный процесс принятия решений:
|
|
1. Первая задача заключается в рассмотрении текущей структуры капитала в управленческой политике.
2. Определение точного типа и количества ЦБ для внесения необходимых изменений в структуру капитала. Еще одним наиболее распространенным способом управления капитала является использование заемных средств. Грамотное и оперативное привлечение заемных средств может резко увеличить доходы предприятия, но способность компании использовать заемные средства зависит от возможности оплачивать эти долги, поэтому основная задача консультанта- это убедить организацию клиента осуществлять долгосрочное прогнозирование обращения денежной наличности не только при нормальных экономических условиях, но и в период неустойчивости и спада.