Для исследования состава и динамики расходной части федерального бюджета за 2007 – 2011 гг. приведем аналитические таблицы 2 - 6, демонстрирующие данные показатели. Справочно в табл. 1 приведены данные о расходах за 2006 г.
Таблица 1.
Федеральный бюджет | 2006 год | ||
млрд. | в процентах к ВВП | ||
руб. | |||
Расходы -всего | 4284,8 | 15,9 | |
из них на: | |||
общегосударственные вопросы | 533,2 | 2,0 | |
национальную оборону | 681,8 | 2,5 | |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 550,2 | 2,1 | |
национальную экономику | 1,3 | ||
жилищно-коммунальное хозяйство | 52,7 | 0,2 | |
социально-культурные мероприятия | 616,4 | 2,3 | |
межбюджетные трансферты | 1498,9 | 5,6 |
Таблица 2.
Федеральный бюджет | 2007 год | Темп роста | ||
2007/2006 | 2007/2006 | |||
млрд. | в процентах к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | |
руб. | ||||
Расходы -всего | 5986,6 | 18,0 | 139,7% | 113,2% |
из них на: | ||||
общегосударственные вопросы | 815,7 | 2,5 | 153,0% | 125,0% |
национальную оборону | 831,9 | 2,5 | 122,0% | 100,0% |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 2,0 | 121,2% | 95,2% | |
национальную экономику | 692,6 | 2,1 | 200,8% | 161,5% |
жилищно-коммунальное хозяйство | 294,9 | 0,9 | 559,6% | 450,0% |
социально-культурные мероприятия | 776,1 | 2,3 | 125,9% | 100,0% |
межбюджетные трансферты | 1900,1 | 5,7 | 126,8% | 101,8% |
Таблица 3.
|
|
Федеральный бюджет | 2008 год | Темп роста | Темп роста | |||
2008/2007 | 2008/2007 | 2008/2006 | 2008/2006 | |||
млрд. | в процентах к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | |
руб. | ||||||
Расходы -всего | 7570,9 | 18,3 | 126,5% | 101,7% | 176,7% | 115,1% |
из них на: | ||||||
общегосударственные вопросы | 839,4 | 2,0 | 102,9% | 80,0% | 157,4% | 100,0% |
национальную оборону | 1040,9 | 2,5 | 125,1% | 100,0% | 152,7% | 100,0% |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 835,6 | 2,0 | 125,3% | 100,0% | 151,9% | 95,2% |
национальную экономику | 2,5 | 148,0% | 119,0% | 297,1% | 192,3% | |
жилищно-коммунальное хозяйство | 129,5 | 0,3 | 43,9% | 33,3% | 245,7% | 150,0% |
социально-культурные мероприятия | 1015,7 | 2,5 | 130,9% | 108,7% | 164,8% | 108,7% |
межбюджетные трансферты | 2674,6 | 6,5 | 140,8% | 114,0% | 178,4% | 116,1% |
Таблица 4.
Федеральный бюджет | 2009 год | Темп роста | Темп роста | |||
2009/2008 | 2009/2008 | 2009/2006 | 2009/2006 | |||
млрд. | в процентах к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | |
руб. | ||||||
Расходы -всего | 9660,1 | 24,9 | 127,6% | 136,1% | 225,5% | 156,6% |
из них на: | ||||||
общегосударственные вопросы | 853,1 | 2,2 | 101,6% | 110,0% | 160,0% | 110,0% |
национальную оборону | 1188,2 | 3,1 | 114,2% | 124,0% | 174,3% | 124,0% |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 1004,5 | 2,6 | 120,2% | 130,0% | 182,6% | 123,8% |
национальную экономику | 1650,7 | 4,3 | 161,0% | 172,0% | 478,5% | 330,8% |
жилищно-коммунальное хозяйство | 151,6 | 0,4 | 117,1% | 133,3% | 287,7% | 200,0% |
социально-культурные мероприятия | 1205,5 | 3,1 | 118,7% | 124,0% | 195,6% | 134,8% |
межбюджетные трансферты | 3593,4 | 9,3 | 134,4% | 143,1% | 239,7% | 166,1% |
Таблица 5.
|
|
Федеральный бюджет | 2010 год | Темп роста | Темп роста | |||
2010/2009 | 2010/2009 | 2010/2006 | 2010/2006 | |||
млрд. | в процентах к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | |
руб. | ||||||
Расходы -всего | 10117,5 | 22,4 | 104,7% | 90,0% | 236,1% | 140,9% |
из них на: | ||||||
общегосударственные вопросы | 887,9 | 2,0 | 104,1% | 90,9% | 166,5% | 100,0% |
национальную оборону | 1276,5 | 2,8 | 107,4% | 90,3% | 187,2% | 112,0% |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 1085,4 | 2,4 | 108,1% | 92,3% | 197,3% | 114,3% |
национальную экономику | 1222,7 | 2,7 | 74,1% | 62,8% | 354,4% | 207,7% |
жилищно-коммунальное хозяйство | 234,9 | 0,5 | 154,9% | 125,0% | 445,7% | 250,0% |
социально-культурные мероприятия | 1260,7 | 2,8 | 104,6% | 90,3% | 204,5% | 121,7% |
межбюджетные трансферты | 4135,9 | 9,2 | 115,1% | 98,9% | 275,9% | 164,3% |
Таблица 6.
Федеральный бюджет | 2011 год | Темп роста | Темп роста | |||
2011/2010 | 2011/2010 | 2011/2006 | 2011/2006 | |||
млрд. | в процентах к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | номинальные значения | процента к ВВП | |
руб. | ||||||
Расходы -всего | 10925,6 | 20,0 | 108,0% | 89,3% | 255,0% | 125,8% |
из них на: | ||||||
общегосударственные вопросы | 777,8 | 1,4 | 87,6% | 70,0% | 145,9% | 70,0% |
национальную оборону | 2,8 | 118,8% | 100,0% | 222,4% | 112,0% | |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 1259,8 | 2,3 | 116,1% | 95,8% | 229,0% | 109,5% |
национальную экономику | 1790,2 | 3,3 | 146,4% | 122,2% | 518,9% | 253,8% |
жилищно-коммунальное хозяйство | 279,8 | 0,5 | 119,1% | 100,0% | 530,9% | 250,0% |
социально-культурные мероприятия | 4370,6 | 8,0 | 346,7% | 285,7% | 709,1% | 347,8% |
межбюджетные трансферты | 3198,2 | 5,9 | 77,3% | 64,1% | 213,4% | 105,4% |
Федеральный бюджет РФ расходует денежные средства на социальную политику, на национальную политику, общегосударственные вопросы, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную оборону и прочие расходы.
В 2009-2010 гг. расходы федерального бюджета существенно возросли как в номинальном выражении, так и в процентном отношении к ВВП из-за мирового экономического кризиса. Такой рост был вызван повышенными расходами на социальное обеспечение граждан, многие из которых потеряли свои доходы во время кризиса. Кроме того, значительные средства выделялись на поддержку национальной экономики России.
Как видно из приведенных данных, самая расходная статья в федеральном бюджете – межбюджетные трансферты. В 2009 и 2010 гг. этот показатель достиг уровня в 9,3% к ВПП и 9,2% к ВПП соответственно. Это связано с происходящей централизацией экономики, а, следовательно, увеличением объема перечислений из федерального бюджета в нижестоящие.
Традиционно значительную долю в рассматриваемый период в расходах федерального бюджета занимают национальная оборона и правоохранительная деятельность. Это обусловлено такими процессами, как политическая централизация, усиление федеральных силовых ведомств.
Значительный рост в 2011 году расходов на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.д.) коррелирует с планами руководства страны по увеличению заработанной платы работникам бюджетных сфер, индексации пенсий, повышению денежного довольствия военнослужащих и других соцальных выплат населению.
Необходимо отметить, что резкий «всплеск» расходов федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 году был вызван выделением средств на создание и капитализацию Фонда реформирования ЖКХ.
На рис. 1 – 8 показаны динамика расходов федерального бюджета в номинальных значениях и в процентах к ВВП.
На рис. 9 изображены графики темпов роста номинального объема расходов федерального бюджета по основным статьям расходования средств в процентах к уровню 2006 года.
|
|
Рис. 10 показывает темпы роста доли расходов федерального бюджета в процентном отношении к ВВП за рассматриваемый период к соответствующим уровням 2006 года.
В целом структура и динамика расходов федерального бюджета за период 2007-2011 гг. остается не изменой. Основная доля расхода федерального бюджет составляет расходы социальную политику, национальную экономику, оборону и безопасность.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.