Г1алимзаби сасиниш

("Назмаби". Стр. 364)

Саг1ид аль – Ч1ирк1ави.

Я аш – Шулани говорю;

و أنا الشلاني أقول: نعم <<كلمة الحق, يراد بها الباطل>>" Истинные слова, но только сказаны для достижения ложной цели "

Тот, кто сказал, что он знающий (алим [87]) – и в этом прав, в отношении него не применяется хадис, где сказано: << Тот, кто говорит, что он знающий (алим), является невежественным человеком (джахиль)>>. Напротив этот хадис применяется в отношении того, кто оставил обучение знанию думая, что он стал знающим (ученым). Думая, что у него достаточные знания, не читает много книг, а пишет книги без достаточных на то знаний, а затем говорит, читайте мои книги и оценивайте меня. А в книги эти занесены всякие нелепости.

و من قال "أنا عالم" فهو محق لا ينطبق عليه القول: >> من قال أنا عالم فهو جاهل<< بل هذا الحديث ينطبق على من ترك تعلم العلم ظاناً أنه أصبح عالما

ًو قيل:>> العلم الناقص شر من الجهل التام<< Сказано: Недостаточные знания хуже чем полное отсутствие знаний.

Да, Я, аш – Шулани не отрицаю, что если человек думает, что у него достаточные знания и он обходится без кого - либо, или считает, что знает больше всех и тому подобное - глупо и невежественно. Но Во - первых: Я так не думаю. Я, допустим, могу сказать, в этом вопросе я знающий; или же по сравнению с неграмотными, не сведущими - я ученый знающий и вместе с тем, за этот дар, я признателен Аллаху и благодарю его, зная, что это милость Его и тому подобное. В этом случае можно заявить - я ученый. Бывает место и время, когда даже надо так заявить, как я и сделал здесь. Так поступили многие видные ученые, одиним из них является ибн Аббас, (шейх передает слова Ибн Аббаса в своем понимании). И во вторых: Хадис этот признан, слабым, как довод он силу не имеет. Видимо шейху это не известно и мне приходится ему прояснить это место.

А сейчас приведу доводы сказанному:

В Коране сказано: Мы даровали Давуду и Сулайману знание. И они сказали: <<Хвала Аллаху, который дал нам преимущество (т.е. знания), пред многими из Его рабов верующих!>>. Сура: "Муравьи" 15. В этом аяте намек на то, что ученому (знающему) можно сказать, что он есть ученый (знающий). Так высказались и многие из сподвижников, да будет доволен ими Аллах.Из них,халиф правоверных, Али كرّم الله وجهه, да облагородит Аллах его лицо! также, Ибн Аббас رضى الله عنهما а хадис, известный нам, в котором сказано: Тот, кто сказал, что он ученый - является невеждой, известен из высказывания Яхйи бин Абу Кассира, у него слабая цепочка передатчиков. Этому хадису вынесено решение учеными хадисоведами - посчитать его из числа выдуманных хадисов, не имеющим силу быть доводом.. Даже Джалалу ССуйути описывая о своих достоинствах полученных, как милость от Аллаха говорит: Я самый знающий из людей нашего времени, нашего города и. т. д. И вам следует оповестить людей о том, что Аллах дал вам из знаний в науке, выражая этим свою благодарность Господу. Шейх суфий (валий) Сиру – Ссакатиййу говорил: Нету разницы между сказанным словом кого - то из рабов Аллаха "Меня создал Аллах и дал пропитание (ризки) и научил меня знанию и Корану и сделал меня благословенным (мубарак)", и между словом: Я вали Аллаха, я ученный и тому подобное. Потому, что каждый уверовавший есть вали Аллаха, как на это указывает аят из Корана, где сказано: Аллах – друг тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету. "Корова: 257". И не лишается ученый того, чтобы его деяния, соответствовали знанию хотябы в одном вопросе. И благодарит он Аллаха за то. что сделал его из числа совершающих деяния согласно истинным знаниям.

و قال تعالى: و لقد آتينا داوود و سليمان علماً و قالا الحمد لله الذي فضَّلنا (أى بما آتانا من العلم) على كثير من عباده المؤمنين. [88] و لعل في الآية إشارة إلى جواز أن يقول العالم: >> أنا عالم<< و قال ذلك جملة من الصحابة رضى الله عنهم: منهم أمير المؤمنين على كرَّم الله وجهه و إبن عباس رضي الله عنهما و ما شاع من حديث: >> من قال أنا عالم فهو جاهل<< إنما يعرف من كلام يحيى بن أبي كثير موقوفاً عليه على ضعف في إسناده و يحيى هذا من صغار التابعين فإنه رأى أنس بن مالك وحده, و قد وهم بعض الرواة فرفعه إلى النبى صلى الله عليه و سلم فلا حجة في حديثه كما بيّنه الحفّاظ, فحديثه هذا في حكم [الموضوع], و تحقيقه في أعذب المناهل للجلال السيوطي. ( روح المعانى: 10/166 ) و قال القطب الشعرانى: و رأيت بخط الشيخ جلال الدين قدّس سره في كتابه "التحدث بالنعمة" ما نصه: >> أنا أعلم خلق الله الآن قلماً<< فما ثم قال فإن اعترض علينا معترض قلنا له هذا موكول إلى تخصيص العقل ذلك بعالم زماننا أو بلدنا أو إقليمنا لا غير... إلخ. – و عليكم بالإعلام للناس بما منحكم الله تعالى من العلوم و المعارف.

(لطائف المنن: 1/29)

(و كان السرى السقطي) يقول لا فرق بين قول العبد إن الله خلقنى و رزقنى و علمنى العلم و القرآن و جعلنى مباركاً و بين أن يقول أنا ولى الله و أنا من العلماء العاملين و نحو ذلك لأن كل مؤمن ولى الله تعالى قال الله تعالى: >> الله ولىّ الذين آمنوا يخرجهم من الظلمات إلى النور<< [89] و لا يخلو العالم قط من العمل بعلمه و لو في مسألة واحدة فيشكر الله تعالى الذي جعله من العلماء العاملين و من نفى عن نفسه الولاية و العلم مطلقاً فقد قل شكره. انتهى

Раздел;

Наивность духовного муршида из Чиркея, с его слепым подражанием и молчаливым согласием, с тем, что сообшил ему "гавс" Батлухский. Чем нам это считать - лестью, глупостью, почтительным страхом, или же тупостью?.

Шейх написал стихотворно; Хотя и покажется х1укму [90], не соответствующим шариату


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: