1. На основе проводимой в 2000-2001 г.г. перестройки системы федеральных органов исполнительной власти (и параллельно с этой работой) необходимо начать комплекс мероприятий по оптимизации функций указанных органов.
Эта работа должна вестись на основе учета трех критериев:
- содержащегося в Конституции Российской Федерации перечня предметов исключительного ведения Российской Федерации;
- требований экономической и социальной политики, в первую очередь - в контексте ограничения государственного регулирования экономических и социальных процессов, непосредственного вмешательства органов исполнительной власти в экономические процессы;
- содержащихся в законодательстве положений о функциях и полномочиях органов исполнительной власти.
Результатом должна стать новая система положений о каждом федеральном органе исполнительной власти. Причем речь идет о именно о системе взаимоувязанных документов, подготовленных по единой методике и не единой терминологической базе.
2. Достижение намеченных целей в сфере федеративных аспектов организации и деятельности системы исполнительной власти можно реализовать путем принятия федерального закона о федеральных органах исполнительной власти, часть которого должна быть посвящена их взаимоотношениям с органами исполнительной власти субъектов РФ при реализации совместной компетенции.
При реализации органами исполнительной власти субъектов Федерации совместной компетенции в рамках единой системы исполнительной власти федеральные органы исполнительной власти должны:
- контролировать исполнение федеральных законов, иных федеральных правовых актов соответствующими государственными органами субъектов РФ;
- давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания;
- при необходимости возбуждать вопрос о привлечении к дисциплинарной, материальной ответственности руководителей соответствующих органов субъектов РФ.
Более крупный вопрос – изменение баланса функций и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Он требует внесения поправок к Конституции РФ (гл. 3). Но до этого необходимо выяснить, что должно быть в РФ единым (универсальным) для всей страны, а что – специфичным. От правильного баланса зависит устойчивость, прочность Федерации и в то же время открываются шлюзы для самобытного развития регионов. При этом единое должно быть подконтрольно исключительно федеральной власти, специфичное – власти субъектов РФ (в частности, со временем вполне нормальным представляется передача субъектам РФ права устанавливать свое уголовное и законодательство и законодательство об административных правонарушениях при сохранении общефедеральных составов преступлений и правонарушений, а также единых для всей страны процессуальных норм).
В то же время по мере того, как будет протекать общая реформа, предусматриваемая настоящей Программой, по мере восстановления системы федерального управления, можно будет и до принятия конституционных поправок передавать субъектам РФ под их полную ответственность ряд функций и полномочий, обеспеченных финансовыми источниками.