В целях реформирования системы финансового управления деятельности необходимо осуществить переход на следующие принципы:
- «нормативное» и «программно-целевое» бюджетное планирование (с учетом, что эти термины не совпадают по смыслу с аналогичными терминами, привычными нам по советской практике), то есть бюджетное планирование под четко сформулированные и количественно (финансово) выраженные цели и задачи, которые должны быть решены организацией в плановом периоде;
- бюджетное планирование в укрупненных показателях, привязанных к нормативной стоимости оказываемых органом или организацией услуг («бюджет произведенной продукции»);
- контроль выполнения бюджета прежде всего с точки зрения достижения поставленных целей, решения поставленных задач, оказания необходимого объема услуг; анализ эффективности использования бюджетных средств, целесообразности поставленных задач;
- балансовый метод учета (учет не только текущих финансовых потоков, но и активов организаций) и анализа эффективности;
|
|
- «клиентские» или «контрактные» отношения между бюжетодателями и бюджетополучателями – орган, выделяющий бюджетные ассигнования «покупает» услуги органа или организации, получающих ассигнования, оценивая экономическую выгоду этой «покупки» (в ряде случаев имеется возможность выбирать получение услуги от государственного или негосударственного поставщика);
- повышение свободы руководителей организаций (их подразделений) в использовании ассигнованных средств при условии выполнения поставленных задач и при строгой ответственности за невыполнение задач и возможные злоупотребления.
Методологически переход на эти принципы предполагает реализацию следующих подходов (нетрудно заметить, что многие из них совпадают или пересекаются с основными подходами институциональной и функциональной реформ органов исполнительной власти):
1. Выстраивание четкой иерархии основных политических целей и задач российского государства на среднесрочную и краткосрочную перспективу;
2. «Инвентаризация» функций органов исполнительной власти (выделение функций собственно политического управления и функций предоставления услуг);
3. Детальный структурно-функциональный анализ органов исполнительной власти с целью определения минимальных структур, способных самостоятельно выполнять определенные функции и задачи;
4. Разработка в каждой из таких структур организационных (функциональных) задач, направленных на решение конкретной политической задачи (пункт 1), не более 5-6 задач на структуру;
5. Экономический анализ и определение нормативной стоимости организационных задач (оказываемых услуг);
|
|
Самостоятельным направлением работы должен стать переход органов исполнительной власти на новые информационные технологии. Внедрение электронного документооборота и интегрированных систем управления являются необходимым условием модернизации управленческой деятельности.
Создание интегрированных систем управления должно обеспечить повышение оперативности и расширение границ информационного взаимодействия между звеньями управления, создание взаимоувязанных планов и бюджетов, осуществление контроля их выполнения, регламентацию деятельности участников управления.
Доступ руководителей к первичной и агрегированной информации, отражающей деятельность курируемых ими подразделений, должен осуществляться в реальном масштабе времени на базе рационального использования действующих автоматизированных систем и качественного развития функциональной структуры, программного и технического обеспечения информационной системы.
Важнейшую роль при переходе к новым технологиям управления играют обеспечивающие подсистемы.
Информационно-аналитические службы дают управленческой системе динамическую картину жизни и всего происходящего в границах подведомственной ей сферы. На начальном этапе (а для относительно небольших систем и на перспективу) эти службы могут объединять функции собственно мониторинга - отслеживания текущих процессов и событий, их анализа, «авторского надзора» за ходом реализации принимаемых решений, аналитической службы и прогноза.
Концептуально-программные службы разрабатывают концепции, программы, стратегии, сценарии предстоящих действий, опираясь при этом, с одной стороны, на принимаемую обществом и государством систему ценностей и ориентиров развития, а с другой - на результаты работы информационно-аналитических подсистем.
Службы взаимодействия с общественностью обеспечивают активное соучастие граждан и их объединений в принятии и реализации решений, так или иначе затрагивающих общественные интересы. Принципиально важно, чтобы взаимоотношения управленческой системы с обеспечивающими подсистемами носили характер не воздействия, а взаимодействия. Это означает, что обеспечивающие подсистемы не должны претендовать на собственную политическую субъектность, но вместе с тем мыслятся как работающие в относительно автономном режиме.