Плоскостопие и плоско-вальгусная установка стоп

Плоскостопие — это заболевание опорно-двигательного аппарата, ко­торое проявляется в снижении сводов стопы. Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врожден­ная форма, при которой стопы имеют характерный вид — «стопа-качал­ка» или «пресс-папье».

Гораздо чаще ставится диагноз: «плоско-вальгусная установка стоп». В этом случае основным диагностическим признаком является отклоне­ние пятки кнаружи (рис. 236).

Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе! Эти важ­ные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением: стопа состоит их трех сводов, которые образованы костями и укреплены мышцами и связками.

Внутренний продольный свод расположен на внутренности стопы (от пятки до I пальца) и обеспечивает рессорную функцию. Наружный продольный свод, соответственно расположен на наружной части стопы и обеспечивает ее опорность. Поперечный свод также, как и внутренний продольный, смягчает удары при движении.

В образовании нормальных сводов важную роль играет не только правильное взаиморасположение многочисленных частей стопы, но и нормальное состояние ее связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени.

Детская стопа не является точной, только уменьшенной, копией взрос­лой стопы, она имеет свои характерные особенности. Костный аппарат, еще неокрепший, имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки еще слабы и очень подвержены растяжению. Окончательно своды стопы формируются к 3-4 годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до 6-7 летнего возраста даже у здоровых детей.

Кроме того, стопы ребенка до 3-х лет кажутся плоскими потому что выемку свода заполняют мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. В том, что это плоскостопие мнимое, можно убедиться простым способом: поставьте босого ре­бенка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны. Свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твердой поверхности стола или пола слоем жира.


Рис. 236. Отклонение пяток кнаружи

Но если, глядя на ребенка сзади, вы заметили, что его пятки откло­нены кнаружи от продольной оси голени или ваш малыш снашивает свои первые ботиночки «заламывая» задники и стирая внутреннюю часть по­дошвы или каблука — то это достаточно серьезный повод для обраще­ния к ортопеду.

Ранняя диагностика, своеврменное начатое лечение или профилакти­ка предотвратит развитие плоскостопия и сделает ножки вашего ребенка здоровыми и крепкими.

Плоско-вальгусная установка стопы у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Наруше­ния мышечного тонуса, общая мышечная слабость, недоношенность, частые и длительные острые респираторные вирусные заболевания, бронхиты, пневмонии и, особенно, рахит неблагоприятно сказываются на состоянии стоп.

Самым эффективным средством профилактики является общее ук­репление организма ребенка, достаточная его двигательная активность.

Уже в младенческом возрасте следует обеспечить малышу наиболь­шую свободу движений, мышцы его должны правильно развиваться. Нельзя стеснять стопы ребенка тугими ползунками, тесными носками, не стоит детям до 1 года надевать жесткую обувь.

Массаж и гимнастика в раннем возрасте, плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен ве­ществ, способствуют повышению защитных сил организма ребенка. Такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим на­грузкам на стопы.

Очень ответственный этап — вставание ребенка на ноги и первые шаги. Ожидая этого с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить события. Не торопитесь, пусть ваш малыш ползает до тех пор, пока не встанет самостоятельно. Ползание — очень полезный навык для укрепления мышц всего тела. Не ограничивайте его манежем. Длительное стояние — слишком большая нагрузка для неокрепших еще костей, мышц и связок стоп ребенка. У детей величина отношения обще­го веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область внутреннего свода, падают более значительные нагрузки.

Излишний вес ребенка еще больше усугубляет ситуацию, полные малоподвижные дети страдают плоскостопием особенно часто.

К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьезно и считают, что с ростом ребенка стопы сами собой приобретут нормальное строение.

Однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказы­вается на всей опорно-двигательной системе ребенка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника.

Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием, не может овладеть правильными экономичными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги. Ребенок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников.

Отсутствие рессорной функции уплощенной стопы приводит к постоянной мйкротравматизации позвоночника, спинного и голов­ного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных про­цессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах.

Деформация стоп — процесс прогрессирующий, поэтому, чем рань­ше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся значительно труднее и требуют гораздо больших усилий.

Лечение плоскостопия и плоско-вальгусной деформации стоп долж­но быть комплексным. Массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевти­ческие процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь — средств коррекции достаточно. Важно, чтобы процесс исправления де­фектов стоп был непрерывным и достаточно длительным, включал в себя меры, укрепляющие весь организм ребенка.

Массаж

При плоскостопии и плоско-вальгусной установке стоп массаж проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребенка. Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног), области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.

Итак, ребенок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.

Массаж спины: поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям — к подмышкам. Растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.

Пояснично-крестцовая область: поглаживание, энергичное расти­рание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.

•Ягодичная область: поглаживание в круговом или х-образном на­правлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), снова поглаживание.

•Задняя поверхность ноги: общее поглаживание, затем поглажива­ние бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, размина­ние, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание.

Массаж голени (задней поверхности) более дифференцированный, т. к. состояние мышц при плоско-вальгусной установке стопы различно.

После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводит­ся избирательное воздействие на икроножную мышцу.

По наружной ее части (латеральной головке) выполняется легкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание. Широко применя­ются расслабляющие приемы: поглаживание, потряхивание, растяжение.

На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) при­меняют тонизирующие приемы: энергичное растирание тыльной поверх­ности согнутых пальцев, интенсивное разминание, легкие ударные при­емы (поколачивание пальцами, рубление).

При массаже стопы ей придают положение легкой супинации (по­ворота подошвой кнутри).

Подошву поглаживают и интенсивно растирают.

Внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, ис­пользуя щипцеобразный захват.

После того, как проведен массаж задней поверхности одной ноги, переходят к массажу другой.

И. п: ребенок лежит на спине, под коленями — валик. Проводится общее поглаживание ноги.

Передняя поверхность бедра: поглаживание, растирание, мягкое раз­минание, потряхивание, снова поглаживание от колена вверх и кнаружи.

Передняя поверхность голени: поглаживание от стопы до колена, растирание, разминание, снова поглаживание.

Область голеностопного сустава: поглаживание и растирание вокруг лодыжек, более интенсивно— вокруг внутренней лодыжки.

•Массаж тыльной поверхности стопы проводится одной рукой, другая удерживает стопу в положении легкой супинации.

Здесь используются приемы поглаживания, граблеобразного растира­ния (растирание расставленными пальцами по межкостным промежут­кам). Еще раз можно промассировать внутренний край стопы, особенно область I пальца.

Затем массируется передняя поверхность другой ноги.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени: укрепляет ослаб­ленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановле­ния их согласованной работы.

Кроме того, улучшая тонус и кровоснабжение мышц, связок и костей стопы, массаж способствует улучшению их питания и, следовательно, нормальному развитию и росту нижних конечностей.

Эффективность массажа возрастает, если на его фоне проводить кор­ригирующие упражнения.

Для начала эти движения в стопах могут быть пассивными, то есть выполняться с вашей помощью.

Супинация стопы (поворот стопы подошвой кнутри)

Тыльное сгибание стопы

Подошвенное сгибание стопы

 
 


Рис. 237. Удержание подошвами игрушки

Сгибание пальцев

Супинация обеих стоп, захват и удержание подошвами неболь­шой округлой игрушки (кегли, мячика и т. п.) (рис. 237).

Вращение стоп

Эти упражнения обязательно входят в комплекс лечебной гимнасти­ки, со временем ребенок освоит эти движения и будет выполнять их самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: