double arrow

Шесть дней в шаввале.

Абу Аййуб, один из сподвижников Посланника Аллаха r, передаёт, что Пророк r сказал:

« مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ، ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ فَذَاكَ صِيَامُ الدَّهْرِ ».

«Кто постился весь рамадан, а потом постился ещё шесть дней в шаввале, тот как будто постится непрерывно» [15].

Ан-Навави сказал: «Наши товарищи сказали, что лучше всего поститься шесть дней подряд сразу после праздника разговения, а если человек постился не подряд или отложил этот пост на конец месяца, то он получает такую же награду, как если бы постился подряд, потому что он постился шесть дней в шаввале после обязательного поста»[16].

Садик Хан сказал: «Из хадиса следует, что достаточно поститься шесть дней в шаввале. При этом неважно, в начале месяца он постился. В середине или в конце. И не обязательно поститься все эти дни подряд, без перерыва между ними и рамаданом, кроме дня праздника, хотя это и лучше, потому что человек в любом случае постится шесть дней в шаввале после рамадана, а именно это от него и требуется. Однако лучше, безусловно, постится шесть дней подряд сразу после праздника разговения, в который поститься запрещено. Что же касается утверждений о том, что награду получит только тот, кто поступает так, то они неверные, потому что тот, кто постился шесть дней в конце шавваля, безусловно, постился шесть дней в шаввале после рамадана. А именно это и требуется»[17].

Ан-Навави сказал: «Учёные сказали, что этот пост подобен непрерывному посту, потому что за каждое благое дело человеку обещано десятикратное воздаяние. Таким образом, пост в рамадан подобен посту в течение десяти месяцев, а шесть дней в шаввале подобны посту в течение оставшихся двух месяцев. Об этом сказано в хадисе, возводимом к Пророку r и приведённом в сборнике ан-Насаи»[18].

Вероятнее всего он имел в виду Слова посланника Аллаха r: «Аллах установил десятикратное воздаяние за каждое благое дело, и месяц (рамадан) подобен десяти месяцам (поста), а шесть дней поста после праздника разговения дополняют его так, что получается, будто человек постился весь год»[19].

6. Первые девять дней зу-ль-хиджжи [20].

Хунайда ибн Халид передаёт, от своей жены, что одна из жён посланник Аллаха r сказала, что посланник Аллаха r постился первые девять дней зу-ль-хиджжи и день ‘Ашура, а также три дня каждый месяц: первый понедельник месяца и два четверга[21].

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что посланник Аллаха r сказал:

« مَا مِنْ أَيَّامٍ الْعَمَلُ الصَّالِحُ فِيهَا أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ هَذِهِ الْأَيَّامِ يَعْنِي أَيَّامَ الْعَشْرِ قَالَ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ قَالَ وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ إِلَّا رَجُلًا خَرَجَ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْجِعْ مِنْ ذَلِكَ بِشَيْء ».

«Дела, совершаемые в эти дни, Аллах любит больше, чем дела, совершаемые в любые дни», имея в виду первые десять дней зу-ль-хиджжи. Люди спросили: «О посланник Аллаха, это касается и борьбы на пути Аллаха?» Посланник Аллаха r сказал: «Это касается и борьбы на пути Аллаха, если только речь не идёт о человеке, который вышел с жизнью и имуществом и лишился и того, и другого» [22].

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха r постился (в первые) десять дней (зу-ль-хиджжи)» [23].

Ибн Хузайма назвал одну из глав своего «Сахиха» (т. 3, стр. 293): «Глава о причине, по которой Пророк r оставлял некоторые добровольные виды поклонения притом, что побуждал людей совершать их: он опасался, что эти дела будут вменены им в обязанность притом, что он предпочитал наиболее лёгкие для людей религиозные обязанности».

Он также передал хадис с иснадом от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Посланник Аллаха r порой оставлял дело, которое желал совершить из опасения, что люди начнут делать то же самое ми это будет вменено им в обязанность»[24].

Имам ан-Навави сказал: «Под десятью в данном случае подразумеваются первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа. Начиная с первого числа. Учёные сказали, что это подлежит истолкованию и в соблюдении поста в эти девять дней нет ничего нежелательного. Напротив, этот пост крайне желателен, особенно пост в девятый день — день ‘Арафа». Далее он привёл хадис о том, что посланник Аллаха r сказал: «Нет таких дней, в которые лучше совершать благие дела, чем в эти дни».

Он также сказал: «Её слова о том, что посланник Аллаха r не постился в эти дни, подлежат истолкованию. Они означают, что посланник Аллаха r не постился в эти дни по серьёзной причине, например, из-за болезни или потому что находился в пути или по иной причине. Или же она имела в виду, что она не видела его постящимся, однако это не означает, что он не постился в эти дни. Это истолкование подтверждается и хадисом Хунайды ибн Халида, который от своей жены, что одна из жён посланник Аллаха r сказала, что посланник Аллаха r постился первые девять дней зу-ль-хиджжи»[25].

Садик Хасан Хан сказал: «Если она чего-то не видела или не знала, это не означает, что этого не было»[26].

Какие дни лучше: первая декада зу-ль-хиджжи или последняя декада рамадана?

Когда шейхуль-исламу Ибн Таймийю, да помилует его Аллах, задали такой вопрос, он ответил: «Дни первой декады зу-ль-хиджжи лучше, чем дни последней декады рамадана, а ночи последней декады рамадана лучше ночей первой декады зу-ль-хиджжи».

Ибн аль-Каййим сказал: «Если достойный и разумный человек задумается над этим ответом, он найдёт его исчёрпывающим и достаточным. Аллах больше всего любит благие дела, совершаемые в дни первой декады зу-ль-хиджжи. Ведь среди этих дней день ‘Арафа, праздник жертвоприношения, восьмой день зу-ль-хиджи (йаум ат-тарвийа). Что же касается ночей последней декады рамадана, то это ночи которые проводятся в поклонении. Посланник Аллаха r посвящал все эти ночи поклонению, и среди них есть Ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев. И кто ответит на этот вопрос иначе, тот не сможет привести достоверный довод»[27].

7. День ‘Арафа для всех, кроме паломников.

Абу Катада передаёт, что посланник Аллаха r сказал:

عَنْ أَبِي قَتَادَةَ أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ النَّبِيَّ r عَنْ صَوْمِ يَوْمِ عَرَفَةَ فَقَالَ: >أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ كَفَّارَةَ سَنَتَيْنِ مَاضِيَةٍ وَمُسْتَقْبَلَةٍ<. صَوْمِ يَوْمِ عَاشُورَاءَ قَالَ: أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أن يُكّفَرَ السَّنَةَ الّتي قَبْلَهَ ».

«Я надеюсь, что за соблюдение поста в день ‘Арафа Аллах будет прощать (постящемуся) прегрешения и прошедшего, и следующего года. И я надеюсь, что за соблюдение поста в день ‘Арафа Аллах будет прощать (постящемуся) прегрешения прошедшего года» [28].

Сын Ка‘ба ибн Малика передаёт от своего отца, что посланник Аллаха r отправил его вместе с Аусом ибн аль-Хадасаном объявить в дни ташрика,

« إِنَّهُ لا يَدْخُلَ الْجَنَّةَ إِلاَّ مُؤْمِنٌ ، وَأَيَّامُ مِنًى أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ ».

«что не войдёт в Рай никто, кроме верующего, и что дни Мины — дни еды и питья» [29].

Маймуна, да будет доволен ею Аллах, жена Пророка r передаёт, что когда люди усомнились в день ‘Арафа постится ли посланник Аллаха r, она послала ему чашу молока. Он в это время стоял на Арафате, и когда ему принесли сосуд, он попил из него на глазах у людей[30].

8. Большая часть мухаррама, а также пост в день ‘Ашура вместе с предыдущим или последующим днём.

Абу Хурайра t передаёт, что посланник Аллаха r сказал:

« أَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ رَمَضَانَ شَهْرُ اللَّهِ الْمُحَرَّمُ وَأَفْضَلُ الصَّلَاةِ بَعْدَ الْفَرِيضَةِ أَوْ الْفَرْضِ صَلَاةُ اللَّيْلِ ».

«Лучший пост после поста в рамадане — пост в месяце Аллаха мухаррам, а лучшая молитва после обязательной — добровольная ночная молитва» [31].

Хумайд ибн ‘Абду-р-Рахман передаёт, что он слышал как Му‘авийа ибн Абу Суфйан обращался к людям с проповедью во время посещения Медины, а было это в день Ашура. Он сказал: «Где ваши учёные? О жители Медины! Я слышал, как посланник Аллаха r сказал об этом дне: “Это день Ашура, и Аллах не обязывал вас поститься в этот день. Я же пощусь. И кто из вас желает поститься, пусть поститься, а кто не желает поститься, пусть не постится”»[32].

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во времена джахилийи курайшиты постились в день ‘Ашура, а потом Посланник Аллаха r велел людям соблюдать пост в этот день. Это продолжалось, пока не был вменён в обязанность пост во время рамадана, и тогда посланник Аллаха r сказал: “Кто хочет, пусть постится в этот день, а кто не хочет, пусть не постится”»[33].

Ибн Хузайма назвал одну из глав своего «Сахиха» (т. 3, стр. 284): «Глава о доказательствах того, что Пророк r перестал поститься в день ‘Ашура после того, как было предписано соблюдение поста в рамадане, однако он оставлял пост в этот день не всегда, и если желал, постился, а если не желал, не постился». И он привёл сообщение от Ибн Умара, похожее на приведённое выше сообщение ‘Аиши.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что, прибыв в Медину, посланник Аллаха r увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, и спросил их: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост?» Они ответили: «Это — великий день, в который Аллах спас Мусу и его народ и потопил фараона и его народ, после чего Муса стал поститься в этот день в знак благодарности, и мы тоже соблюдаем пост в этот день». Выслушав их, посланник Аллаха r сказал:

« فَنَحْنُ أَحَقُّ وَأَوْلَى بِمُوسَى مِنْكُمْ ». فَصَامَهُ رَسُولُ اللَّهِ r وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ.

«Мы имеем больше прав на Мусу и более близки к нему, чем вы», а потом посланник Аллаха r стал соблюдать пост в этот день сам и велел поступать так же всем остальным[34].

Абу Муса t передаёт, что иудеи считали день ‘Ашура праздником, и Пророк r сказал: « فَصُومُوهُ أَنْتُمْ » «Поститесь в этот день и вы» [35].

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт: «Когда посланник Аллаха r стал поститься в день ‘Ашура и велел людям сделать то же самое, они сказали: “О посланник Аллаха! Но ведь этот день чтят иудеи и христиане”. Посланник Аллаха r сказал:

« فَإِذَا كَانَ الْعَامُ الْمُقْبِلُ صُمْنَا يَوْمَ التَّاسِعَ إِنْ شَاءَ اللَّهُ ». قَالَ: فَلَمْ يَأْتِ الْعَامُ الْمُقْبِلُ حَتَّى تُوُفِّىَ النَّبِىُّ r.

“В следующем году будем поститься в девятый день”. Однако новый год посланник Аллаха r уже не застал»[36]. А в другой версии говорится: لَئِنْ بقيتتُ إِلَى قَابِلٍ لَأَصُومَنَّ التَّاسِعَ «Если доживу до следующего года, буду поститься в девятый день» [37].

В хадисе говорится:

« صُومُوا يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَخَالِفُوا فِيهِ الْيَهُودَ ، صُومُوا قَبْلَهُ يَوْمًا أَوْ بَعْدَهُ يَوْمًا ».

«Поститесь в день ‘Ашура, но поступайте наперекор иудеям, постясь и в день, который предшествует этому дню или в тот, который следует за ним» [38].

Ибн Хаджар упоминает о трёх степенях постящихся в день ‘Ашура.

Низшая степень — это соблюдение поста только в день ‘Ашура. Следующая степень — соблюдение поста в день ‘Ашура и в предшествующий ему день. А высшая степень — соблюдение поста в девятый, десятый (‘Ашура) и одиннадцатый день мухаррама. А Аллах знает обо всём лучше[39].

Однажды шейха ислама спросили о людях, которые в день ‘Ашура подводят глаза сурьмой, совершают полное омовение, красятся хной, обмениваются рукопожатиями, готовят блюда из злаков и демонстрируют радость. Передаётся ли от Пророка r достоверный хадис на эту тему? И если достоверных хадисов нет, тогда является ли это нововведением? И что можно сказать о людях, которые, напротив, устраивают в этот день траурные мероприятия, скорбят и мучают себя жаждой, устраивают памятные чтения и оплакивание и рвут на себе одежду? И имеют ли подобные действия обоснование в Шариате?

Он ответил: «Хвала Аллаху, Господу миров… Ничего из этого не упоминается ни в достоверном хадисе, передаваемом от Пророка r, ни в сообщениях, передаваемых от сподвижников, и никто из имамов мусульман не считал это желательным — ни четыре имама, ни другие, и авторы признанных книг не передавали ничего на эту тему, ни от Пророка r, ни от сподвижников, ни от последователей сподвижников — нет ни достоверных, ни слабых сообщений, ни в “Сахихах”, ни в “Сунан”, ни в “Муснадах”. Никаких хадисов на эту тему в первые благодатные века ислама не было известно. А в ложном, вымышленном хадисе Пророку r приписываются такие слова: “Кто был щедр к своей семье в день ‘Ашура, к тому Аллах будет щедр во все остальные дни года”»[40].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: