Экспертиза — исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др.
Для проведения товарной экспертизы экспертная группа может быть создана с целью выполнения отдельных операций оценки качества товаров или выполнения всех оценочных операций, завершающихся получением комплексной оценки качества товаров.
Экспертиза обычно решает следующие задачи:
1- установление стоимости товара;
2- установление способа его изготовления;
3- установление факта изготовления товара;
4- соответствие качественных свойств товара маркировочным обозначениям на товаре или на ярлыках, ценниках и т.п.;
5- соответствие товара требованиям стандартов и/или другим общеобязательным товарным нормам;
6- соответствие условий хранения и транспортаровки товара, его тары требованиям стандартов и/или другим общеобязательным требованиям;
7- установление количества и качества фактически вложенного в товар сырья и вспомогательных материалов;
|
|
8- установление факта принадлежности частей и деталей одному предмету (комплекту);
9- установление факта изменений состояния товара при определенных условиях его хранения, эксплуатации и транспортировки;
10- установление рода, вида и качества товара или его отдельных частей;
11- установление причин изменения потребительских свойств и внешнего вида товаров, появления дефектов.
Цель. Как специфический вид деятельности, связанной с проведением анализа и оценки качества товара, экспертиза требует применения экспертных методов на основе исследований и учета результатов испытаний. Эксперты должны отличаться широтой кругозора, глубиной знаний, независимостью суждений, высокой профессиональной квалификацией.
Субъекты экспертизы:
физические лица:- кандидаты в эксперты;- эксперты;-главные эксперты;- независимые эксперты;
юрид.лица:- ТПП эксперт;- система сертификации ГОСТ Р;-дегустационные комиссии;- экспертные группы
Объекты эк-зы – предметы и процессы, кот-ые анализ-ют и оценивают эксперты в процессе э. Основными объектами тов. экспертизы являются:
-продукция;
-документы;
-процессы.
Специфика О э: закл. в том, что э проводится в условиях неопределенности или риска.
Билет №31
1. Контроль качества - понятие, виды и порядок проведения контроля.
Контроль качества – это проверка соответствия отдельн пок-й кач-ва треб-я норм-ой док-ции, контроль на всех стадиях жизнен цикла товара, виды, формы и задачи контроля на отдельн этапах могут быть различн.
Контроль качества проводят в соответствии с установленным порядком по плану, предусматривающему три основных параметра:
|
|
1- объем выборки;
2- приемочное число;
3- браковочное число.
Приемочное число - контрольный норматив, являющийся критерием для приемки партии товара и равный максимально допустимому количеству дефектных единиц в выборке.
В браковочное число включаются помимо забракованных единиц те объекты, у которых неправильно установлен сорт, нарушена комплектность, отсутствует надлежащая маркировка.
Контроль качества классифицируют по различным признакам:
1- объем охвата партий товара- различают контроль сплошной и выборочный. При выборочном контроле решение о качестве партии принимают по результатам проверки одной или нескольких выборок (проб).
2- число ступеней контроля качества - одно-, двух- и многоступенчатые виды контроля. Если же количество дефектных единиц больше или равно браковочному числу, партия бракуется.
Если количество дефектных единиц в выборке больше приемочного числа (обозначенного в стандарте Ас), но меньше браковочного числа (Re), то возникает необходимость проведения двухступенчатого контроля, сопряженного с извлечением второй выборки.
При многоступенчатом контроле решение относительно приемки партии товара по качеству принимают по результатам контроля нескольких выборок, максимальное число которых устанавливается заранее, а необходимость отбора каждой последующей выборки зависит от результатов контроля в предыдущей выборке.
3- режим контроля - усиленный, нормальный, ослабленный (облегченный).
Усиленный контроль хар-ся наиб строгими нормативами, применяется при недостаточной уверенности потребителя в качестве продукции и квалификации поставщика, при приемке недавно освоенной продукции, а также в случаях, когда результаты контроля определенного числа предыдущих партий свидетельствовали о превышении фактического уровня дефектности над приемочным.
Нормальный контроль применяется в тех случаях, когда результат контроля установленного числа предыдущих партий не дает основания для заключения о существенном отклонении действительного уровня дефектности от приемочного.
Ослабленный контроль характеризуется наименьшим объемом выборки и применяется в тех случаях, когда результат контроля определенного числа предыдущих партий свидетельствует о том, что действительный уровень дефектности ниже приемочного.
4- содержание процесса - различают контроль по количественному и качественному признакам. При контроле по количественному признаку измеряют числовые значения одного или нескольких показателей и оценивают контролируемую партию в зависимости от результатов измерения. При контроле по качественному признаку единицы товара подразделяют на несколько групп качества, а заключение о партии дают в зависимости от соотношения численности единиц в образованных группах (например, проверка правильности установления сортов в соответствии с действующей НТД).