Предпосылки перехода к стратегии денежно-кредитной политики, основанной на регулировании процентных ставок

Независимость Центрального банка

Основной предпосылкой для осуществления Центральным банком действенной и пользующейся доверием денежной политики, является повышение степени автономности последнего и ограничение возможного давления со стороны правительства и бюджета. Очевидно, что никакой центральный банк не может быть абсолютно независимым от политики государства, однако он должен быть максимально свободен в выборе инструментов для достижения инфляции, уровень которой согласован в рамках общегосударственной экономической программы и объявлен в качестве целевого ориентира Центрального банка. Отсутствие давления со стороны фискальных органов предполагает, в частности, что прямое финансирование бюджета не допускается либо ограничено минимальными объемами.

Здоровая бюджетная сфера

Государство должно иметь широкую доходную базу, а зависимость бюджета от сеньоража не должна носить систематичный и довлеющий характер.

Развитый финансовый рынок

Внутренние финансовые рынки должны быть достаточно развиты и эффективны с тем, чтобы обеспечить финансирование дефицита бюджета.

Стабильная и эффективно работающая банковская система

Необходима реструктуризация и дальнейшее развитие банковского сектора – как основного трансформационного механизма между денежной политикой Центрального банка и экономикой. В частности, меры должны касаться законодательной базы и норм пруденциального надзора, повышения прозрачности финансовой отчетности, принципов бухгалтерского учета. Слабая банковская система снижает эффективность денежной политики, поскольку во-первых, создает конфликт интересов между целями снижения инфляции и поддержания кредитных организаций. В частности, будучи ответственным за стабильность банковской системы, центральный банк может стремиться к установлению процентных ставок на уровне более низком, чем того требуют интересы денежно-кредитной политики в целях обеспечения стабильности курса национальной валюты и подавления инфляции. Кроме того, предоставление кредитов испытывающим трудности банкам, увеличивает предложение денег сверх оптимального уровня либо вынуждает Центральный банк перейти к менее жесткой денежной политике. Во-вторых, снижается и искажается эффективность рыночных инструментов денежного регулирования. Так например, кредитные аукционы, могут не иметь желаемого эффекта, если в системе присутствуют неплатежеспособные банки, готовые взять кредит под любую ставку процента с целью избежать банкротства.

Развитие финансовых инструментов

Переход к денежно-кредитной политике, основанной на ориентире инфляции подразумевает режим плавающего обменного курса. Вместе с тем, денежные власти не могут себе позволить полностью игнорировать динамику курса и отказаться от регулирование и сглаживание резких краткосрочных колебаний. Развитие производных инструментов – фьючерсов и форвардов способно оказать стабилизирующее воздействие на валютный рынок и динамику обменного курса. Опыт Мексики показал, что эффективно функционирующий срочный рынок обеспечивает действенный механизм управления рисками, связанными с движением обменного курса, снижая волатильность последнего и уменьшая давление на рынке наличной иностранной валюты. При этом однако, углубление и либерализация данного сектора финансового рынка должны происходить постепенно и включать регулирующие меры с тем, чтобы не допустить чрезмерной приверженности финансовых институтов к спекулятивным операциям, как это имело место быть в 1998 году.

Роль Центрального банка в общегосударственной экономической политике

Обеспечение стабильности национальной валюты является основной и приоритетной задачей денежно-кредитной политики Центрального банка. Вместе с тем, снижение уровня инфляции не может быть единственной и самодостаточной целью института денежно-кредитного регулирования, имеющего в своих руках чрезвычайно действенные инструменты воздействия на все сферы экономической жизни.

Деятельность Банка России должна быть тесно интегрирована в общеэкономическую политику государства и ориентироваться на достижение комплекса конкретных и четко сформулированных целей – повышение уровня монетизации экономики, наращивание золотовалютных резервов, снижение степени долларизации. Вместе с тем, важно не допустить попыток переложить на Центральный банк задачи, ему не свойственные, например, проблемы, связанные с развитием той или иной отрасли или обслуживанием государственного долга.

Механизмы контроля за деятельностью Центрального банка

Неоднократно и справедливо был отмечен недостаточный контроль за деятельностью Центрального банка и закрытая информационная политика Банка. Независимость центрального банка в определении ориентиров и использовании инструментов денежно-кредитной политики ни коей мере не означает, что банк освобожден от ответственности за свою деятельность и ее результаты. Если подконтрольный центральный банк действует от имени и в соответствии с предписаниями правительства, то независимый уже не может сослаться на поручения «свыше». В разных странах разработаны методы и формы контроля за деятельностью центральных банков. Однако в случае России наблюдается прямо противоположная картина: отчетность и ответственность российского банка носит чисто формальный характер. Необходимо повышения прозрачности работы Центрального банка: финансовой, аналитической, документальной. Обязательно должны публиковаться протоколы заседания совета директоров.

Отсутствие четко зафиксированных целей и механизмов их достижения создает ситуацию, когда практически невозможно повлиять на политику банка, что создает угрозу злоупотребления и отклонения от социльно и экономически обоснованных ориентиров.

Формирование в обществе антиинфляционных настроений

Ярко выраженное негативное отношение к инфляции со стороны экономических агентов должно обеспечит поддержку политике борьбы с инфляцией. Именно этот фактор является одним из ключевых составляющих успеха антиинфляционной политики Бундесбанка. В то же время, если среди населения нет явно выраженного осуждения инфляции, то даже в случае формально независимого центрального банка, правительство будет более склонно обойти закон и сделать это будет гораздо проще.

Снижение степени долларизации экономики

Высокая степень долларизации снижает эффективность денежно-кредитного регулирования и усиливает подверженность экономики внешним шокам. Меры Центрального банка, направленные на сокращение долларизации могут включать установление более низких ставок и более высокого налога на депозиты в иностранной валюте, меньший гарантированный размер вклада. Кроме того, целесообразны методы защиты национальной валюты путем расширения кредитной активности банков, разработки программ ипотечного кредитования, дифференциации норм резервирования средств коммерческими банками в зависимости от структуры кредитных вложений, развития кредитной кооперации, лизинговых операций. В краткосрочной перспективе необходимо ужесточение пруденциальных норм и усиление контроля с тем, чтобы максимально повысить устойчивость финансовой системы к риску обменного курса.

Развитие институциональной основы эффективного денежно-кредитного регулирования позволит в среднесрочной перспективе перейти использованию в качестве целевого показателя уровня инфляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: