Царь - покровитель Церкви

«Русские Цари являются издревле покровителями

православных христиан даже в других государствах»

Свт. Иоанн Шанхайский

« Всякая власть от Бога - учит наша Церковь. Но Русскому Царю дано особое значение, отличающее его от других властителей мира. Он не только государь своей страны и вождь своего народа - он Богом поставленный блюститель и охранитель Православной церкви, - читаем у русского историка Льва Тихомирова. - Русский Царь есть более чем наследник своих предков: он преемник кесарей восточного Рима, устроителей церкви и её соборов, установивших самый символ христианской веры» (30; 312-313).

Благодатный старец, Апостол Алтая, Митрополит московский Макарий (Невский) так выражает учение Православной Церкви о внешней церковной ограде - православном Самодержце: «Власть царя простирается и на дела Христовой церкви, существующей в пределах нашего отечества, так как члены этой церкви суть вместе члены отечества, подданные царя. И этой священной власти помазанника Божия благоговейно вверяет себя святая церковь, которая сама же и освятила его и облагодатствовала Божественными дарованиями чрез таинственное миропомазание, и считает его как своим первородным сыном, так и своим верховным на земле покровителем и защитником» (31).

И преподобный Иоанн Кронштадский, всероссийский чудотворец, неизменно предупреждает, что «чрез посредство державных лиц Господь блюдёт благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать её» (2; 191).

«Посему надлежит (...) смело и твёрдо отстаивать то, что нам может обезпечить святое достояние веры Христовой, - обращается к россиянам владыка Андроник. - А Царское Самодержавие и обезпечивало и может обезпечить её в будущем по самому существу своему. Если мы желаем быть христианами, то за него, за это родное Самодержавие и стоять должны, как стоял в смутное блаженной памяти Патриарх Российский Гермоген. Если мы за Христа, то мы должны сторониться всего, что с антихристом» (7; 26).

На земле может быть только один Помазанник Божий, Покровитель Вселенской Христовой Церкви, защитник всего христоименитого народа, образ Царя Небесного, который, благодаря принятию церковного сана, перестаёт быть покровителем лишь своего природного племени, каковыми являются исторически все прочие государи христианских народов.

Эту мысль старался донести Вселенский патриарх Антоний Четвёртый (1388-1395) Великому князю московскому Василию Димитриевичу в своём послании о едином Вселенском Богопомазаннике, который «помазуется великим миром и поставляется царём и самодержцем всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого приемущества не имеет никто из прочих князей и прочих властителей. Нет ничего хорошего, если ты говоришь: мы имеем церковь, а не царя. Невозможно христианам иметь церковь, но не иметь царя. Ибо царство и церковь находятся в тесном союзе между собою, и невозможно отделить их друг от друга. Послушай верховного апостола Петра, говорящего в первом соборном послании: «Бога бойтеся, царя чтите, не сказал «царей», чтобы кто не стал подразумевать именующихся царями у разных народов, но «царя», указывая на то, что один только царь во вселенной» (21; 272-276). О том же самом пишет Богопомазанному Царю Феодору Иоанновичу в грамоте об учреждении патриаршества патриарх Иеремия: «по истине в тебе, благочестивом Царе, пребывает Дух Святой, (...) и ты один под небесами именуешься христианским царём во всей вселенной у всех христиан» (32; 40).

В истории России много примеров того, как наши Государи покровительствовали единоверным народам и за пределами своего государства. Многие народы вошли исторически в Православную Церковь и веруют, что Господь через Богопомазанника ограждает их духовно-национальное бытие, «ибо народам был Он от Бога дарован, а не одному народу Российскому», - говорит Святитель Филарет Московский (10; 2).

Только в Православной Церкви есть учение о симфонии властей и Таинство миропомазания Самодержца. Никогда ни одна «христианская» ересь или секта не признавала этого важнейшего богоустановления. Уже александрийские монофизиты, не признающие во Христе Иисусе второй Его человеческой природы и получившие отпор от возглавителя Вселенского Православия - Царя, с середины V века «стали называть всех православных мельхитами, а их патриархов - мельхитскими патриархами», - напоминает церковный историк Ф. Курганов (27; 181). Слово «мельх» по-арамейски означает «царь», а мельхит - монархист, царист. Это главное, в чём обвиняют Святую Церковь еретики на протяжении полутора тысяч лет.

Но Православная Церковь всегда неизменно славила Господа, промыслительно учредившего в ней этот вселенско-православный церковный сан, и в последние времена обрела миллионы святых в чине новомучеников, то есть пострадавших не только за Небесного Царя, но и «за Великого Государя и целость Самодержавия Его» - по слову Всемирного Светильника, преподобного Серафима Саровского (33; 1).

Только лицо Православного Самодержца даёт Церкви возможность догматически-основательного и канонически-полноценного национального бытия. А отказ от духовно-телесной жизни, от симфонического идеала, напротив, приводит только к манихействующему сектанству, декларативно-декоративному «православию»". Всякий знает, что жизнь души вне тела называется смертью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: