Заказчик и спонсор

Задача «выявления» заказчика проекта не всегда решается просто. Возьмем для примера проект, в котором сотрудники компании «Альфа» разрабатывают новую услугу, которую в последующем планируют на платной основе оказывать клиенту «Омега». Кто является заказчиком в данном проекте? Не спешите отвечать: «Компания «Омега»! Она станет заказчиком в свое время, когда купит готовую услугу. А пока она — конечный пользователь (также очень важная роль в проекте). Заказчиком же проекта по разработке услуги является лицо в компании «Альфа», заинтересованное в новом продукте: генеральный или коммерческий директор, например.

Иногда заказчика проекта легко спутать с его инициатором или с другим лицом в проекте. Есть простой тест, позволяющий отличить заказчика. Ответьте на вопрос: кто уполномочен принять решение о закрытии проекта (и при этом обладает достаточной информацией, чтобы сделать это своевременно)? Это не всегда генеральный директор компании — он априори может «прикрыть» любое начинание компании. Вначале поищите среди тех, кто ближе к проекту.

В литературе по проектному подходу вы встретите такую роль, как спонсор проекта. Распространенная ошибка — считать спонсором проекта лицо, выделяющее финансирование. Фактически эти вещи редко связаны. На самом деле спонсор — лицо из числа сильных мира сего (в рамках организации, конечно), обладающее достаточными полномочиями, чтобы оказать проекту необходимую действенную поддержку. Спонсор подкрепляет руководителя проекта (нередко «выдвиженца» из рядовых сотрудников) своей властью. Поддержка может выражаться в обеспечении срочного платежа в интересах проекта (как насчет того, чтобы «отодвинуть» другие платежи?), или во вливании в проект свежих сил, или в поддержке приоритета проекта в глазах руководителя компании на высоком уровне. Хорошие спонсоры стратегических проектов получаются из учредителей компании.

Печально, но факт: без спонсоров внутренние проекты «глохнут». Приоритеты подвижны: новые инициативы затмевают старые. Возможно, эта мысль покажется вам неожиданной, но как насчет того, чтобы сделать ответственным за результаты проекта не проект-менеджера, а спонсора проекта? Ведь именно он имеет достаточно ресурсов и полномочий, чтобы обеспечить успех проекта! В этом случае поддержка спонсора станет не номинальной, а реальной.

Итак, подытожим: спонсор — тот же заказчик. Но термин «заказчик» корректнее употреблять применительно к внешним проектам, тогда как «спонсор» необходим во внутренних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: