Симфония властей

«Бог даровал христианам два высших дара -

священство и царство, посредством которых

земные дела управляются подобно небесным»

Прп. Феодор Студит.

По учению православной Церкви, спасение человека возможно только через приобщение Богочеловеческой жизни Господа Иисуса Христа, начатой Им в Самом Себе на земле, Неслиянное и нераздельное соединение Божеского и человеческого начала во Христе навечно определяет норму (идеал) правильного, а потому должного взаимоотношения клира и государства. Государство же есть плод сознательной и целеустремлённой деятельности человека, и нет такой области жизни, в которой он был бы по праву свободен от Бога и Его закона: «Всё предано Мне Отцом Моим» (Мф. 12; 27), вся жизнь должна подчиняться Закону Божественному.

Православная мысль в течение многих веков развивает идею симфонии, или, иными словами, гармоничного единения священства и Царства, по принципу неслиянности и нераздельности божественного и человеческого в земной жизни, и как бы вытекающую из догмата Боговоплощения, посему никогда и не отступала от этого принципа. Очевидным является то, что любая попытка отделения Церкви от Государства, точнее, клира от народа, приводит её в положение и состояние секты манихействующих, разделяющей общество.

«Осуществление и утверждение среди области земной, временной и человеческой иного царства - царства небесного, вечного, царства Божия: это составляет заветную цель христианства. Об этом чудно предрекали издревле пророки, об этом предвещал Предтеча Христов, об этом градами и весями и всему миру проповедовали Спаситель и Его апостолы. Достигать через царство человеческое целей царства Божия, осуществлять в жизни государства и посредством государства задачи христианства - религии любви, мира, искупления; проводить путём государственности христианские нравственные начала; обратить царство Божие в цель, а царство человеческое в средство, соединить их воедино, как душу и тело, -вот идеал и заветы, вот сокровенные стремления и чаяния наши! - назидает святой новомученик, отец Иоанн Восторгов. -Боговенчанный царь вступает в священно-нравственый союз со своимм народом при помазании от Духа Святого. Так царь и народ как бы сливаются в один могучий духовно-нравственный союз, подобный идеальной христианской семье, не мыслящей разделения, не допускающей недоверия, не допускающей иных отношений, кроме взаимной любви, преданности, самоотвержения и заботливости» (15; 266-267).

Видим, что в христианском обществе двоякая власть, гражданская и духовная; гражданская власть управляет внешние дела, духовная власть назирает то, что касается до внутреннего духовного состояния. Гражданская - законами гражданскими управляет, духовная словом Божиим и отлучением временным от христианского общества неблагоразумно ходящих усмиряет. Обеих властей, гражданской и духовной, конец должен быть не иной, как благостояние подданных и слава Имени Божия» - читаем у Святителя Тихона Воронежского (16; 15). Итак, единство целей и действий этих двух ветвей власти возможно осуществлять во Христе и Его Церкви.

Святой «Император Юстиниан в своей 6-й новелле ещё яснее выражает тот же самый взгляд на отношение между церковью и государством: «величайшие блага, дарованные людям высшей благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни» - сообщается на страницах «Православного Церковного Права» (17;681)».

Единая Христова Церковь имеет две основные функции: внутреннюю, сакрально-евхаристическую, направленную на Чашу; и внешнюю - осуществление отношений с миром во зле лежащем (1 Ин. 5; 19), дабы оградить от его агрессии народ Божий.

Для исполнения первой задачи Церкви учреждена в ней иерархия клира, или священства, возглавляет которую епископ, или по-русски надзирающий; а для осуществления второй - учреждена в Церкви иерархия мирян, или царство, которую возглавляет внешний епископ Церкви - Помазанник Божий.

Слово «Царь» в переводе на русский язык с арамейского и санскрита - означает «защитник, покровитель, руководитель», а слово «царство» - это, разумеется, «защита, ограждение» народа и его веры. Но следует различать - православного Самодержца, пребывающего в Теле Христовом в качестве симфонического элемента ко священству; и языческого кесаря, находящегося, конечно, вне Церкви Божией.

Епископ Никодим Далматинский приводит исторический пример вхождения в церковное служение царя Константина, и посему «отцы Седьмого вселенского Собора с восторгом приветствуют возстановление прежних отношений между церковью и государством, и в актах Собора мы читаем следующее: «священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и поппдержка священства... Священство хранит и заботится о небесном, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным. Теперь преграда пала, и желаемая связь восстановлена». Этим была положена каноническая печать на учение об отношении между двумя властями, которое проповедовала церковь древнего времени и которым проникнуты были как Отцы Церкви, так и христианские государи» (17; 683).

Православные государи и патриархи своими санами символизируют разные служения Спасителя: Царь Самодержавный - есть образ Христа в служении Царском, а Патриарх - есть образ Христа в служении Первосвященника. Каждый из них имеет первенство перед другим в пределах своей власти. Но (мистически) церковный сан Царя не может быть выше или ниже сана Патриарха, так как и Царь и Патриарх являются живым образом единого Господа нашего.

О том, что симфония священства и царства - это равночестный союз самостоятельных Богоустановлений, можно напомнить золотыми словами Митрополита Филарета Московского: «Да, есть в том польза, когда Олтарь и Престол союзны; но не взаимная польза есть первое основание союза их, а самостоятельная истина, поддерживающая и тот и другой. Благо и благословение Царю, покровителю Олтаря; но не боится Олтарь падения и без сего покровительства. Прав священник, проповедующий почтение к Царю: но не по праву только взаимности, а по чистой обязанности, если бы случилось и без надежды взаимности.

Теперь открылось, что думал Апостол, когда с мыслью о страхе Божьем непосредственно соединил мысль о почтении к царю. Он хотел кратко, но притом чисто и основательно преподать учение о должности Христианина и гражданина. Сказав: Бога бойтеся, он изложил учение Христианина и вместе положил основание учению гражданина. Сказав непосредственно за сим: царя чтите, он не только изложил учение гражданина, но и утвердил оное на незыблемом основании Божественной Религии. Он показал - как независимое, Божественное достоинство Религии, так зависящее от устроения Божия достоинство Царского Престола; как важность союза между Олтарем и Престолом, так ничтожность низких, недостойных помыслов о том и другом» (10; 203, 205).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: