Объем проектируемого зала назначается, исходя из нормируемого удельного объема на одного зрителя. При наличии сценической коробки общий объем зала принимается без учета сцены:
, (1.1)
где – удельный объем, м3/чел.; – количество зрителей.
Объем на одно зрительское место в залах различного назначения рекомендуется принимать по табл. 1.1.
При выборе основных размеров зала следует соблюдать следующие правила:
- отношение длины зала к его средней ширине принимается в пределах 1–2;
- отношение средней ширины зала к его средней высоте принимается в тех же пределах (в диапазоне 1-2), во всех случаях не превышает 3;
- длину залов (от задней стены до передней) рекомендуется принимать не более 28-30 м, в филармонических залах - не более 45 м, а в залах со сценической коробкой – не более 26-35 м (от задней стены до занавеса).
Если отношение длины зала к его ширине превышает 2, то степень диффузности звукового поля снижается. При указанном отношении, меньшем 1, увеличивается время запаздывания отражений от боковых стен, при этом ухудшается слышимость на боковых местах.
|
|
Таблица 1.1 – Удельный объем зала по [1]
Назначение зала | Рекомендуемый удельный объем, м3/чел. |
Концертный зал с органом и хором | 10-12 |
Концертный зал без органа, филармония | 8-9 |
Оперный театр | 6-7 |
Зал камерной музыки, оперетты | |
Зал многоцелевого назначения | 4-6 |
Драматический театр | |
Конференц-зал, лекционный зал, аудитория |
Гармоничные пропорции зала можно определить по величине его объема, используя модуль золотого сечения линейных размеров, соотношение которых близки к 3:5:8.
Модуль золотого сечения определяется по формуле
, (1.2)
где – требуемый объем зала, м3.
Линейные размеры зала принимаются приблизительно следующими: высота – ; ширина – ; длина – .
ФОРМА ЗАЛА В ПЛАНЕ
План зала зависит от его назначения, однако существуют общие
требования, соблюдение которых позволяет достичь хорошей акустики:
- расстояние между источником звука и слушателем должно быть минимальным;
- форма плана должна учитывать направленность источника звука, что особенно важно при проектировании аудиторий и конференц-залов. Угол между лучами, направленными от источника к крайним рядам партера, должен быть минимальным;
- форма отражающих поверхностей вблизи источника звука должна обеспечивать максимально возможную передачу звуковой энергии на последние ряды;
- радиус кривизны вогнутых или сводчатых поверхностей с малым
звукопоглощением должен превышать расстояние от источника до вогнутой поверхности не менее чем в 2 раза, что позволит избежать очагов концентрации звука;
|
|
- в залах большой вместимости следует избегать параллельности стен, а также параллельности пола и потолка для предотвращения проявления интерференции отраженных звуковых волн (возникновения стоячих волн), приводящей к неравномерному распределению звука. Отклонение от параллельности боковых стен на 2-3º позволяет исключить такие нежелательные явления, как «порхающее эхо» и концентрацию звука.
Форма зала в плане, отвечающая изложенным требованиям, изображена на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 – Наиболее рациональная форма зала в плане
Если последние ряды удалены от источника звука более чем на 30 м, устраивают балкон.