Царь - внешний епископ Церкви

«Царь занимает высокое место в Церкви»

Вселенский патриарх Антоний IV.

«Господь, - учит Святитель Филарет, - на земле в небесном царствии Своем, то есть в церкви Своей, особенным образом творит их, по изъяснению Тайновидца Иоанна, Царей и Иереев, небесного вкупе и земного священноначалия» (8; 51). Поэтому, «Церковь всегда считала и считает их (Царей) таковыми, и, посвящая их посредством особого своего чина и миропомазуя их на царство, она причисляет их к разряду священных лиц, на которых излита благодать Божия. Константин Великий в своей речи к отцам никейского Собора епископов называет епископами в делах, касающихся внутренней жизни церкви, а себя - епископом в делах внешней церковной жизни... Отцы халкидонского собора приветствуют императора Маркиана, как «священника-царя»; а папа Лев Великий, этот строгий православный учитель, не стесняется признать власть государей священническою, проникнутых интересами церкви и заботящихся о её преуспеянии»,- говорится в «Православном церковном праве» (17; 684).

Православные самодержцы издавали указы о повсеместном употреблении при богослужении известных гимнов, например, указ Феодосия Второго о повсеместном употреблении трисвятой песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и прочие, или даже сами сочиняли, например, гимн Юстиниана: «Единородный Сыне и Слове Божий», или прекрасные Богородичные стихиры Иоанна Грозного. «Таким образом церковный историк Сократ в V веке имел полное право сказать, что, с тех пор как императоры сделались христианами, церковные дела стали зависеть от них», - сообщает канонист Н. Суворов (20; 48).

Вот что говорится о церковном служении Царя в послании Антония, патриарха Константинопольского: «Царь занимает высокое место в церкви; он не то, что другие поместные князья и государи. Цари в начале упрочили и утвердили благочестие во всей вселенной; цари собирали вселенские соборы; они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и о благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей; наконец, цари вместе с соборами своими постановлениями определили порядок архиерейских кафедр и установили границы митрополичьих округов и епископских епархий. За всё это они имеют великую честь и занимают высокое место в церкви» (21; 272).

Согласно 104-му правилу Карфагенского собора: «церковь (...) благочестною утробою Христу их (Царей) родившая и крепостью веры воспитавшая» признаёт, что каждый «праведный царь имеет святительский чин» (22; 551); «за исключением священнодействий, император совмещает в себе все остальные привилегии епископов, на основании которых его церковные распоряжения получают каноническую важность», - писал архиепископу Константину Кавасиле в XIII веке Болгарский архиепископ Димитрий Хоматин (27; 85).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: