О вальгусном искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см (рис. 245).
Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не наследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног появляется чаще всего через несколько месяцев после того, как ребенок
Рис. 245. Х-образное искривление ног
встал на ноги и начал ходить. Это объясняется чрезмерной нагрузкой на нижние конечности в период быстрого роста и слабым еще мышечно-связочным аппаратом.
Основной причиной деформации ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его
малосимптомная и нелеченная форма. В тяжелых случаях возможно искривление костей голени, выпуклость кнутри. К более редким причинам относятся некоторые дефекты стоп, врожденный вывих бедра, болезни и травмы коленных суставов.
Неблагоприятно сказывается на формировании ног излишний вес малыша. Однако, у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у астеников. Девочки болеют чаще, что связано с их более широким тазом.
При вальгусной деформации основные изменения происходят в коленном суставе: неравномерное развитие мыщелков бедренной кости: более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных, приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность.
Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.
Стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение — пятки отклонены кнаружи. Развивается плоскостопие.
В далеко зашедших случаях страдает походка — ребенок ходит неуверенно, неловко, быстро устает, жалуется на боли в ногах. Если одна нога искривлена больше другой — часто развивается искривление позвоночника, сколиоз.
Лечение вальгусной деформации — дело трудное и длительное, требует от родителей постоянного внимания и настойчивости. Постарайтесь убедить малыша в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку.
Во-первых, ребенок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами. Стоять таким образом вредно, так как это усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи. Зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает через середину коленного сустава на наружный край стопы, назначение которого — нести тяжесть тела. Во-вторых, необходимо периодически давать отдых ногам, воздерживаться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя.
В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, которые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голеностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению встал на ноги и начал ходить. Это объясняется чрезмерной нагрузкой на нижние конечности в период быстрого роста и слабым еще мышечно-связочным аппаратом.
Основной причиной деформации ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и нелеченная форма. В тяжелых случаях возможно искривление костей голени, выпуклость кнутри. К более редким причинам относятся некоторые дефекты стоп, врожденный вывих бедра, болезни и травмы коленных суставов.
Неблагоприятно сказывается на формировании ног излишний вес малыша. Однако, у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у астеников. Девочки болеют чаще, что связано с их более широким тазом.
При вальгусной деформации основные изменения происходят в коленном суставе: неравномерное развитие мыщелков бедренной кости: более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных, приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность.
Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.
Стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плосковальгусное положение — пятки отклонены кнаружи. Развивается плоскостопие.
В далеко зашедших случаях страдает походка — ребенок ходит неуверенно, неловко, быстро устает, жалуется на боли в ногах. Если одна нога искривлена больше другой — часто развивается искривление позвоночника, сколиоз.
Лечение вальгусной деформации — дело трудное и длительное, требует от родителей постоянного внимания и настойчивости. Постарайтесь убедить малыша в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку.
Во-первых, ребенок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами. Стоять таким образом вредно, так как это усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи. Зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает через середину коленного сустава на наружный край стопы, назначение которого — нести тяжесть тела. Во-вторых, необходимо периодически давать отдых ногам, воздерживаться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя.
В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, которые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голеностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению •Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образ-ном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.
•Задняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от подколенной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание.
•Задняя поверхность голени: общее поглаживание от пятки вверх до подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко, внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Разминание одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутренней поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация, растягивание. В конце — обязательное поглаживание.
• Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю поверхность (внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутренний мыщелок бедра одной рукой, другой — удерживайте голень в нижней трети и старайтесь привести ее к средней линии (рис. 246).
1. Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).
И. п. — ребенок лежит на спине, под коленями — валик.
2. Передняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое, но тщательное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от коленной чашечки вверх и кнаружи.
3. Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопы вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.
4. Коленный сустав — коррекция: круговое поглаживание области сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедренной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени (рис. 247).
5. Стопа: поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, растирание граблеобразное или поперечное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно — вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы, поглаживание.
После массажа обязательно проделайте несколько упражнений (см. главу «Плоско-вальгусные стопы»).
• Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах.
Рис. 246. Корригирующий прием. I момент
Рис. 247. Корригирующий прием момент
Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксировать голень.
• Вращение стоп. Сначала одна стопа вращается в обе стороны, затем — другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно быть, мягким, безболезненным.
• Захват игрушки стопами. Предложите ребенку захватить и удерживать стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик и т. п.).
Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс.
Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза сидя по-турецки. Поэтому следует сажать ребенка таким образом как можно чаще.
•Вставание из позы сидя по-турецки. Малыш сидит по-турецки. Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует менять положение ног так, чтобы в и. п. сидя сверху была поочередно то левая, то правая нога.
• Приседание с разведением колен. Поддерживая ребенка под мышки или за руки, научите его приседать с широким разведением колен. Полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп: они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно.
• Вставание на носки. Предложите ребенку встать на носочки и потянуться вверх, затем опуститься на полную стопу.
• Ходьба на наружных краях стоп. Попросите малыша пройти немного, опираясь на наружные края стоп:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
• Ходьба на двускатной ребристой доске.
• Ходьба по «узкой дорожке» (рис. 248). Приучайте малыша ходить и стоять со стопами, установленными близко друг к другу. С этой целью можно использовать любую неширокую (10-15 см) доску, полосу на ковре, можно нарисовать «узкую дорожку» мелом, отметить ее веревками. Следите за правильностью ходьбы на прогулке, водите ребенка по бревну на детской площадке, поребрику тротуара и т. п.
Рис. 248. Ходьба по «узкой дорожке»