Состояние внешнеторгового сектора экономики

Начало 90-х годов дало мощный толчок процессу интеграции российской экономики в систему международного разделения труда.

Распад СЭВ, создание СНГ, последовавший за этим спад деловой активности в России и во входивших в эти блоки странах, привели к резкому росту зависимости российских производителей и потребителей от мировых рынков товаров, капиталов, а затем и услуг. Из замкнутого, искусственно созданного торгово-экономического пространства Россия вышла на мировые рынки со своими правилами игры и со сложившейся системой разделения труда.

Однако за прошедшие с тех пор десять лет России не удалось существенно изменить своей роли на международном рынке. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импорта на потребительские товары и ввоз технологического оборудования не только сохранились, но и усилились. При этом страна потеряла некоторые преимущества в экспорте техники и технологического оборудования, которые базировались на внешнеполитической поддержке внешнеэкономических связей осуществляемой бывшим СССР. Для многих предприятий поставки на экспорт стали основным условием выживания. Например, к 2000 году компании, занятые в металлургическом секторе, экспортировали около 40 процентов продукции, в химическом – свыше 60 процентов. Рост экспорта продукции первого передела приводил к постепенному ограничению российских экспортеров на этих внешних рынках и эскалации торговых конфликтов. Импортные поставки, прежде всего сельскохозяйственных и потребительских товаров, стали важным источником покрытия внутреннего спроса и снятия социальной напряженности. Однако в ряде случаев это поставило в трудное положение российских производителей, которые неожиданно столкнулись с открытой международной конкуренцией на собственном рынке. Это относится и к поставкам гуманитарной продовольственной помощи во второй половине 90-х годов.

Сложившееся положение обусловлено как объективными так и субъективными причинами. Среди объективных причин можно выделить четыре важнейших: (1) российская экономика, вышедшая из недр советской, в своей массе была неконкурентоспособной, большинство отечественных товаров за исключением сырьевых и образцов военно-космической техники не могли быть проданы на международном рынке на условиях равной конкуренции из-за низкого качества и несоответствия международным стандартам по целому ряду технологических параметров;.(2) технологическая отсталость основных фондов в промышленности, низкое качество отечественных товаров неизбежно формировало значительный спрос на импорт; (3) использование импортных тарифов в качестве защиты от внешней конкуренции внутреннего рынка оказалось не очень эффективным на фоне мощного укрепления рубля происшедшего в 1994-1998 годы и из-за коррупции в таможенных органах; (4) российские экспортеры не сырьевых товаров подверглись на международных рынках дискриминации, основанной на нерыночном статусе российской экономики, а также не включении ее в систему ВТО. Ежегодный ущерб от принимаемых против российских товаров и услуг достиг 2-3 млрд. долларов в год.

К субъективным причинам относится нерасторопность действий органов исполнительной власти, которые не обеспечили своевременное развитие механизмов защиты отечественных внешнеторговых интересов. В отличие от большинства крупных стран с развитой и развивающейся экономикой, РФ не является пока участником наиболее важных многосторонних торговых соглашений и международных экономических организаций. Вследствие этого Россия:

- не может участвовать в процессе обсуждения и принятия принципиальных решений в области регулирования мировой торговли;

- вынуждена строить свои отношения с торговыми партнерами прежде всего на основе двусторонних соглашений, большая часть которых была заключена в 60-е-80-е годы в условиях принципиально иной экономической системы и внешнеэкономических приоритетов;

- в случае возникновения торговых конфликтов не может применять многосторонние механизмы разрешения торговых споров.

Россия до сих пор не добилась признания юридического равноправия в системе международной торговли. Большинство развитых стран по-прежнему рассматривают Россию как страну с нерыночной экономикой, обосновывая этим применение к ней более жестких правил проведения антидемпинговых процедур, компенсационных и защитных мер. Многие страны СНГ, в том числе Украина и Казахстан, пользуясь непроработанностью договорно-правовой базы, а иногда и нарушая свои обязательства по соответствующим договорам, применяют различного рода дискриминационные ограничения российского экспорта, в том числе в скрытой форме.

Помимо чисто юридических причин применению дискриминационных мер в отношении российских товаров способствует и фактическая политика бездействия в области защиты внутреннего рынка. Из-за неразвитости и противоречивого характера законодательства до сих пор России не удалось освоить применение современных средств защиты - антидемпинговых, компенсационных и защитных мер. Практически не применяется механизм ответных мер на дискриминационные действия торговых партнеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: