Механизмы реализации

Очевидна постепенность процесса укрупнения субъектов РФ. Объединение субъектов РФ, муниципальных образований – одно из средств решения задачи выравнивания региональных социально-экономических различий.Но не единственное средство и, к тому же, с сильнодействующим отрицательным политическим эффектом. Отсюда несколько выводов:

- целесообразно объединение территориальных субъектов, дающее эффект экономического выравнивания;

- наиболее реалистичный вариант: индивидуальный подход к объединительным процессам, локальный их характер (типа объединения города С.-Петербурга и Ленинградской области);

- даже локальные объединения должны иметь общественную поддержку, быть одобрены большинством населения объединяемых субъектов РФ.

Укрупнение субъектов РФ содержит потенциал, способный позитивно повлиять на социально-экономическое положение депрессивных регионов. Население именно этих регионов получит наибольший выигрыш и при правильной разъяснительной работе может стать основной «группы поддержки». Явно выигрывает и федеральный центр, делегируя функцию перераспределения финансовых ресурсов укрупненным субъектам РФ. Это произойдет при условии, что масштабы объединения субъектов не преодолеют критическую черту, за которой возникает ресурсная основа суверенизации. Политические дивиденды получат руководители укрупненных субъектов и их столичных городов. Они могут стать опорой федерального центра при решении объединительных задач. Наиболее реальные противники укрупнения – региональные политические элиты «поглощаемых» субъектов РФ. Надо учитывать также, что на первом этапе объединения некоторые социальные потери может понести население регионов-доноров, входящих в состав укрупняемого субъекта РФ.

Возможность предоставления субъекту РФ особого статуса является резервом в руках федеральной власти, обеспечивающим расширение политического маневра при разрешенииконфликтных ситуаций. Для этого должен быть принят в пределах 2000 года предусмотренный Конституцией РФ федеральный закон, в котором были бы закреплены принципы (содержание) особого статуса субъекта РФ, основания и порядок его приобретения.

Работа по изменению статуса автономий (не исключено, что и некоторых республик и областей) должна состоять из шести этапов:

1) разработка критериев соответствия региона статусу субъекта РФ;

2) анализ соответствия существующих субъектов РФ принятым критериям;

3) подготовка предложений об изменении состава субъектов РФ;

4) правовое обеспечение возможности изменения статуса региона (субъекта РФ);

5) идеологическое обеспечение изменения статуса субъекта РФ;

6) осуществление правовых и организационных процедур по изменению статуса конкретного субъекта РФ.

Осуществление первых четырех этапов возможно в 2000-2002 гг.; пятого и шестого – по мере готовности конкретных регионов. В рамках организационных процедур особое место должно уделяться мерам по компенсации политических и социальных потерь политической элиты и государственных служащих в субъектах РФ «понижаемого статуса». Прогнозируемые результаты изменения статуса автономий во многом совпадают с рассмотренными прогнозами при реализации мер по укрупнению субъектов РФ. В то же время особенность мер по устранению принципа сложносоставного субъекта РФ – их прецедентный характер. Реформа сложносоставных субъектов выступает в качестве «пилотного проекта», от успеха или неуспеха которого зависит выбор направлений дальнейшего совершенствования территориальной структуры Федерации.

Создание нескольких (по экономическим зонам) федеральных центров, осуществляющих координирующую функциюпри разработке и реализации крупных межрегиональных экономических (социально-экономических) проектов инфраструктурного характера. Усиление степени воздействия Федерации на решение экономических проблем федеративных отношений может быть обеспечено целенаправленным совершенствованием региональной экономической структуры страны. Сферой ответственности данной структуры управления станут функции федерального значения, которые касаются развития крупных инфраструктурных отраслей экономики (энергетика, транспорт, связь, телекоммуникации и т.д.), обеспечивающих единство экономического пространства, а также программы, замыкающие несколько субъектов РФ на единую ресурсную базу и комплекс взаимосвязанных производств.

Образование составляющих эту федеральную управленческую структуру представительств предполагает разделение территории страны на укрупненные экономические регионы (федеральные экономические округа). Таким образом, определение территориальных пределов укрупненных экономических регионов никоим образом не может быть рассмотрено как изменение административно-территориального деления страны. Установление границ укрупненных экономических регионов возможно и в пределах межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Более того, представители органов исполнительной власти каждого из этих субъектов Федерации могут быть привлечены к работе соответствующего федерального представительства. Формирование федеральных экономических округов целесообразно совместить с установленными Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. федеральными округами.

Особенность территориальной дислокации федеральных экономических округов (регионов) состоит в том, что она должна быть более масштабна и не совпадать с окружным размещением федеральных судов, органов прокуратуры, иных правоохранительных органов. Другими словами, должно быть большее число федеральных округов, объединяющих органы, ответственные за соблюдение федеральной законности. К тому же последние должны дислоцироваться таким образом, чтобы обеспечить доступность правовой защиты для граждан. Территориальное разведение различных по функциям ветвей власти позволит избежать попыток построения неконституционных властных органов в масштабах укрупненных регионов с самодостаточной экономикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: