1. Классификация документов — распределение документов по группам (видам) на основе признаков содержания, формы составления и др. с целью организации и повышения эффективности работы с ними.
Классификация позволяет выработать определенные методы работы с каждой группой документов, закрепить их в инструкциях, организовать документы в делопроизводстве.
2. Условно документы можно разделить на следующие группы:
по способу документирования:
• рукописные;
• электронные;
• графические;
• кино-, фото-, фонодокументы;
по сфере использования:
• организационно-распорядительные;
• финансово-бухгалтерские;
• научно-технические;
• по труду;
• отчетно-статистические;
по месту составления:
• входящие (поступившие в организацию);
• исходящие (отправляемые из организации);
• внутренние (составленные и используемые в самой организации);
по грифу ограни чения доступа:
• открытые (несекретные);
• с грифом ограничения доступа.
Документы могут иметь следующие грифы:
|
|
• "Для служебного пользования" (служебная информация, предназначенная только для работников конкретной организации или отрасли);
• "Секретно", "Совершенно секретно", "Особой важности" (информация, содержащая государственную тайну);
• "Конфиденциально" (информация, доступ к которой ограничен законодательством РФ);
• "Коммерческая тайна" (информация, используемая для достижения коммерческих целей, разглашение которой может нанести ущерб обладателю информации);
по происхождению:
• официальные (служебные) (затрагивающие интересы организации, составленные юридическим или физическим лицом, оформленные в установленном порядке);
• личные (касающиеся интересов конкретного лица и являющиеся именными);
по юридической значимости:
• подлинники или оригиналы (первые или единичные экземпляры официальных документов, собственноручно подписанные автором);
• копии (документы, полностью воспроизводящие информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющие юридической силы);
• заверенные копии (копии документов, на которых в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие им юридическую силу);
• дубликаты (повторные экземпляры подлинника документа, имеющие юридическую силу);
по форме изложения:
• индивидуальные (содержание которых излагается в свободной форме);
• трафаретные (когда структура, часть документа, стандартные фразы заранее подготовлены, а другая часть заполняется при составлении, например, справка с места работы);
• типовые (созданные для документирования стандартных ситуаций, например, командирования, и используемые во. всех организациях);
по срокам хранения:
• постоянного хранения;
• долговременного хранения (свыше 10 лет);
• временного хранения (до 10 лет).