Царь - кормчий церковного корабля

«И будут цари кормители твои»

Пророк Исаия.

Симфоническая связь священства и царства, не как данность, а как заданность, - «есть учение, опирающееся на Священное Писание, всегда проповедовавшееся православною Церковью и проникнувшее и в её право: «И будут царие кормители твои» (Ис. 49; 23), предсказано о Церкви Христовой в Ветхом Завете пророком Исаиею, и они будут хранителями веры и заповедей Божиих (2 Цар. 5.4 3), и этим было положено основание связи, долженствующей существовать между государственною властью и Церковью» (17; 680).

Исторически церковные каноны определяли и направляли развитие гражданского законодательства, постепенно входящего в круг церковного предания. К примеру, Дмитрий Хоматин, архиепископ Болгарский, живший в XIII веке, говорит, что "император, который есть и называется верховным блюстителем церковного порядка, стоит выше соборных определений и сообщает им силу и действие. Он есть вождь церковной иерархии и законодатель по отношению к жизни и поведению священников; он имет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и избирать на вакантные епископские кафедры. Он может возвышать и епископские кафедры и епископов в достоинство митрополии и митрополитов... Его постановления имеют силу канонов» (18; 469).

«Светло возрадуйся Православная Церковь, и твоя соборная молитва веры, любви и благодарности да восходит к престолу Всевышнего, когда Он на Избранного от людей Своих полагает священную печать Своего избрания, как на вожделенного первенца твоих сынов, на твоего верного и крепкого защитника, на преемственного исполнителя древнего о тебе слова судеб: будут царие кормители (правители, водители по-славянски) твои (Ис. 49; 23)» - имел возможность восклицать в прошлом веке Святитель Филарет Московский, взирая на лицо Православного Самодержца - земного возглавителя христианского общества. Один из основных законов Российской Империи прямо гласил: «Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния. (...) В сем смысле Император (...) именуется Главою Церкви» (19; 6). Смысл возглавления земной Церкви Царём заключается в том, что Он является не только симфоническим мирским архиереем, но и единственным епископом внешних дел вселенской Церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: