Следует ли соблюдать пост в заповедные месяцы?

О том, что в этих месяцах следует соблюдать пост, упоминается только в слабом хадисе[41]. Остаются только тексты, в которых содержится предписание поститься по понедельникам и четвергам, а также в белые дни и так далее.

Относительно поста в раджабе также не передаётся досто-верных хадисов, подтверждающих достоинство соблюдения поста в этом месяце

Харша ибн аль-Хурр рассказывал: «Я видел как Ибн ‘Умар бил по рукам тех, кто постился в раджаб, пока они не потягивали руки к еде, и говорил при этом: “Ешьте, ибо это месяц, который возвеличивался во времена невежества!”»[42].

Передают, что Ибн ‘Умару не нравилось то, как люди готовились к раджабу[43].

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Если говорить о посте в раджабе, то все хадисы на эту тему слабые и, более того, ложные, и учёные не опираются ни на один из них»[44].

Полезное замечание: бывает, что летом человеку трудно поститься, если он проживает в жарких странах, поэтому он должен использовать для добровольных постов зимние дни. Посланник Аллаха r сказал: « الصَّوْمُ فِى الشِّتَاءِ الْغَنِيمَةُ الْبَارِدَةُ » «Пост зимой — прохладная добыча» [45].

Аль-Манави сказал: «“Пост зимой — прохладная добыча”. То есть добыча, которая достаётся без трудностей и тягот. Арабы, говоря о прохладе, подразумевают отдохновение, умиротворение, потому что в их странах преобладает зной, и прохладу они считают отдыхом. Говорят также, что подразумевается не прохлада, а устойчивость, фиксированность. Возможно также, что прохладная в данном случае означает благая, потому что прохлада приносит благо. Благо воздуха и воды в их прохладе. Особенно в землях Тихамы и Хиджаза. Сначала говорили “Прохладный воздух”, “прохладная вода”, как бы указывая на их приятность. А потом появились другие подобные выражения, например, прохладный хлеб и прохладная добыча, о чём упоминал аз-Замахшари.

Ат-Таййиби сказал: “Это выражение представляет собой перевёрнутое уподобление, потому что изначально фраза звучит так: ‹Пост зимой — как прохладная добыча›. В нём — преувеличение. Потому что основой в уподоблении является уподобление неполноценного полноценному. Поэтому говорят: ‹Зейд — как лев›. А если сказать наоборот, то есть ‹Лев — как Зейд›, то получится, что главное и второстепенное поменяли местами. Уподобление с сильным преувеличением… А означает фразва, что постящийся зимой получает награду не испытывая тягот и мук голода»[46].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: