Плавание грудных детей

Раннее, с первых месяцев жизни, плавание очень полезно, это одно­временно лечебно-оздоровительное и закаливающее мероприятие. Благо­приятное воздействие воды на недавно родившегося ребенка объясняется длительным периодом его развития во внутриутробной (жидкой) среде и сохранением плавательных рефлексов после рождения. Плавая, ребенок погружается в привычную ему среду, ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает чувство психологического комфорта.

Водные процедуры прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, способствуют хорошему сну. Плавание, как и любой другой вид физической активности, оказывает влияние на весь организм ребен­ка, развивая все органы и системы. Благодаря регулярным занятиям, в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппа­рат, совершенствуется высшая нервная деятельность.

В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все дви­жения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке. Поэтому плавание особенно рекомендуется детям, имеющим нарушения психо­моторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и
нервной систем. Естественно, прежде чем начинать занятия в воде, ребенка необходимо показать педиатру.

Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый здоровый ребенок, начиная с 10-15 дней жизни, при отсутствии противо­показаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через 40-60 минут после кормления или за 30 минут до кормления. Продолжи­тельность занятий — от 5 до 20 минут. Проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2-3 часа после лечебной гимнастики.

Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде являются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочув­ствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии,,

быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказа­ния, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Обучение плаванию проводится в ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник. Удобно заниматься с ребенком дома в обычной «взрослой» ванне.

Главные принципы занятий в воде, как и при применении других средств ЛФК,— это постепенность и систематичность. В первые 2-3 ме­сяца ребенок, в основном, привыкает к процедуре. В это время можно находиться в ванне вместе с малышом, многие матери отмечают, что совместное купание — огромное удовольствие.

Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь темпера­туру 37-37,5°С с понижением ее до конца первого месяца плавания до 34°С и до конца третьего месяца — до 32°С. Таким образом, происходит постепенное закаливание ребенка. Но если в занятиях произошел пере­рыв, надо снова вернуться к первоначальной температуре.

Обучают малыша плавать не спеша, спокойно, стараясь стимулиро­вать проявление плавательных рефлексов.

Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой ребенка. Одна рука взрослого поддерживает головку и верхнюю часть спины, дру­гая —- область груди спереди (рис. 253). Таким образом удобно держать малыша в положении и на спине, и на животе (рис. 254). Можно первое время поддерживать его под живот (рис. 255).

 
 


Рис. 253. Двойная ручная поддержка. I вариант


Рис. 254. Двойная ручная поддержка. II вариант

 
 


Рис. 255. Двойная ручная поддержка. Ш вариант


Рис. 256. Плавание восьмеркой

 
 


Рис. 257. Плавание на спине


Рис. 258. Одноручная поддержка

Необходимо, чтобы тело ребенка во время большей части занятие находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.

Первые движения в воде — это скольжение по поверхности (поперек ванны, вдоль, «восьмеркой» (рис. 256), и покачивания. Уши малыша мо­гут быть погружены в воду, при плавании на груди следует поддерживать ему подбородок, чтобы в рот не попала вода.

При появлении у ребенка гребных движений характер поддержки облегчается: двуручные поддержки заменяются одноручными. Поддерживается только голова как самая тяжелая часть тела. Это создает условия свободного движения руками и ногами при плавании в положения на животе и на спине (рис. 257, 258).

Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинав учить его задерживать дыхание. Полейте головку и лицо ребенка водой захваченной, рукой из ванны. Детям обычно это не очень нравится, НО
они закрывают глаза и на 2-3 секунды задерживают дыхание. Повторяйте это упражнение в каждом занятии по 3-4 раза.

К самостоятельному плаванию можно приступать только тогда, когда ре­бенок будет достаточно тренирован в задержке дыхания и овладеет навыком грести руками. Но это не главная цель занятий. Важно «подружить» малыша с водой и способствовать гармоничному развитию маленького человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: