Франча́йзинг — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
Объекты и субъекты франчайзинга.
Субъекты:
Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны:
Первая сторона – франчайзер (франшизодатель, правообладатель,лицензиар, franchisor). Франчайзером является крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи), возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и на определенный срок рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один.
Вторая сторона – франчайзи (франшизополучатель, франчайзиат, fransisee). Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель, (юридическое или физическое лицо) приобретающее (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.
Франчайзер и франчайзи связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит франшиза.
Объекты:
Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:
· продукт (изделие, имеющее материальную форму);
· услуга;
· производственный процесс;
· бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
· комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.
Преимущества и недостатки франчайзинга.