double arrow

Миропомазание Царя

"И помаза тя Господь на царство"

(1 Цар. 15; 17)

Прежде чем принять церковный сан Помазанника Божия, каждый государь таинственно рукополагается в Цари и венчается на Царство.

Святитель Филарет Московский сообщает, что «обряд возложения рук, от времён Апостольских доныне постоянно употребляемый в Церкви, означает (...) возведение и посвящение в разные степени Церковного служения» (10; 314). «По возложении порфиры император преклоняет главу и первосвятитель, осенив царя крестным знамением, возлагает крестообразно на главу Его руки. Посему коронование (...) называется «рукоположением» по данной благодати от Святого и животворящего Духа». При этом священноцарском руковозложении Церковь произносит молитву Господу (...) помазать Царя елеем радования, облечь его силою свыше, возложить на главу его венец (...), посадить его на престол правды и прочее. (...) По молитве подносится императорская «корона» - венец или диадема, которую Государь сам возлагает на главу свою» (23; 316).

«При короновании на царство православных царей совершается помазание их святым миром, как высшая ступень таинства» (24; 209) Церкви, которое, как и любое другое таинство, имеет догматическую силу.

«С рукоположением и возложением порфиры (...) соединяется мысль о выделении из состава обычных мирян и возведении рукополагаемого в Церковный чин. Именно такая мысль соединяется с рукоположением в 19-м правиле 1-го Вселенского Собора, - объясняет Церковный историк и канонист М. Зызыкин, - «(не облагодатствованные Церковью цари) никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счисляемы быти с мирянами».

Что касается миропомазания, то оно так же, как и в греческой Церкви, воспринимается как таинство и Императорами, и церковной иерархией, и церковной богословской мыслью» (25; 170-171).

Во время литургии перед причащением один из митрополитов у алтаря совершает Таинство святого миропомазания государя в Цари: на челе, на очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках с известным сакральным возгласом. Другой же митрополит затем вводит Императора внутрь алтаря через царские врата для причащения по чину священников: отдельно Тела и отдельно Крови.

Епископ Никодим в толковании на 69-е правило 6-го Вселенского собора утверждает, что «царям всегда дозволено было входить в алтарь и в алтаре - как Божиим помазанникам - причащаться наравне со священнослужителями» (26; 559). Он же в «Церковном Праве» сообщает: «В алтарь могут входить только служители церкви и государь, которому каноны это разрешают» (17; 570).

«За императором усвоено название общего епистомонарха церкви, то есть верховного надзирателя и блюстителя как всего духовного сословия, так и вообще всех порядков церковных, - пишет известный историк Ф. Курганов. - Святой Симеон Солунский говорит, что когда император запечатлевается миром, «печатию и помазанием Сущаго Царя всех», то вследствии этого облекается силою, поставляется во образ самого Бога на земле и «приемлет сообщаемую благоуханным миром благодать Духа, утверждающую верховных правителей гражданства и воинства». По совершении помазания миром на него возлагается поверх царских одежд ещё некое священное одеяние «составляющее принадлежность самодержца и знаменующее благоустройство, благосостояние и мир, о которых он принимает обязанность пещись в отношении к церкви». Затем в таком виде он вступает во святое святых, во свидетельство того, как говорит святой Симеон Солунский, что «он обязуется благоустроять и умиротворять церковь, покровительствовать и защищать её, отражать возмутителей и всех располагать к подчинению ей и покорности: потому что и сам он свидетельствует ей послушание и верность, приступая к страшным таинствам с главою непокровенною и оказывая ей сыновнее повиновение; - также в знак того, что он будет идти по пути Божию, правому и неуклонному, ведущему в царство небесное». По входе в алтарь он занимает место между священниками. Все эти права и вся эта часть усвояются императору «Ради царственного помазания, как охранителю прав церкви, именующемуся её защитником, как помазаннику Господню и предизбранному Богом царю христоименитого народа. Как благочестивейший, он и причисляется к освященным лицам в церкви». После помазания миром и ради помазания он называется также «святым». (27; 77-79).

«Императоры, как и патриархи, должны почитаться учителями, в силу сообщаемого им помазания священным миром. Отсюда происходит право благоверных императоров поучать христианский народ, - авторитетно рассуждает знаменитый канонист Вальсамон. - Слава их состоит в том, что они подобно солнцу освящают блеском своего православия всю вселенную. Сила и деятельность императора простирается и на душу и на тело подданных, тогда как патриарх есть только духовный пастырь» (18; 468-469). Такова Царская харизма.

В своё время Святитель Григорий Богослов, созерцая Богопомазанников на высоте таинственного их служения, возглашал: «Цари! Познайте, сколь важно ввереное вам и сколь великое в разсуждении вас совершается таинство. Горнее принадлежит единому Богу, а дольнее и вам; будьте, скажу смелое слово, богами для своих подданных. Сказано, и мы веруем, что сердце царево в руце Божией (Прит. 21; 1)» (28; 210-211).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: