Развитию опорной функции стоп

При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок с трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками пере­крещивает ноги (рис. 182).

Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходи­мо расслабить эти мышцы с помощью массажа.

Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых орга­нов). Приемы растирания и разминания применяются только на наруж­ной стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особен­но поясничной области и ягодиц.

Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребенка (при согнутых коленях).


Рис. 182. Перекрещивание ног

Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответ­ствующем проекции тазобедренного сустава сбоку (рис. 183). Надо по­чувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медлен­но оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точ­ку (зону). Одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием, постепенно отводите бедро ребенка наружу.

Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, насилия, это мо­жет вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бедер и еще большее их напряжение.

Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на сере­дине внутренней поверхности бедра (рис. 184). Одновременное отведе­ние в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать рас­слаблению приводящих мышц бедра (рис. 185).

Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая ма­лыша на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребенка, лежащего на столе с согнутыми ногами.

Разведение согнутых ног выполняется только после достижения рас­слабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют


Рис. 183. Точечный массаж в области тазобедренного сустава


Рис. 184. Точечный массаж внутренней поверхности бедра

 
 


Рис. 185. Отведение согнутой ноги

ее другой пеленкой или штанишками. Это так называемое «широкое» пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых меся­цев жизни в профилактических целях (рис. 186).

Упражнения для ног, такие как: сгибание и разгибание, «скользя­щие шаги», «топание» стопами по поверхности стола и т. д. делаются только с широким разведением бедер в стороны (рис. 187).

Очень полезно рефлекторное «ползание», разведение согнутых ног ребенка, лежащего на животе (рис. 188).

Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту — это важно не только для физического развития ребенка.

Многие упражнения можно делать во время купания, теплая вода замечательно расслабляет мышцы.

При повышенном напряжении задней группы мышц голеней ре­бенок в вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирает­ся на пальцы ног, стоит «на цыпочках».

При этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть диффе­ренцированным:

И. п.: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены.


Рис. 186. «Широкое» пеленание


Рис. 187. Упражнения для ног с широким разведением бедер


Рис. 188. Разведение согнутых ног

Вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием сто­пы и сгибанием ее вперед. Для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень (рис. 189). Затем, с целью укрепления растянутых мышц, проводят массаж мышц пере­дней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание).

Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание, очень легкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы).

Затем положите малыша на живот. Согните его ножки в коленях голени вертикально, перпендикулярно к опоре), и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие (рис. 190).

В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать) (рис. 191).

Для развития опорной функции стоп рекомендуются упражнения для стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами захватите стопу ребенка, а большим — нажмите на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание стопы.

Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы — к пятке. Происходит разгибание стопы.

Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, оги­бая лодыжки спереди назад.


Рис. 189. Точечный массаж тыла стопы

 
 


Рис. 190. Надавливание на подошвы

 
 


Рис. 191. Свисание стоп с края стола

Очень полезны следующие упражнения.

Рефлекс опоры и выпрямления ног. Поддерживая малыша в вер­тикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с опорой происхо­дит их разгибание

Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка в вертикальном положении, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги» (см. стр. 33).

• Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлек­торное ползание (см. стр. 28), ползание в полувертикальном положе­нии (см. стр. 175), ползание на спине (см. стр 177.)

При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при дви­жении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно оттал­кивался. Не допускайте положения «на цыпочках». При необходимости помогайте ребенку (рис. 192). Положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки — пусть малыш пинает его ногами (рис. 193).

«Скользящие шаги» рекомендуются детям старше 4 месяцев (ког­да исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног). Более ранний вариант этого упражнения — «топание» стопами согнутых ног по поверхности стола (см. стр. 42).

 
 


Рис. 192: Покачивание на мяче с тренировкой опорности стоп упором


Рис. 193. «Топтание» мяча

Полезны упражнения в ванне с теплой водой. Их делают непосред­ственно во время купания ребенка. Ребенка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди. Поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стиму­лируйте переступание (рис. 194). Целесообразно на дно ванны на время проведения этого упражнения положить резиновый рифленый коврик.

Во время плавания побуждайте ребенка отталкиваться от стенки ван­ны (рис. 195).

Для более старших детей, которые уже стоят с опорой, рекомендуется:

Приседания с поддержкой выполняют с самостоятельно стоящими, держащимися за опору, детьми. Можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим».

Осторожно! Не следует стимулировать стояние и ходьбу преждев­ременно, ребенок встанет и пойдет тогда, когда будет к этому готов. В про­тивном случае резко увеличивается вероятность деформации ног.

Также не стоит пользоваться «прыгунками», в которых закрепляется порочное положение стоя «на цыпочках».

 
 


Рис. 194. «Ходьба» в воде


Рис. 195. Отталкивание от бортика ванны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: